navyhistory

"CV-3 Saratoga" - Авианосец ВМФ США

«CV-3 Saratoga» - авианосец военно-морского флота США  класса «Lexington».  Он, как и головной корабль, изначально строился в качестве линейного крейсера, однако, после Вашингтонского соглашения 1922 г США получили право достроить его в качестве авианосца. Корабль сыграл ведущую роль в разработке концепции применения быстроходных авианосцев. Авианосец назван в честь сражения при Саратоге, которое состоялось 17 октября 1777 г. Сражение считается переломным моментом войны за независимость. 

Проектирование

Начало проектирования линейных крейсеров  в США приходится на 1908 г но, несмотря на это ни один из представленных проектов не был воплощен. Морское министерство  отдавало предпочтение хорошо бронированным линкорам. Однако, после того как в 1911 г на английской верфи был заложен линейный крейсер «Kongo» для японского военно-морского флота, было принято решение о разработке эскизных чертежей линейного крейсера.

Из всех представленных вариантов, выделяются следующие проекты:

  1. Линейный крейсер с водоизмещением 30 000 т и скоростью хода 29 узлов. Вооружение главного калибра должно было состоять из 8 356-мм орудий размещенных в четырех двух-орудийных башнях. Противоминное вооружение – из 24 152-мм орудий. Бронирование должно было выполнено по принципу «все или ничего» и напоминало бронирование линкора «Nevada».
  2. Линейный крейсер с водоизмещением 30 000 т и скоростью хода 32 узла. Вооружение главного калибра должно было состоять из 8 356-мм орудий размещенных в четырех двух-орудийных башнях. Противоминное вооружение – из 24 152-мм орудий. Толщина главного броне пояса должна была составлять 203-мм. При этом расчетная дальность плавания составляла 8 000 миль.
  3. Линейный крейсер с водоизмещением 30 000 т и скоростью хода 29 узлов. Вооружение главного калибра должно было состоять из 8 356-мм орудий размещенных в четырех двух-орудийных башнях. Противоминное вооружение – из 24 152-мм орудий. Толщина главного броне пояса должна была составлять 280-мм. При этом расчетная дальность плавания составляла 7 000 миль.
  4. Линейный крейсер с водоизмещением 30 000 т и скоростью хода 26 узлов. Вооружение главного калибра должно было состоять из 8 356-мм орудий размещенных в четырех двух-орудийных башнях. Противоминное вооружение – из 24 152-мм орудий. Толщина главного броне пояса должна была составлять 356-мм. При этом расчетная дальность плавания составляла 5 000 миль.

Несмотря на большое разнообразие эскизных проектов ни один из них не был выбран, так как морское министерство США все еще отдавало предпочтение линкорам с их крепкой броней и большим количеством артиллерии главного калибра. Однако, после победы английских линейных крейсеров у Фолькленда, успехов немецкого «Goeben» в Средиземном и Черном морях, боя у Доггер-Банке и быстрый рост Японского флота позволили оценить значение линейных крейсеров.

В 1916 г был предложен эскизный вариант нового быстроходного линейного крейсера. По проекту крейсер должен был развивать скорость в 35 узла. Для обеспечения такой скорости в проект была заложена мощность машинного отделения в 180 000 л.с., что вызвало увеличение водоизмещения до 35 000 т. Увеличение водоизмещения привело к ухудшению схемы бронирования.

По сравнению с предыдущими вариантами вооружение главного калибра было усилено и состояло из десяти 356-мм орудий, размещенных в двух трех-орудийных и двух двух-орудийных башнях главного калибра. Вооружение противоминного калибра состояло из двадцати 127-мм орудий, двенадцать из них размещались в казематах, а остальные стояли открыто.

Так же большие проблемы возникли в размещении котельных и машинных отделений. В результате машинные и турбинные отделения разместили в диаметральной плоскости корпуса, а котельные отделения слева и справа от них. Но и это не решило проблему, поэтому оставшиеся двенадцать котлов пришлось разместить выше ватерлинии, поверх броне палубы над машинными отделениями. Данная схема потребовала установку семи дымоходов. Из-за такого расположения машинных отделений и слабого бронирования любые подводные повреждения привели бы к быстрому затоплению корабля.

К сожалению, мы не можем точно сказать повлияли на решение министерства данные недостатки или же нет, но данный проект не был принят. Спустя год, в 1917 г был предложен новый вариант линейного крейсера. Проект предусматривал усиление вооружения главного калибра, десять 356-мм орудий заменили на восемь 406-мм орудий. Так же усилили противоминное вооружение на 152-мм орудия. Так же было усилено бронирование, корабль получил противоторпедную защиту. Главный броне пояс получил наклон наружу. Так же была пересмотрена защита башен, погребов и боевой рубки. Подверглась изменениям и энергетическая установка, количество котлов сократили и изменили их тип. Расположение котельных отделений было изменено, теперь они все были прикрыты броней. Вместо семи дымоходных труб корабль получил две стандартные. 

 В результате всех модификаций водоизмещение линейного крейсера достигло 44 000 т, при этом скорость хода снизилась до 33 узлов.  Данный проект был утвержден и уже в 1920 – 1921 годов было заложено шесть линейных крейсеров. Головным кораблем стал «Lexington» заложенный 8 января 1921 г. Линейный крейсер «Saratoga» был заложен в сентябре 1920 г. Постройка первых линейных крейсеров шла довольно быстро и уже в 1922 г корпуса были готовы. Однако стать линейными крейсерами им было не суждено. Согласно Вашингтонскому соглашению, США  получило право достроить два из шести кораблей в качестве авианосцев. 

Изначально планировалось достроить корабли по типу авианосца «Langley». Но за время строительства первоначальный проект был существенно изменен, в результате чего «Lexington» и  «Saratoga» стали авианосцами современной архитектуры.

Стапельный период и достройка кораблей продолжались около пяти лет и были построены к концу 1927 г. 

Конструкция

Будущие авианосцы получили длинные и узкие корпуса с высоким надводным бортом. Форма полетной палубы была определена обводами корпуса и сужалась к форштевню, что уменьшало полезную площадь. В наследство от линейного крейсера корпус будущего авианосца получил клиперский форштевень и бульбообразные обводы подводной части корпуса в носу. Высокий надводный борт и большие объемы межпалубных пространств позволили спроектировать самолетный ангар длиной 129,2 м и шириной 22,55 м.

Из-за того, что корпуса линейных крейсеров в корме имели более зауженную форму, чем предполагалось для авианосцев специальной постройки, то площадь  ангара и хранилища разобранных самолетов оказалась меньше чем планировалось.  Что привело к уменьшению авиакрыла. Однако американцы смонтировали на подволоке ангара систему для подвески резервных машин, что позволило довести авиагруппы до 109 машин.

На полетной палубе была смонтирована дымовая труба, в которую вывели все дымоходы от котлов. Передней установили надстройку и две башни главного калибра, еще две орудийные башни были установлены позади дымовой трубы. Для того, что бы пилоты самолетов могли идентифицировать корабль, на дымовой трубе появилась большая вертикальная полоса черного цвета. 

Длина корабля по ватерлинии составляла 270,7 м. Ширина корпуса составляла 32,8 м., а осадка – 9,9 м. Стандартное водоизмещение составляло 37 000 т., а полное – 48 500 т. Экипаж корабля состоял из 2 951 офицеров и матросов.

Двигатели

Авианосец имел турбоэлектрическую энергетическую установку суммарной мощностью 180 000 л.с. Каждый из четырех пропеллерных валов приводился во вращение двумя электрическими двигателями мощностью 22 500 л.с. Для питания электрических двигателей корабли имели четыре электрических генератора производства «General Electric» мощностью 35 000 кВт. Пар для генераторов вырабатывали шестнадцать паровых котлов «Yarrow». Запас топлива составлял 6 795 т нефти, при этом авианосцы могли израсходовать максимум 5 500 т. Остальное топливо всегда должно было оставаться в цистернах левого борта для уравновешивания надстройки. Расчетная скорость хода составляла 33,25 узла. Дальность плавания составляла 10 000 миль при скорости хода 10 узлов.

Вооружение

Вооружение главного калибра кораблей состояло из восьми 203-мм орудий 55 калибра (Mk 9) размещенных в четырех двух-орудийных линейно возвышенных башнях. Данные орудия вели огонь 120-кг снарядами с начальной скоростью 850 м/с и скорострельностью в три – четыре выстрела в минуту. Углы возвышения составляли от -5 до 41 градуса, при этом максимальная дальность стрельбы составляла 29 130 м.

Зенитное вооружение кораблей состояло из двенадцати 127-мм орудий 25 калибра (Mk 10). Орудия размещались в одиночных установках без щитов, сгруппированных по три в бортовых галереях в носу и корме. Они вели огонь 24-кг снарядами с начальной скоростью в 640 м/с и скорострельностью в 14 – 20 выстрелов в минуту. Максимальный угол возвышения составлял 85 градусов, при этом максимальная дальность стрельбы составляла 13 259 м при угле возвышения 45 градусов и досягаемость по высоте – 8 352 м при угле возвышения 85 градусов.

Авиационное вооружение авианосцев состояло из 78 самолетов, при этом авиационные группы постоянно менялись. В основном они состояли из истребителей, пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев. Вот краткий перечень самолетов базировавшихся на авианосцах в течение первых 10 лет службы. Истребители компании Boeing – FB5, F3B-1, F2B-1 и F4B. В роли первых палубных бомбардировщиков выступали палубные истребители Curtiss – F6C, F11C, DFC и Boeing – F2B, F3B, F4B. В роли первых торпедоносцев выступали бипланы Martin – T3M, T4M, а так же Great Lakes – TG. 

Бронирование

Авианосцы имели неполный броне пояс по ватерлинии, который в верхней кромке имел толщину 178-мм и утончался к нижней кромке до 127-мм. В длину он простирался на 161,5 м и заканчивался траверзами, толщина которых в носу и корме составляла от 127-мм до 178-мм и 178-мм соответственно. Высота броне пояса составляла 2,8 м. Для повышения сопротивления снарядам он имел наклон в 12 градусов наружу.

Горизонтальное бронирование состояло из 51-мм броне палубы выполненной в два слоя из стали специальной обработки (special treatment steel). Кроме этого гребные электродвигатели и рулевые машины имели горизонтальное бронирование толщиной 76-мм и 114-мм на скосах.

Орудийные башни имели только противоосколочную защиту толщиной 19-мм. Боевая рубка имела бронирование толщиной от 51-мм до 57-мм.

Противоторпедная защита состояла из противоторпедных переборок толщиной от 10-мм до 19-мм, количеством от трех до шести. Пространство между переборками могло использоваться в качестве топливных цистерн или оставаться пустым, для поглощения ударной волны боеголовки торпеды.

Модернизации

Во время ремонтных работ 1936 г с авианосца «Saratoga»  демонтировали 47-метровую катапульту, которая стояла в носовой части.

В 1940 г авианосец получили пять 76-мм зенитных орудий 50 калибра. Данные орудия располагались следующим образом: одно орудие находилось между дымовой трубой и надстройкой, еще два в носу перед спонсонами, остальные два в корме. Как оказалось позже они были не эффективными и их заменили на счетверенные 28-мм автоматы.

С января по 15 августа 1941 г на корабль находился на модернизации в Бремертоне, в ходе работ была расширена полетная палуба, а ее дину увеличили до 268,2 м. Согласно английской версии статьи на Википедии, так же на корабле было усилено зенитное вооружение и установлен новый поисковый радар типа CXAM-1.

В ходе ремонтных работ совмещенных с модернизацией в апреле 1942 г с авианосца демонтировали все башни главного калибра. Вместо них он получил четыре спаренных 127-мм универсальных орудия 38 калибра (Mk.32). Так же все двенадцать 127-мм зенитных орудия заменили на восемь одиночных 127-мм универсальных орудий 38 калибра (Mk.30). Тогда же планировали демонтировать все 28-мм автоматы и вместо них установить пять счетверенных и 4 спаренных 40-мм пушки, но из-за отсутствия последних, просто добавили еще 4 счетверенных 28-мм автоматов. Они размещались в индивидуальных спонсонах вдоль бортов.  Тогда же, для увеличения остойчивости в правом борту корпуса установили буль, после чего ему стал доступен весь объем топлива. Из-за установки буля ширина корпуса увеличилась до 39,62 м, а скорость уменьшилась на 0,25 узла.  

В это же время было усилено радиолокационное вооружение. Так был установлен новый поисковый радар типа CXAM-1, с антенной на платформе, вынесенной вперед от верхней кромки дымовой трубы. Была смонтирована новая установка для ближнего поиска воздушных целей типа SC-1.  Так же корабль получил директоры Mk.37 с радарами FD.

Позже корабль получил 22 20-мм зенитных пушек Эрликон, которые располагались в галерее у основания дымовой трубы и в корме – на местах крепления шлюпок.

Во время второго ремонта в конце 1942 г на корабле заменили все 28-мм автоматы на счетверенные 40-мм пушки, а количество 20-мм зенитных пушек довели до 52.

Летом 1944 авианосец получил дополнительные счетверенные Mk.2 и спаренные Mk.1 40-мм установки, при этом 16 20-мм зенитные пушки были демонтированы. К этому моменту зенитное вооружение корабля составляло 23 счетверенных и2 сдвоенных 40-мм пушки, и 16 20-мм пушки.

После ремонта 1944 г был установлен новый радар поиска надводных целей с параболической антенной на фок-мачте.

В начале 1945 г на передней кромке дымовой трубы установили новый радар типа SM, а наверху надстройки установили радар управления огнем  типа Mk.4/22. Так же появилась система распознавания «свой-чужой». 

Служба

Авианосец «Saratoga»  был введен в строй на месяц раньше 16 ноября 1927 г, чем головной корабль класса «Lexington». Так как авианосцы были визуально идентичными, то на дымовой трубе авианосца «Saratoga»  появилась большая горизонтальная полоса. Это было сделано для того, что бы пилоты могли опознать корабль. 27 января 1928 г дирижабль «Los Angeles» причалил к корме для дозаправки и пополнения припасов. Позже в этот же день корабль направился в Тихий океан через Панамский канал. Корабль соединился с флотом 21 февраля в Сан Педро, Калифорния, не смотря на то, что ему пришлось отклониться от курса, доставляя морских пехотинцев в Коринто, Никарагуа.   

В январе 1929 г авианосец принял участие в морских учениях, проходивших под названием Fleet Problem IX, в ходе которых предстояло смоделировать атаку на Панамский канал. Данные учения должны были проверить формирующуюся доктрину и тактики применения авианосцев. Корабль оторвался от основных сил флота в сопровождении одного легкого крейсера «Omaha» и сделал большой крюк на юг для атаки канала. Флот прикрытия не ожидал атаки с данного направления, поэтому авианосец был обнаружен после запуска своей авиации. В этот же день авиация, запущенная с авианосца «Lexington» нанесла удар по нему, в результате чего авианосец «Saratoga» был признан потопленным. Однако было так же признано, что его авиация разрушила шлюзы канала.

В этом же году корабль принял участие в следующих морских маневрах, проходивших в Карибском море. К сожалению, удача на этот раз была на стороне авианосца «Lexington», авиация которого вывела из строя авианосец «Saratoga», разрушив ее взлетную палубу. Всего через месяц состоялись следующие учения, проходившие под названием Fleet Problem XI, во время которых авианосец «Saratoga» вернула должок авианосцу «Lexington», выведя из строя его взлетную палубу, продемонстрировав уязвимость авианосцев к воздушным атакам.

В феврале 1931 г во время Fleet Problem XII, авианосцы «Saratoga» и «Lexington» были назначены для защиты западного побережья Панамы от вторжения гипотетического противника. Несмотря на то, что каждый авианосец сумел нанести повреждения конвою вторжения, противник все-таки смог высадить войска. В дальнейшем все авианосцы перебросили на Карибы, для участия в будущих учениях. 

7 февраля 1932 г во время Больших Совместных Учений авианосцы «Lexington» и «Saratoga» смогли совершить массированный  авиационный удар по Перл-Харбору. Находясь всего в 40 милях от атолла Оаху, они подняли в воздух всю свою авиацию, которая уничтожила все самолеты на аэродромах и завоевала полное господство в воздухе.

Авианосцы также принимали участие в учениях Fleet Problem XIII, при этом «Lexington» был зачислен в состав Черного флота, которому предписывалось оборонять Гавайи и Западное побережье от Синего флота, в состав которого входил авианосец «Saratoga».  15 марта он настиг авианосец «Saratoga» со всеми самолетами на взлетной палубе. В ходе учений было признано, что авианосец «Saratoga» был сильно поврежден, а взлетная палуба – разрушена. Во время ночной атаки Черного флота авианосец «Saratoga» был признан затонувшим. Так же авиация с авианосца «Lexington» нанесла сильные повреждения двум линкорам Синего флота.

В январе 1933 г армия и флот США решили сымитировать атаку авианосцев на Гавайи. 31 января авианосцы «Lexington» и «Saratoga» успешно нанесли воздушный удар по Перл-Харбору.  В феврале корабль принял участие в морских учениях под названием Fleet Problem XIV.  В ходе маневров корабль успешно поразил цели в районе городов Лос-Анджелес  и Сан-Франциско, несмотря на то, что он получил повреждения от противоборствующих кораблей во время второй атаки.

В апреле – мае 1934 авианосец находился в районе Панамского Залива и Карибских островов и принимал участие в маневрах  Fleet Problem XV.  Для участия в дальнейших учениях, корабли Тихоокеанского флота оставались в районе Карибских островов и Восточного побережья, до тех пор, пока не вернулись на свои базы в ноябре 1934 г.

С 27 апреля по 6 июня 1936 г авианосец «Saratoga» участвовал в учениях Fleet Problem XVII в Зоне Панамского канала, где он был потоплен линейными крейсерами, а после учений было признано, что корабль получил серьезные повреждения от авиации с авианосца «Ranger». Следующие учения  Fleet Problem XVIII состоялись в 1937 г, в этот раз авианосцу было поручено прикрывать высадку десанта на атолл Мидуэй. И опять он получил сильные повреждения от авиации с авианосца «Ranger».

Во время учений Fleet Problem XIX в марте 1938 г авианосец «Saratoga»  принимал участие в  учебной атаке на Перл-Харбор. Несмотря на действия обороняющихся сил, авианосцам «Lexington» и  «Saratoga» удалось незамеченным выйти на ударную позицию с северо-запада от Оаху. Командование списало успех атакующей стороны на погодный фронт, который скрыл ее действия.

Во время Fleet Problem XX авианосец в составе оперативной группы TF.7 вместе с линкором «Arizona» и эскортом находился у западного побережья США, чтобы сохранить присутствие в Тихоокеанском регионе. Во время учений Fleet Problem XXI, авиация с авианосцев «Saratoga» и  «Lexington» повредили авианосец «Yorktown» в начальной фазе учений. После учений флот получил приказ оставаться в Гавайях. Это были последние учения перед войной в Тихом океане.

7 декабря 1941 г во время атаки японской авиации на Перл-Харбор, авианосец «Saratoga» базировался в Сан-Диего, где принимал на борт свою авиагруппу, которая проводила тренировки на суше, пока корабль проходил модернизацию. На следующее утро корабль направился в Перл-Харбор, куда прибыл 15 декабря, после чего его зачислили в состав оперативного соединения TF.14. На следующий день, после дозаправки он ушел к атоллу Уэйк, куда предстояло доставить 18 истребителей.  21 декабря до того как соединение достигло атолла, пришлось провести дозаправку эсминцев сопровождения в открытом океане. Несмотря на плохую погоду во время дозаправки, соединение могло достичь атолла Уэйк, как и было запланировано, 24 декабря. Однако, 23 декабря, находясь на удалении 700 миль от атолла, был получен доклад о массированной японской атаке авиации, запущенной с авианосцев «Hiryu» и «Soryu», и высадке войск. После чего соединение было отозвано в Перл-Харбор, куда прибыло 29 декабря.  Не дождавшись подкрепления, гарнизон атолла капитулировал 23 декабря.

11 января 1942 г авианосец находился на удалении 420 миль юго-западнее от Перл-Харбора и шел к месту встречи с авианосцем «Enterprise», когда получил прямое попадание торпеды запущенной с японской подводной лодки «I-6».  Торпеда попала в кормовую часть по левому борту, в результате взрыва было затоплено три котельных отделения и погибло шесть моряков. Так же произошел разрыв цепей между турбогенераторами и электродвигателями, а максимальная скорость хода снизилась до 16 узлов. Через два дня поврежденный корабль, пройдя 560 миль, прибыл в Перл-Харбор, где прошел предварительный ремонт. После чего он направился на военно-морскую верфь в Бремертон, для ремонта и модернизации. По завершению всех работ, авианосец «Saratoga» 22 мая направился в Сан-Диего для погрузки на борт самолетов и припасов, куда он прибыл 25 мая.

1 июня 1942 г авианосец покинул Сан-Диего и направился в Перл-Харбор, куда прибыл в последний день битвы за Мидуэй – 6 июня. На следующий день, после дозаправки, корабль отправился с миссией по перевозке самолетов для пополнения авиагрупп выжившим авианосцам. Всего на борту авианосца вместе с собственной авиагруппой, находилось 107 самолетов. 11 июня он достиг точки встречи и передал 34 самолета.  После чего взял курс на Перл-Харбор, куда прибыл через два дня.

Пока выжившие в битве при Мидуэй авианосцы проходили ремонт, авианосец «Saratoga» в составе оперативного соединения TF.11 с 22 по 29 июня доставляла подкрепления на Мидуэй.  Тем временем командование решило захватить японские базы южнее Соломоновых островов и тем самым обезопасить поставки и коммуникационные пути из Австралии и Новой Зеландии. Также они планировали использовать остров Тулаги и Гуадалканал в качестве баз снабжения кампании, чтобы, в конечном счете, захватить или нейтрализовать основную японскую базу Рабаул в Новой Британии.

7 июля соединение в составе авианосца «Saratoga», четырех тяжелых крейсеров «Astoria», «New Orleans», «Minneapolis» и «Vincennes», в сопровождении семи эсминцев вышло из Перл-Харбора. 27 июля соединения TF.16, TF.11 и TF.18 встретились в точке встречи южнее островов Фиджи. Всю мощь 82 кораблей объединили в одно оперативное соединение TF.61, в которое входили авианосцы «Saratoga», «Wasp» и «Enterprise».

Американские войска, под прикрытием густого тумана, не замеченными достигли Соломоновых островов и 7 августа 1942 г с авианосца «Saratoga» поднялись в воздух авиация для атаки целей у Гуадалканала. Авиация сфокусировалась на недавно построенной взлетной полосе и двух инженерных батальонов строивших ее. Это позволило 1 дивизии корпуса морской пехоты захватить ее практически без сопротивления. В течение остального дня авиация обеспечивало воздушное прикрытие.

Тем временем японцы запустили 27 средних бомбардировщиков в сопровождении 17 истребителей. После того как им не удалось обнаружить авианосцы, бомбардировщики атаковали транспорты и их эскорт, защищаемые 8 истребителями с авианосца «Saratoga». Во время воздушного боя американские истребители смогли сбить один и повредить большое количество средних бомбардировщиков, хотя при этом и потеряли пять самолетов. Через час девять пикирующих бомбардировщиков атаковало конвой транспортов. Они базировались на базе Рабаул, а так как дальность до Гуадалканала превышала их радиус, то для них это была миссия в один конец; поэтому их загрузка была минимальной, одна-две 60-кг бомбы. Но к тому времени как они прибыли боевой воздушный патруль получил подкрепление. Осознав, что они обнаружены и  не смогут достичь транспортов, прежде чем будут перехвачены самолетами прикрытия, японцы решили атаковать два эсминца прикрытия. Один эсминец получил легкие повреждения от одного прямого попадания бомбы, при этом американцы сбили пять бомбардировщиков.

На следующий день атаки японской авиации на транспорты продолжились, но ни один из самолетов авианосца не был вовлечен. Утром 9 августа он покинул строй и вышел из зоны действия для дозаправки. Это означало, что транспортам теперь не хватало воздушного прикрытия, но в этот день целями для японских самолетов были авианосцы противника и они полностью игнорировали транспорты. Тем временем авианосец находился юго-восточнее Соломоновых островов, пытаясь обнаружить японские авианосцы, которые были замечены в данном районе. 19 августа он встретил эскортный авианосец «Long Island» обеспечивал ему прикрытие во время приближения к Гуадалканалу. Авианосец «Saratoga» вернулся в район Соломоновых островов 21 августа, после того как успешно сопроводил эскортный авианосец «Long Island» в безопасную зону. За это время американская авиация сбила несколько японских самолетов и японцы заключили, что один или несколько авианосцев действует юго-восточнее Соломоновых островов.

Тем временем к Гуадалканалу подошли мощные силы японского флота, в состав которых входили авианосцы «Shokaku», «Zuikaku» и  «Ryujo», три линкора, девять тяжелых крейсеров, гидроавиатранспорт «Chitose»  и корабли сопровождения. Японские силы действовали в составе нескольких групп. Так в состав одной из них входил авианосец «Ryujo» в сопровождении тяжелого крейсера «Tone» и двух эсминцев. Им предстояло отвлечь основные силы американцев на себя для последующего удара по ним авиации с оставшихся авианосцев.

Утром 23 августа ударная группа самолетов с авианосца «Saratoga» пыталась обнаружить японские транспорты, но поиски не увенчались успехом, при этом они вернулись на корабль буквально за пару часов до начала сражения. Утром следующего дня самолет разведчик обнаружил японское соединение, состоящее из авианосца, тяжелого крейсера и двух эсминцев сопровождения. Это было соединение авианосца «Ryujo». Не теряя времени с авианосца «Saratoga» взлетели 30 пикирующих бомбардировщиков и 8 торпедоносцев. В 15:50 самолеты вышли к цели и устремились в атаку. В результате авианосец получил три прямых попадания 450-кг бомб. По другим данным он получил от четырех до десяти прямых попаданий. Из восьми торпед цель поразила только одна. В результате взрыва были затоплены машинные и котельные отделения, корабль получил крен в 20 градусов на правый борт. Авианосец «Ryujo» перевернулся и затонул около 20:00.

В тоже время самолеты с авианосцев «Shokaku» и «Zuikaku» приближались к авианосцу «Enterprise» для атаки. Однако авианосец и находившийся рядом линкор «North Carolina» находились под прикрытием воздушного патруля состоящего из 54 истребителей. Налет японской авиации был успешно отражен. Несмотря на усиленное воздушное прикрытие, авианосец получил три прямых попадания бомб. При этом японцы потеряли 19 пикирующих бомбардировщика и четыре истребителя. Потери с американской стороны состояли всего из пяти истребителей.

Заключительное событие в битве при Соломоновых островах произошло в вечернее время, когда 2 пикирующих бомбардировщика и 5 торпедоносцев, взлетевшие за несколько минут до атаки японцев с авианосца «Saratoga», обнаружили японское соединение.  К сожалению, торпедоносцы не смогли поразить гидроавиатранспорт «Chitose», зато пикирующие бомбардировщики добились двух прямых попаданий бомб, которые надолго вывели его из строя.

 После боя американские авианосцы отступили, «Enterprise» для ремонта, а «Saratoga» для дозаправки. К этому времени уже вернулся авианосец «Wasp», который вместе с оставшимся авианосцем «Saratoga» остались прикрывать высадку десанта у Гуадалканала. Теперь главным противником стали японские подводные лодки.

31 августа авианосец был торпедирован подводной лодкой «I-26» и получил торпедное попадание в кормовое отделение по правому борту. В результате взрыва были ранены с десяток матросов, корабль получил 4 градусный крен. Забортная вода вызвала множество коротких замыканий, которые в свою очередь вывели из строя турбоэлектрический привод и корабль потерял ход. Тем временем корабль взял на буксир тяжелый крейсер «Minneapolis». К полудню крен корпуса был устранен, а уже после полудня он смог дать 12 узловой ход.

Авианосец «Saratoga» прибыл на базу в Тонгатапу только 6 сентября, где прошел временный ремонт.  После чего направился в Перл-Харбор 12 сентября в сопровождении линкора «South Dakota», тяжелого крейсера «New Orleans» и пяти эсминцев. Соединение TF.11 достигло Перл-Харбора 21 сентября и авианосец, на следующий день встал на ремонт в сухой док. Ремонт продлился до ноября 1942 г.

После возвращения в строй авианосец возглавил оперативное соединение TF.16 и принял участие в последних битвах за Гуадалканал. Так 23 января 1943 г с авианосца взлетели 59 самолетов, которые после дозаправки на Хендерсон Филд, нанесли бомбовый удар по японскому аэродрому, расположенному на острове Фила. Самолеты вернулись на корабль после полудня без потерь.

Весь февраль корабль находился в южной части Тихого океана и готовился принять участие в операции по освобождению от японцев центральной части океана. Из-за нехватки авианосцев в феврале 1943 г через Панамский канал прибыл британский авианосец «Victorious». Однако полностью его переоборудовать не получилось, поэтому на нем размещались три истребительных и одна торпедоносная эскадрильи. После прибытия два месяца проводились тренировки пилотов и техники, а в апреле один из самолетов разбился при посадке, после чего корабль пришлось долго ремонтировать.  И только 8 мая он смог выйти из Перл-Харбора готовый для участия в авиационных операциях. Спустя 9 суток авианосец прибыл на базу в Нумеа, где его включили в состав соединения TF.14. Затем соединение вместе с авианосцем «Saratoga» перешло в Коралловое море, где еще в течение месяца оба авианосца проводили совместные учения.

С 27 июня по 25 июля они приняли участие в операции высадке десанта на остров Новая Джорджия. Операция носила название «Тоунэйл». Однако за время высадки не было замечено ни одного самолета или корабля противника и авианосцы занимались патрулированием. Поэтому 31 июля авианосец «Victorious» через Панамский канал вернулся в метрополию.

4 августа оперативное соединение было реорганизовано в TF.38 и с августа по ноябрь корабль базировался в Гаванна-Харбор, Эфате и Эспириту-Санто. После дозаправки в море ночью 12 октября он 22 октября встретился с легким авианосцем «Princeton». А уже 27 октября авианосцы обеспечивали воздушное прикрытие в битве за острова Трежери, которая была частью предварительной операции по захвату островов Бугельвиль, запланированная несколькими днями позже. Утро 1 ноября началось, для пилотов с авианосца «Saratoga» с налета на аэродром расположенный в северной части острова Бука. Во время атаки были уничтожены 15 японских самолетов, при этом потери с американской стороны составили 6 самолетов. Пока соединение проводило дозаправку 3 – 4 ноября, самолет разведчик обнаружил скопление японских крейсеров на базе Рабаул и соединение TF.38 получило приказ атаковать их максимальными силами, пока они не напали на транспорты у острова Бугенвиль.  5 ноября с авианосцев поднялись в воздух в общей сложности 90 самолетов. Японцы не ожидали удара, и авиация смогла нанести тяжелые повреждения тяжелым крейсерам «Atago», «Takao», «Maya» и «Mogami», легкие крейсера «Agano» и «Noshiro». К сожалению, потопить ни один из крейсеров не удалось и они в скором времени покинули Рабаул и направились в Трук.

Следующая атака на Рабаул состоялась только 11 ноября, однако из-за плохой видимости авиация смогла повредить только один легкий крейсер и 4 эсминца. Соединение TF.38 вернулось в Эспириту-Санто 14 ноября и было реорганизовано в оперативную группу FG.50.4. В задачи группы входило нанесение ударов по японским базам на атолле Науру и воздушное прикрытие конвоев на атоллах Макин и Тарава. После операции корабль 30 ноября  отправился в Перл-Харбор, куда прибыл 4 декабря. После разгрузки авиации он направился в Сан-Франциско для прохождения ремонта и модернизации, куда и прибыл 9 декабря 1943 г. 

Ремонт был закончен 2 января 1944 г, а уже 7 января авианосец прибыл в Перл-Харбор. По прибытию он был зачислен в состав оперативной группы TG.58.4 и вместе с авианосцами «Langley» и «Princeton» покинули 19 января Перл-Харбор, для поддержки вторжения на Маршалловы острова назначенное на 1 февраля.  Предварительная фаза операции началась 29 января с нанесения авиаудара по аэродромам на островах Вотье и Тароа. 1 февраля авиация нанесла удар по радиостанциям на атоллах Ронгелап и Утирик. А с 3 по 6 февраля подвергался атакам авиации центральный остров атолла Эниветок, после чего соединение ушло на дозаправку. Авиационные удары по острову продолжились с 10 по 12 февраля, а во время битвы при Эниветок, состоявшейся 17 февраля соединение обеспечивало авиационную поддержку. После того как японские войска отступили с атолла, соединение обеспечивало прикрытие войск  до 28 февраля.

 4 марта авианосец отправили в Маджуро с эскортом из трех эсминцев для усиления Восточного Флота в Индийском океане. 27 марта он встретился в море с Британскими силами, состоящими из авианосца «Illustrious», линкорами «Valiant», «Queen Elizabeth», «Renown»,  французский «Richelieu» и другие корабли британского, голландского и французского флота.  В течение следующих двух недель корабли проводили совместные учения для совместной атаки на порт Сабанг, назначенной на 19 апреля. Атака союзных войск застала врасплох японцев, и союзная авиация получила полное господство в воздухе, тем временем корабли эскорта обстреляли взлетную полосу и уничтожили 24 самолета стоявших на земле.  Так же были разрушены нефтехранилища и портовые сооружения. Во время атаки был сбит только один самолет союзников. Японцы попытались атаковать соединение тремя средними бомбардировщиками, но самолеты воздушного патруля перехватили и сбили их. Следуя в Шри-Ланку соединение, 17 мая нанесла авиационный удар по нефтеперерабатывающему заводу в  Сурабайе. Завод получил незначительные повреждения, а из кораблей удалось потопить только небольшой транспорт. На следующий день авианосец «Saratoga» в сопровождении трех эсминцев направилась в Перл-Харбор. Корабль прибыл 10 июня, а спустя несколько дней ушел в Брементон для ремонта, закончившегося 13 сентября 1944 г. После ремонта корабль направился в Сан-Франциско, куда прибыл 24 сентября. Авианосец был зачислен в состав 11-й авианосной дивизии, которой было поручена тренировка ночных летчиков и разработка тактики ночного боя. 10 октября авианосец стал флагманом дивизии, а спустя четыре дня эсминец охранения случайно ее протаранил в левый борт корпуса. Из-за происшествия авианосец вернулся в порт для ремонта, который продолжился до первой недели ноября.

29 января 1945 г авианосец был отправлен из Перл-Харбора на атолл Улити, что бы встретиться с авианосцем «Enterprise», куда он прибыл 8 февраля.  Им предстояло обеспечить воздушное прикрытие во время битвы за Иводзиму. А спустя два дня оба авианосца покинули базу и направились в район проведения операции.

Ночью с 16 по 17 февраля авиация с авианосцев нанесла удар по Токио. После дозаправки, с 19 по 20 февраля они обеспечивали воздушное прикрытие у Иводзимы. 21 февраля 1945 г авианосец «Saratoga»  находясь возле острова Титидзима в сопровождении трех эсминцев, был атакован японскими камикадзе. В 16:30 были замечены несколько самолетов, но их приняли за свои. Спустя 20 минут, патрульные истребители опознали в приближающихся самолетах японские и подняли тревогу.

В 16:59 из-за туч вывалились шесть самолетов, их встретил плотный зенитный огонь авианосца – два самолета сразу были сбиты, но их бомбы попали в корабль и взорвались. Один самолет упал в воду, а остальные три врезались в корабль. В результате атаки корабль получил повреждение взлетной палубы в носу в районе якорного шпиля, была разрушена левая катапульта и кран перед надстройкой. Начались сильные пожары, а скорость упала до 25 узлов. Все произошло в течение трех минут, с 17:00 до 17:03.

К 18:00 пожары в ангарной палубе были потушены, а через 12 минут были потушены пожары в бортовых танках. 12 метровую пробоину в корме по правому борту залатали пластырем. Прием самолетов прекратили, пока с палубы не сбросили горящие самолеты. В 18:46 корабль атаковали еще 5 японских самолетов, четыре из которых удалось сбить на безопасной дистанции, однако пятый сбросил бомбу, взорвавшуюся на полетной палубе. В результате взрыва образовалась пробоина диаметром 7,6 м. Несмотря на все полученные повреждения, авианосец  «Saratoga» в 20:15 начал принимать самолеты на кормовую часть палубы, но для их запуска приходилось идти задним ходом, поскольку взлетать они могли только с кормы.

После боя корабль ушел на атолл Эвинеток, а оттуда на Западное побережье США в Бремертон для ремонта. Ремонтные работы проходили на верфи военно-морского флота Пьюджет Саунд, с марта по май 1945 г. Корабль получил новый носовой подъемник, что позволило проводить обучение летчиков на новейших самолетах.

В 1946 г к атоллу Бикини было отбуксировано множество устаревших и трофейных кораблей для испытаний атомной бомбы. В их число вошли линкоры «Nevada» и «Nagato», а так же авианосец «Saratoga». Операция получила название Перекресток.  Первый надводный взрыв не нанес существенных повреждений авианосцу, а вот следующий подводный – состоявшийся 25 июля, разрушил надстройки, дымовая труба была буквально положена на полетную палубу, обшивка подводной части корпуса была разорвана, что вызвало резкое затопление кормы. Из-за затопления отсеков корабль стал постепенно заполняться водой и в тот же вечер затонул.

15 августа 1946 г авианосец «Saratoga» был исключен из состава флота.   

Фотографии

Об авторе

Овчинников Александр

Я занимаюсь web-разработкой уже более трех лет, на изучение web-программирования меня вдохновила книга «Хакеры», которая входит в состав литературного сериала «Этногенез». И так как мой отец уже более 25 лет нтересуется историей военно-морского флота стран мира и создает силуэты кораблей в высоком разрешении, мною был разработан данный проект и написаны к нему статьи.

  • Похожие Статьи