«CV-2 Lexington» - авианосец военно-морского флота США, головной корабль одноименного класса кораблей. Изначально строился в качестве линейного крейсера, однако, после Вашингтонского соглашения 1922 г США получили право достроить его в качестве авианосца. Корабль был назван в честь сражения при Лексингтоне 1775 г, перового вооруженного столкновения в ходе Войны за независимость США.
Проектирование
Начало проектирования линейных крейсеров в США приходится на 1908 г но, несмотря на это ни один из представленных проектов не был воплощен. Морское министерство отдавало предпочтение хорошо бронированным линкорам. Однако, после того как в 1911 г на английской верфи был заложен линейный крейсер «Kongo» для японского военно-морского флота, было принято решение о разработке эскизных чертежей линейного крейсера.
Из всех представленных вариантов, выделяются следующие проекты:
- Линейный крейсер с водоизмещением 30 000 т и скоростью хода 29 узлов. Вооружение главного калибра должно было состоять из 8 356-мм орудий размещенных в четырех двух-орудийных башнях. Противоминное вооружение – из 24 152-мм орудий. Бронирование должно было выполнено по принципу «все или ничего» и напоминало бронирование линкора «Nevada».
- Линейный крейсер с водоизмещением 30 000 т и скоростью хода 32 узла. Вооружение главного калибра должно было состоять из 8 356-мм орудий размещенных в четырех двух-орудийных башнях. Противоминное вооружение – из 24 152-мм орудий. Толщина главного броне пояса должна была составлять 203-мм. При этом расчетная дальность плавания составляла 8 000 миль.
- Линейный крейсер с водоизмещением 30 000 т и скоростью хода 29 узлов. Вооружение главного калибра должно было состоять из 8 356-мм орудий размещенных в четырех двух-орудийных башнях. Противоминное вооружение – из 24 152-мм орудий. Толщина главного броне пояса должна была составлять 280-мм. При этом расчетная дальность плавания составляла 7 000 миль.
- Линейный крейсер с водоизмещением 30 000 т и скоростью хода 26 узлов. Вооружение главного калибра должно было состоять из 8 356-мм орудий размещенных в четырех двух-орудийных башнях. Противоминное вооружение – из 24 152-мм орудий. Толщина главного броне пояса должна была составлять 356-мм. При этом расчетная дальность плавания составляла 5 000 миль.
Несмотря на большое разнообразие эскизных проектов ни один из них не был выбран, так как морское министерство США все еще отдавало предпочтение линкорам с их крепкой броней и большим количеством артиллерии главного калибра. Однако, после победы английских линейных крейсеров у Фолькленда, успехов немецкого «Goeben» в Средиземном и Черном морях, боя у Доггер-Банке и быстрый рост Японского флота позволили оценить значение линейных крейсеров.
В 1916 г был предложен эскизный вариант нового быстроходного линейного крейсера. По проекту крейсер должен был развивать скорость в 35 узла. Для обеспечения такой скорости в проект была заложена мощность машинного отделения в 180 000 л.с., что вызвало увеличение водоизмещения до 35 000 т. Увеличение водоизмещения привело к ухудшению схемы бронирования.
По сравнению с предыдущими вариантами вооружение главного калибра было усилено и состояло из десяти 356-мм орудий, размещенных в двух трех-орудийных и двух двух-орудийных башнях главного калибра. Вооружение противоминного калибра состояло из двадцати 127-мм орудий, двенадцать из них размещались в казематах, а остальные стояли открыто.
Так же большие проблемы возникли в размещении котельных и машинных отделений. В результате машинные и турбинные отделения разместили в диаметральной плоскости корпуса, а котельные отделения слева и справа от них. Но и это не решило проблему, поэтому оставшиеся двенадцать котлов пришлось разместить выше ватерлинии, поверх броне палубы над машинными отделениями. Данная схема потребовала установку семи дымоходов. Из-за такого расположения машинных отделений и слабого бронирования любые подводные повреждения привели бы к быстрому затоплению корабля.
К сожалению, мы не можем точно сказать повлияли на решение министерства данные недостатки или же нет, но данный проект не был принят. Спустя год, в 1917 г был предложен новый вариант линейного крейсера. Проект предусматривал усиление вооружения главного калибра, десять 356-мм орудий заменили на восемь 406-мм орудий. Так же усилили противоминное вооружение на 152-мм орудия. Так же было усилено бронирование, корабль получил противоторпедную защиту. Главный броне пояс получил наклон наружу. Так же была пересмотрена защита башен, погребов и боевой рубки. Подверглась изменениям и энергетическая установка, количество котлов сократили и изменили их тип. Расположение котельных отделений было изменено, теперь они все были прикрыты броней. Вместо семи дымоходных труб корабль получил две стандартные.
В результате всех модификаций водоизмещение линейного крейсера достигло 44 000 т, при этом скорость хода снизилась до 33 узлов. Данный проект был утвержден и уже в 1920 – 1921 годов было заложено шесть линейных крейсеров. Головным кораблем стал «Lexington» заложенный 8 января 1921 г. Линейный крейсер «Saratoga» был заложен в сентябре 1920 г. Постройка первых линейных крейсеров шла довольно быстро и уже в 1922 г корпуса были готовы. Однако стать линейными крейсерами им было не суждено. Согласно Вашингтонскому соглашению, США получило право достроить два из шести кораблей в качестве авианосцев.
Изначально планировалось достроить корабли по типу авианосца «Langley». Но за время строительства первоначальный проект был существенно изменен, в результате чего «Lexington» и «Saratoga» стали авианосцами современной архитектуры.
Стапельный период и достройка кораблей продолжались около пяти лет и были построены к концу 1927 г.
Конструкция
Будущие авианосцы получили длинные и узкие корпуса с высоким надводным бортом. Форма полетной палубы была определена обводами корпуса и сужалась к форштевню, что уменьшало полезную площадь. В наследство от линейного крейсера корпус будущего авианосца получил клиперский форштевень и бульбообразные обводы подводной части корпуса в носу. Высокий надводный борт и большие объемы межпалубных пространств позволили спроектировать самолетный ангар длиной 129,2 м и шириной 22,55 м.
Из-за того, что корпуса линейных крейсеров в корме имели более зауженную форму, чем предполагалось для авианосцев специальной постройки, то площадь ангара и хранилища разобранных самолетов оказалась меньше чем планировалось. Что привело к уменьшению авиакрыла. Однако американцы смонтировали на подволоке ангара систему для подвески резервных машин, что позволило довести авиагруппы до 109 машин.
На полетной палубе была смонтирована дымовая труба, в которую вывели все дымоходы от котлов. Передней установили надстройку и две башни главного калибра, еще две орудийные башни были установлены позади дымовой трубы.
Длина корабля по ватерлинии составляла 270,7 м. Ширина корпуса составляла 32,8 м., а осадка – 9,9 м. Стандартное водоизмещение составляло 37 000 т., а полное – 48 500 т. Экипаж корабля состоял из 2 951 офицеров и матросов.
Двигатели
Авианосец имел турбоэлектрическую энергетическую установку суммарной мощностью 180 000 л.с. Каждый из четырех пропеллерных валов приводился во вращение двумя электрическими двигателями мощностью 22 500 л.с. Для питания электрических двигателей корабли имели четыре электрических генератора производства «General Electric» мощностью 35 000 кВт. Пар для генераторов вырабатывали шестнадцать паровых котлов «Yarrow». Запас топлива составлял 6 795 т нефти, при этом авианосцы могли израсходовать максимум 5 500 т. Остальное топливо всегда должно было оставаться в цистернах левого борта для уравновешивания надстройки. Расчетная скорость хода составляла 33,25 узла. Дальность плавания составляла 10 000 миль при скорости хода 10 узлов.
Вооружение
Вооружение главного калибра кораблей состояло из восьми 203-мм орудий 55 калибра (Mk 9) размещенных в четырех двух-орудийных линейно возвышенных башнях. Данные орудия вели огонь 120-кг снарядами с начальной скоростью 850 м/с и скорострельностью в три – четыре выстрела в минуту. Углы возвышения составляли от -5 до 41 градуса, при этом максимальная дальность стрельбы составляла 29 130 м.
Зенитное вооружение кораблей состояло из двенадцати 127-мм орудий 25 калибра (Mk 10). Орудия размещались в одиночных установках без щитов, сгруппированных по три в бортовых галереях в носу и корме. Они вели огонь 24-кг снарядами с начальной скоростью в 640 м/с и скорострельностью в 14 – 20 выстрелов в минуту. Максимальный угол возвышения составлял 85 градусов, при этом максимальная дальность стрельбы составляла 13 259 м при угле возвышения 45 градусов и досягаемость по высоте – 8 352 м при угле возвышения 85 градусов.
Авиационное вооружение авианосцев состояло из 78 самолетов, при этом авиационные группы постоянно менялись. В основном они состояли из истребителей, пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев. Вот краткий перечень самолетов базировавшихся на авианосцах в течение первых 10 лет службы. Истребители компании Boeing – FB5, F3B-1, F2B-1 и F4B. В роли первых палубных бомбардировщиков выступали палубные истребители Curtiss – F6C, F11C, DFC и Boeing – F2B, F3B, F4B. В роли первых торпедоносцев выступали бипланы Martin – T3M, T4M, а так же Great Lakes – TG.
Бронирование
Авианосцы имели неполный броне пояс по ватерлинии, который в верхней кромке имел толщину 178-мм и утончался к нижней кромке до 127-мм. В длину он простирался на 161,5 м и заканчивался траверзами, толщина которых в носу и корме составляла от 127-мм до 178-мм и 178-мм соответственно. Высота броне пояса составляла 2,8 м. Для повышения сопротивления снарядам он имел наклон в 12 градусов наружу.
Горизонтальное бронирование состояло из 51-мм броне палубы выполненной в два слоя из стали специальной обработки (special treatment steel). Кроме этого гребные электродвигатели и рулевые машины имели горизонтальное бронирование толщиной 76-мм и 114-мм на скосах.
Орудийные башни имели только противоосколочную защиту толщиной 19-мм. Боевая рубка имела бронирование толщиной от 51-мм до 57-мм.
Противоторпедная защита состояла из противоторпедных переборок толщиной от 10-мм до 19-мм, количеством от трех до шести. Пространство между переборками могло использоваться в качестве топливных цистерн или оставаться пустым, для поглощения ударной волны боеголовки торпеды.
Модернизации
Во время ремонтных работ 1936 г с авианосца «Lexington» демонтировали 47-метровую катапульту, которая стояла в носовой части. Носовую часть полетной палубы расширили, а длину увеличили до 268,2 м.
В 1936 г в носовой и кормовой части были добавлены четыре спонсона, на каждый из которых установили по четыре 12,7-мм пулемета. Так же установили по два 12,7-мм пулемета на крышах башен главного калибра №2 и №3. Чуть ниже среза дымовой трубы, на уровне прожекторных площадок, по обеим сторонам были добавлены галереи, куда установили еще по шесть 12,7-мм пулеметов.
В 1940 г авианосец получили пять 76-мм зенитных орудий 50 калибра. Данные орудия располагались следующим образом: одно орудие находилось между дымовой трубой и надстройкой, еще два в носу перед спонсонами, остальные два в корме. Как оказалось позже они были не эффективными и их заменили на счетверенные 28-мм автоматы.
В ходе ремонтных работ совмещенных с модернизацией в апреле 1942 г с авианосца «Lexington» демонтировали все башни главного калибра. Вместо них он получил четыре счетверенных 28-мм автомата. Так же был установлен новый поисковый радар типа CXAM-1, с антенной на платформе, вынесенной вперед от верхней кромки дымовой трубы.
В ходе войны корабль получил 22 20-мм зенитных пушек Эрликон, которые располагались в галерее у основания дымовой трубы и в корме – на местах крепления шлюпок.
Служба
14 декабря 1927 г авианосец «Lexington» был зачислен в состав флота и начал отработку различных боевых задач. После учебы авианосец отправился к Восточному Побережью Соединенных Штатов в Сан Педро, куда прибыл 7 апреля 1928 г. У Восточного Побережья он базировался вплоть до 1940 г. В течение данного периода он принял участие в нескольких больших маневрах флота, так называемые Fleet Problems, проходивших в Атлантическом океане и Карибском море.
В январе 1929 г авианосцы «Lexington» и «Saratoga» приняли участие в учениях, проходящих под названием Fleet Problem IX. Для авианосца «Lexington» ставилась задача не допустить воздушной атаки на Панамский канал, в то время как авианосец «Saratoga» должен был успешно нанести авиационный удар. Ночью авианосец «Saratoga» совершил обход защищающихся сил и на рассвете поднял все свои самолеты. Пикировщики нанесли удар по шлюзам Панамского канала, полностью выведя его из строя. По итогам учений было признано, что обороняющаяся сторона не смогла справиться с поставленной задачей.
В 1929 г на западе штата Вашингтон была сильная засуха, из-за чего уровень воды в озере Кашмен сильно упал. Из-за низкого уровня воды гидроэлектростанция, расположенная на озере, не могла вырабатывать достаточно электричества для города Такома. Поэтому власти города обратились за помощью к федеральному правительству. Так как авианосец «Lexington» имел турбоэлектрическую энергетическую установку, то военно-морской флот США направил его в Такому. По прибытию корабль был подключен к городской сети и с 17 декабря по 16 января 1930 г выработал для города 4 520 960 кВт.
Спустя два месяца корабль принял участие в учениях, проходящих под названием Fleet Problem X, которые проводились в Карибском море. В ходе учений было признано, что ее авиация сбила все самолеты предполагаемого противника запущенные с авианосцев «Saratoga» и «Langley», а так же разрушила их взлетные палубы.
Спустя месяц состоялись следующие учения под названием Fleet Problem XI, на этот раз в учениях преуспел авианосец «Saratoga», уничтожив за 24 часа взлетную палубу авианосца «Lexington».
В феврале 1931 г во время учений Fleet Problem XII авианосцы «Lexington» и «Saratoga» были назначены для защиты Панамского канала от гипотетического вторжения противника. Несмотря на то, что каждому авианосцу удалось нанести некоторые повреждения кораблям вторжения, противник все равно успешно совершил высадку войск. Вскоре после этого, корабли были переброшены в Карибское море для проведения будущих маневров.
31 марта 1931 г авианосец, находясь недалеко от военной базы Гуантанамо, Куба, получил приказ оказать помощь пострадавшим от землетрясения в Манагуа, Никарагуа. Уже на следующий день, корабль подошел на достаточную дистанцию для запуска самолетов с припасами и медицинским персоналом.
7 февраля 1932 г во время Больших Совместных Учений авианосцы «Lexington» и «Saratoga» смогли совершить массированный авиационный удар по Перл-Харбору. Находясь всего в 40 милях от атолла Оаху, они подняли в воздух всю свою авиацию, которая уничтожила все самолеты на аэродромах и завоевала полное господство в воздухе.
Авианосцы также принимали участие в учениях Fleet Problem XIII, при этом «Lexington» был зачислен в состав Черного флота, которому предписывалось оборонять Гавайи и Западное побережье от Синего флота, в состав которого входил авианосец «Saratoga». 15 марта он настиг авианосец «Saratoga» со всеми самолетами на взлетной палубе. В ходе учений было признано, что авианосец «Saratoga» был сильно поврежден, а взлетная палуба – разрушена. Во время ночной атаки Черного флота авианосец «Saratoga» был признан затонувшим. Так же авиация с авианосца «Lexington» нанесла сильные повреждения двум линкорам Синего флота.
В январе 1933 г армия и флот США решили сымитировать атаку авианосцев на Гавайи. 31 января авианосцы «Lexington» и «Saratoga» успешно нанесли воздушный удар по Перл-Харбору. В феврале корабль принял участие в морских учениях под названием Fleet Problem XIV. Во время учений ему предстояло провести атаку на Сан-Франциско, но из густого тумана неожиданно появились два обороняющихся линкора и авианосец был признан потопленным.
В апреле – мае 1934 г авианосец принимал участие в учениях Fleet Problem XV проходивших в Карибском бассейне, однако, после учений Тихоокеанский флот остался в Карибском бассейне для прохождения дальнейших учений и маневров. На свои базы корабли вернулись только в ноябре.
Во время учений Fleet Problem XVIII проходивших в 1937 г авианосец был ограничен сопровождением линейных кораблей и как следствие этого был сильно поврежден и затонул от орудийного огня и торпед. В июле корабль принял участие в спасательной операции Амелии Эрхарт, пропавшей без вести 2 июля 1937 в центральной части Тихого океана при попытке совершить кругосветный полет на двухмоторном самолете.
Во время учений Fleet Problem XIX в марте 1938 г авианосец «Lexington» принимал участие в учебной атаке на Перл-Харбор. Несмотря на действия обороняющихся сил, авианосцам «Lexington» и «Saratoga» удалось незамеченным выйти на ударную позицию с северо-запада от Оаху. Командование списало успех атакующей стороны на погодный фронт, который скрыл ее действия.
Во время учений Fleet Problem XXI проходивших в 1940 г, авианосец «Lexington» застал врасплох авианосец «Yorktown» и сильно повредил его, несмотря на это авиация с «Yorktown» разрушила взлетную палубу авианосца «Lexington». После учений флот получил приказ оставаться в Гавайях. Это были последние учения перед войной в Тихом океане.
К началу войны с Японией, авианосцы «Lexington» и «Enterprise» базировались в Перл-Харборе, но вовремя атаки японцев 7 декабря 1941 г под удар не попали. Авианосец «Lexington» с дюжиной бомбардировщиков ушел 5 декабря к атоллу Мидуэй и во время атаки на Перл-Харбор находился в 230 милях к востоку от цели. После того как на корабль поступил приказ вернуться, он занялся поиском японских подводных лодок и 10 декабря его авиация потопила одну из них – «I-70». На следующий день авианосец получил разрешение войти в гавань Перл-Харбора.
14 декабря авианосец «Lexington» в составе соединения TF.11 в сопровождении трех тяжелых крейсеров и пяти эсминцев вышло из Перл-Харбора и направилось к атоллу Джалиут. Они должны были нанести удар по японской базе и отвлечь внимание противника на себя. Тем временем оперативное соединение TF.14 в состав которого входил авианосец «Saratoga», прибывший в Перл-Харбор 15 декабря, направлялось к атоллу Уэйк. Прибыв к атоллу Джалиут, соединение TF.14 базу противника не обнаружило и взяло курс к атоллу Уэйк. Когда соединение TF.14 было в 700 милях севернее от атолла Уэйк, японская авиация, запущенная с авианосцев «Hiyu» и «Soryu», нанесла удар по атоллу. Гарнизон Уэйка так и не дождался подкрепления и капитулировал 23 декабря, после чего оба американских соединения вернулись в Перл-Харбор.
Тем временем командование Тихоокеанским флотом осознало, что после катастрофы в Перл-Харборе флот США уступает японскому флоту и ни о каком генеральном сражении не быть и речи. В данных условиях новый главнокомандующий разработал так называемую тактику «кусай и беги». В соответствии с ней четыре оперативных соединения во главе с авианосцами должны были наносить внезапные удары авиацией по базам и местам высадки десантов противника с быстрым последующим отходом.
В январе 1942 г оперативное соединение TF.14 приняло участие в операциях в районе Маршалловых островов и острова Гильберт, обеспечивая дальнее прикрытие других соединений. Позже соединение сопровождало конвой от Панамского канала до Фиджи, после чего взяло курс на японскую базу Рабаул.
Утром 20 февраля над соединением показались два японских самолета разведчика, несмотря на то, что истребители с авианосца «Lexington» сбили их, японцы узнали о приближении противника. Поднимать самолеты не было никакого смысла, так как цель находилась на 150 миль дальше радиуса действия американских самолетов. Вскоре после полудня в 85 милях от соединения были обнаружены 18 приближающихся торпедоносцев. Они шли двумя группами прямым курсом на авианосец.
В результате воздушного боя были сбиты 16 торпедоносцев, при этом американцы потеряли два истребителя. К сожалению, зенитный огонь соединения из-за плохой слаженности представлял больше угрозу для самолетов патруля, чем для атакующих торпедоносцев. После атаки японцев, стало ясно, что фактор внезапности был потерян, и соединение ушло в Коралловое море.
6 марта 1942 г два оперативных соединения во главе с авианосцами «Lexington» и «Yorktown» объединились у острова Нумеа. Оперативное соединение получило номер TF.17 и состояло из двух авианосцев, восьми тяжелых крейсеров и четырнадцати эсминцев. Американское командование решило провести новую атаку на японскую базу Рабаул. Планировалось провести атаку с юга, в надежде избежать японских самолетов разведчиков. Однако 8 марта, когда соединение уже было в море, стало известно, что японские войска начали вторжение в Папуа Новая Гвинея и корабли противника сосредоточились возле портов Лаэ и Саламауа. План атаки сразу же был измен, и соединение отправилось к Новой Гвинеи. Что бы не потерять эффект неожиданности, было решено запустить самолеты на пределе радиуса действия торпедоносцев, что требовало от штурманов исключительной внимательности. Утром 10 марта корабли вышли на свои позиции и с авианосцев поднялись в воздух 103 самолета. 24 истребителя остались прикрывать соединение с воздуха. Первыми атаковали 16 японских кораблей самолеты с авианосца «Lexington», они смогли потопить три транспортника и еще несколько кораблей получили повреждения. А спустя 15 минут к месту боя прибыли самолеты с авианосца «Yorktown».
Несмотря на успешность боя, были выявлены серьезные недостатки в материальной части и подготовке личного состава. Так из тринадцати выпущенных торпед, восемь из них затонули сразу же после сброса, а остальные пять, хоть и пошли нужным курсом, целей так и не достигли. Так же был выявлен серьезный недостаток у пикирующих бомбардировщиков, если они пикировали с большой высоты, то у них запотевали оптические прицелы и фонари кабин, не давая экипажам видеть цель или атакующий истребитель.
К сожалению, атака американцев не смогла задержать высадку японцев и соединение TF.11 с авианосцем «Lexington» получило приказ вернуться в Перл-Харбор, куда оно прибыло 26 марта.
В Перл-Харборе на корабле провели короткий ремонт, а 1 апреля соединение TF.11 реорганизовали. Теперь оно включало авианосец «Lexington», два тяжелых крейсера «Minneapolis» и «New Orleans», а так же семь эсминцев. В середине апреля соединения TF.11 и TF.1 проводили совместные учения в районе Пальмиры и острова Рождества. Позже, 18 апреля учения были отменены, так как отдел радиоэлектронной разведки получил информацию о готовящемся вторжении Японии на Соломоновы острова, так называемая Операция МО.
1 мая из Трука вышло японское соединение, которое включало два авианосца «Zuikaku» и «Shokaku», два тяжелых крейсера и шесть эсминцев. Им предстояло проследовать вниз восточнее Соломоновых островов и войти в Коралловое море южнее Гуадалканала. Авианосцы должны были предоставить воздушное прикрытие силам вторжения, уничтожить военно-воздушные силы Порт- Морсби, а так же перехватить и уничтожить любые военно-морские силы Союзников вошедшие в Коралловое море.
Тем временем оперативные соединения TF.11 и TF.17 соединились в 300 милях северо-западнее Новой Каледонии. На следующий день соединение TF.17 направилось к островам Луизиада, а соединение TF.11 осталось дожидаться оперативное соединение TF.44, которое состояло из тяжелых крейсеров «Australia» и «Chicago», легкого крейсера «Hobart» и трех эсминцев.
В 08:16 утра 5 мая в 320 милях южнее Гуадалканала объединились оперативные соединения TF.11, TF17 и TF.44. В это же время истребители с авианосца «Yorktown» сбили японский самолет разведчик в 11 милях от соединения TF.11. Пилот не успел передать сообщение о столкновении с противником, но так как разведчик не вернулся на базу, то японцы предположили, что он был сбит при встрече с авианосцем.
6 мая прошло в тщетных попытках обнаружить японские соединения, так как на тот момент они находились вне дальности действия американской авиации.
Ранним утром 7 мая японский флот запустил большую группу самолетов разведчиков, они должны были обнаружить американские авианосцы. В 07:45 японское командование получило доклад об обнаружении одного авианосца и трех эсминцев в 200 милях к югу. В 08:00 в небо поднялись 18 истребителей, 36 пикирующих бомбардировщиков и 24 торпедоносца. В 09:15 японская авиация прибыла в точку атаки, в которой они обнаружили танкер и эсминец, которые и потопили.
В это время американская авиация обнаружила противника, им оказался легкий авианосец «Shoho» из группы прикрытия сил вторжения. В 10:13 с авианосца «Lexington», а следом за ним и с «Yorktown» в воздух поднялись 93 самолета. В 10:40 они обнаружили японский авианосец, который прикрывали с воздуха всего несколько истребителей. Они попытались перехватить атакующие самолеты, но были быстро уничтожены. Первыми атаковали авианосец три пикирующих бомбардировщика с «Lexington», но они не добились прямых попаданий, только один близкий разрыв бомбы сбросил за борт пять самолетов. Следом авианосец атаковали остальные бомбардировщики, торпедоносцы и истребители. Получив несколько прямых попаданий бомб, он загорелся и остановился. В 11:36 получив 13 прямых попаданий 454-кг бомб и 7 торпед, он затонул. Американцы же потеряли всего три самолета.
Американские истребители вернулись в 13:38, а уже в 14:20 были готовы к следующему вылету. Однако американское командование было обеспокоено, что местоположение оставшихся японских авианосцев до сих пор не обнаружено. Тем временем, по мнению разведки в составе сил вторжения может быть до четырех японских авианосцев. Из-за данных сведений следующая атака была отложена и соединение TF.17 под плотным прикрытием истребителей направилось курсом на юго-запад.
В 17:47 американское соединение находилось в 200 милях западнее японских сил вторжения, в это время на радарах показалась авиация противника. Истребители прикрытия сразу же взяли курс на перехват. Японские летчики не ожидали нападения, из-за чего американские истребители сбили семь торпедоносцев и один пикирующий бомбардировщик, при этом американцы потеряли три истребителя. Большие потери заставили японцев повернуть назад и вернуться на свои авианосцы.
8 мая в 06:15 для поиска американских авианосцев была запущена большая группа японских разведчиков. Спустя 25 минут с американских авианосцев была запущена аналогичная разведгруппа.
Примерно в одно и то же время, ориентировочно в 08:20, противники обнаружили друг друга. Соединения находились на дистанции в 210 миль друг от друга. Сразу же после получения доклада об обнаружении, обе стороны подняли в воздух авиацию для удара. С авианосца «Yorktown» в 09:15 в воздух поднялись 6 истребителей, 24 пикирующих бомбардировщика и 9 торпедоносцев. А спустя десять минут с авианосца «Lexington» были запущены 9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщика и 12 торпедоносцев. Тем временем американские и японские соединения взяли курс на сближение, что бы сократить обратный путь авиации.
В 10:32 группа пикирующих бомбардировщиков с авианосца «Yorktown» достигла японских авианосцев. Им пришлось дожидаться более медленных торпедоносцев, что бы одновременно атаковать противника. Японские авианосцы «Shokaku» и «Zuikaku» прикрывали 16 истребителей. В 10:57 пикирующие бомбардировщики атаковали авианосец «Shokaku» и добились двух прямых попаданий 450-кг бомб. Одна из бомб попала в надстройку, а вторая причинила сильные повреждения полетной палубы и ангарам. К сожалению ни одна из торпед не поразила авианосец. В результате воздушного боя два пикирующих бомбардировщика были сбиты истребителями охранения.
Авиация с авианосца «Lexington» атаковала только в 11:30, из-за недостаточного количества топлива на цель смогли выйти только 4 пикирующих бомбардировщика и 11 торпедоносцев. В результате атаки пикирующие бомбардировщики добились одного прямого попадания 450-кг бомбы в авианосец «Shokaku», вызвав дополнительные повреждения. Торпедоносцы и на этот раз не смогли поразить авианосцы противника.
Из-за сильных повреждений авианосец «Shokaku» не мог принимать дальнейшее участие в будущих авиационных операциях. Поэтому он получил разрешение отступить и под прикрытием двух эсминцев направился на северо-восток.
Тем временем в 10:55 на авианосце «Lexington» обнаружили приближающуюся японскую авиацию на дистанции 68 миль. Ударная группа японцев состояла из 33 пикирующих бомбардировщиков, 18 торпедоносцев и 18 истребителей. Из-за больших потерь, японцы не могли сразу атаковать два авианосца, поэтому 14 торпедоносцев атаковали «Lexington», а оставшиеся 4 - «Yorktown». В то время как американское соединение с воздуха прикрывали 17 истребителей воздушного патруля.
Атака японцев на авианосцы началась в 11:13 и корабли эскорта открыли огонь из зенитной артиллерии. Торпедоносцы, атаковавшие авианосец «Yorktown» не смогли его поразить, к сожалению «Lexington» повезло меньше. Японские торпедоносцы заходили для атаки слева и справа по носу, готовясь сбросить торпеды на дистанции 900 – 1300 м. Корабль начал маневрировать, но уклониться сразу от 11 торпед сразу было очень трудно. В 11:20 он получил первое торпедное попадание в носовую часть по левому борту, а затем и второе, с того же борта напротив мостика.
Тем временем пикирующие бомбардировщики разделились на две группы, 19 из них выбрали своей целью авианосец «Lexington», а остальные 14 - «Yorktown». В результате атаки пикирующих бомбардировщиков авианосец «Lexington» получил два прямых попадания авиационных бомб, одна из которых попала в ящик с боезапасом для 127-мм орудий в носовой части по левому борту, а другая повредила дымовую трубу. Так же была повреждена подводная часть корпуса из-за близких разрывов бомб.
Состояние авианосца было тяжелым, корпус получил креп в 7 градусов, три котельных отделения были частично затоплены, подъемники для самолетов не действовали, в трех местах бушевали пожары.
К сожалению, взрывы торпед образовали течь в цистернах авиационного топлива, которая не была своевременно обнаружена и в помещении ангара начала расти концентрация паров бензина. Приблизительно в 12:47 корабль содрогнулся от внутреннего взрыва, прервалась внутренняя связь, а в помещениях запылали пожары.
Следующий сильный взрыв произошел в 14:42, в результате чего начались сильные пожары в ангаре. Вскоре после этого носовая часть корабля потеряла питание. Командование направило на помощь три эсминцев, но следующий сильный взрыв, произошедший в 15:25, сбил давление воды в ангаре и ремонтные партии вынуждены были покинуть машинные отделения. В 16:00 авианосец встал, так как огонь бушевал во всех отделениях ниже ватерлинии. Авианосец был обречен и в 17:07 командир корабля отдал приказ покинуть корабль. Начавшаяся в 18:00 серия сильных взрывов разрушила кормовой подъемник, а стоявший там самолет подбросило в воздух. Командир корабля подождал до 18:30, что бы быть уверенным, что все его люди покинули корабль и разместились на эсминцах и только после этого сам покинул корабль. Так погиб авианосец «Lexington».
Корабль официально был выведен из списка флота 24 июня 1942 г.