«Admiral Hipper» головной корабль одноименного класса тяжелых крейсеров военно-морского флота Германии. Участвовал в боевых действиях во время вторжения в Норвегию, атаках на союзные атлантические конвои во время Второй Мировой Войны. 31 декабря во время нападения на союзный конвой получил тяжелые повреждения, ремонт которых так и не закончился до конца войны.
Проектирование
После окончания Первой Мировой Войны, оставшиеся корабли военно-морского флота германии подлежали передаче победителям, а постройка новых кораблей была ограничена Версальским мирным договором. Так ограничение по водоизмещению для крейсеров составляло 6 000-тонн, из-за чего максимальный калибр артиллерии составлял 150-мм. Тем временем в Великобритании, для борьбы с легкими крейсерами Германии, был создан новый класс крейсеров «Hawkins» со 190-мм артиллерией и водоизмещением 9 800-тонн. Это и другие обстоятельства заставили США созвать в 1921 г Вашингтонскую конференцию об ограничении морских вооружений и проблемах Дальнего Востока и бассейна Тихого океана. По окончанию Вашингтонской конференции в 1922 г было подписано Вашингтонское морское соглашение, согласно которому водоизмещение тяжелых крейсеров ограничивалось 10 000-тоннами, а калибр артиллерийского вооружения – 203-мм. После чего все крупные морские державы приступили к постройке кораблей с максимальными параметрами, которые в дальнейшем получили название «вашингтонские» крейсера.
К сожалению, конструкторы не имели опыта постройки больших скоростных единиц с мощной башенной артиллерией, но с ограниченным водоизмещением. Из-за чего все «вашингтонские» крейсера первого поколения имели слабое бронирование. И только следующее поколение крейсеров, строившихся во второй половине 1930-х гг. имели хорошее вооружение и бронирование.
Официально Германия не принимала участия в гонке вооружений, так как ее сковывали ограничения Версальского договора, однако по тому же договору ей разрешалось строить броненосцы с водоизмещением в 10 000-тонн и с артиллерией главного калибра 283-мм, чем они и воспользовались.
1 апреля 1933 г был введен в строй броненосец «Deutschland», который во многом превосходил «вашингтонские» крейсера. Корабли данного класса, из-за того, что имели вооружение линкора, а скорость крейсера, так же известны как «Карманные линкоры». А 25 января 1940 г они были переименованы в тяжелые крейсера. К сожалению, данный проект не получил дальнейшее развитие, так как они не вписывались в боевые порядки будущих эскадр.
По этой причине Морским штабом были выработаны требования к новому кораблю. Предполагалось, что он сможет действовать как в составе флота, так и в качестве рейдера, способный противостоять всем вероятным противникам, например, французскому тяжелому крейсеру «Algérie». Новый тяжелый крейсер должен был нести восемь 203-мм орудий, запас топлива на 12 000 миль 15-узловым ходом, а также должен был развивать скорость в 32 узла, при этом его водоизмещение должно было составлять 10 000-тонн.
Вскоре стало ясно, что реализовать данные требования не удастся и конструкторы начали искать компромисс. Первоначально решили уменьшить калибр орудий. Однако установка двенадцати 150-мм орудий вместо восьми 203-мм позволяло сэкономить в среднем 500-тонн, но при этом тяжелый крейсер переставал быть тяжелым. Тогда было предложено установить 190-мм орудия. 4 мая 1934 г состоялось совещание, на котором обсуждались преимущества и недостатки 190-мм и 203-мм орудий. После чего было решено использовать 203-мм орудия, так как экономия в весе, при установке 190-мм орудий, составит менее 100-тонн.
Тем временем конструкторы все больше убеждались в том, что невозможно совместить желаемую защиту, скорость и вооружение в пределах 10 000-тонн. Как уже упоминалось, Германия была ограничена пределом водоизмещения в 6 000-тонн и на чертежах могла так же легко превысить предел в 10 000-тонн. Однако, только что пришедший к власти Гитлер планировал присоединить Германию к международным морским соглашениям, но только в качестве полноправного члена. Из-за данных обстоятельств первоначально превышать 10 000-тонный предел не планировалось.
Летом того же года появились эскизные проекты крейсера с водоизмещением в 10 700-тонн с умеренной скоростью в 32 узла. Несмотря на то, что на бронирование выделялась пятая часть веса, конструкторам удалось предусмотреть только 85-мм пояс, барбеты и траверзы, а также 30-мм палубу. Несмотря на то, что бронирование явно уступало бронированию французского «Algérie» и итальянских «Pola», в целом проект был воспринят благоприятно. Сразу же адмиралтейство потребовало увеличить толщину лобовых плит башен до 120-мм, брони борта до 100-мм в районе погребов, а главное – преобразовать плоскую броне палубу в традиционную конструкцию со скосами. Также планировалось усилить горизонтальное бронирование в районе погребов до 50-мм.
Тем же летом решился вопрос о типе энергетической установки. Изначально предполагалось использовать смешанное решение: дизельная установка для экономического хода и паровые турбины – для полного хода в бою. Однако, было решено использовать чисто паротурбинную установку с высокими параметрами пара. Данное решение обусловлено тактическими неудобствами совместного использования чисто дизельных и чисто турбинных единиц, а также кораблей со смешанной энергетикой. Кроме этого применение паротурбинной установки позволяло сэкономить вес и упростить инженерные решения, поскольку она обеспечивала меньшую длину валопроводов, меньшую вибрацию и шум, большую живучесть и надежность механической установки.
К сожалению достоинства применения пара, уравновешивались его же недостатками. Однако главным недостатком являлась относительно небольшая дальность плавания.
В конце 1934 г были утверждены окончательные характеристики крейсера с водоизмещением в 10 000-тонн. Не смотря на снижение брони пояса до 80-мм в центральной части, а в носу и корме до 40-мм и 70-мм, вложиться в предел водоизмещения не удалось. 30 октября 1934 г фирме «Deutsche Werke» был выдан официальный заказ на постройку головного корабля серии – «крейсер H». Тем же временем верфь «Blohm und Voss» получила заказ на второй корабль серии – «крейсер G».
16 марта 1935 г было объявлено о денонсации Версальского мирного договора. В этом же году Британия заключила морское соглашение (так называемое Англо-германское морское соглашение), согласно которому Германия имело право довести свои морские силы до 35% по водоизмещению от английских в каждой из категорий боевых судов. Тем самым Германия получало право строить тяжелые крейсера с орудиями калибра 203-мм.
В конце 1935 г поступил заказ на третий корабль серии – крейсер «J», формально Германия, в рамках англо-германского соглашения могла заложить еще два корабля. Однако из-за Лондонской морской конференции, состоявшейся в 1936 г начало постройки данных кораблей, утвердили только в июне этого года. Проекты данных кораблей отличались только вооружение главного калибра, которое состояло из двенадцати 150-мм. Заказ на постройку как самих кораблей, так и на башни и орудия к ним. Башни требовалось спроектировать таким образом, чтобы их основания имели такой же диаметр, что и двух-орудийные 203-мм установки тяжелых крейсеров. Точно также поступили и японцы со своими легкими крейсерами типа «Mogami». В адмиралтействе совершенно не сомневались в том, что при первом же удобном случае будет осуществлена замена трех-орудийных 150-мм башен на двух орудийные 203-мм. Еще до закладки крейсеров «K» и «L» в 1937 г было решено их строить в качестве тяжелых крейсеров.
Головной корабль серии получил название «Admiral Hipper» и был заложен 6 июля 1935 г, а уже 15 августа был заложен следующий корабль серии – «Blucher». Закладка третьего крейсера «Prinz Ougen» состоялась в апреле 1936 г. Оставшиеся два крейсера «Seydlitz» и «Lutzow» были заложены соответственно в декабре 1936 г и в августе 1937 г.
Конструкция
Форма корпуса тяжелых крейсеров класса «Admiral Hipper» напоминала конструкцию легких крейсеров «Leipzig». Корабли имели протяженный гладкопалубный корпус, который набирался по продольной схеме. Броневые листы включались в качестве элементов прочности.
Килевая балка имела высоту в 1,5 м и состояла из четырех толстых листов. Она крепилась заклепками к плоским листам горизонтального киля. Основу продольной прочности составляли четырнадцать стрингеров, по семь с каждого борта. Так же корпус имел двойное дно, которое переходило в конструкцию двойного борта, прикрывшую снаружи броневой пояс.
Так же необходимо отметить, что корпус имел особенность, которая отличала германские тяжелые крейсеры от всех остальных кораблей данного класса. Речь идет о пассивной системе стабилизации качки по типу цистерн Фрама.
Новые тяжелые крейсера получили башнеподобную многоуровневую переднюю надстройку, также подобные сооружения имели германские линкоры классов «Bismarck» и «Scharnhorst». Из-за одинаковой формы корпуса и единственной массивной дымовой трубы, новые корабли имели очень похожий внешний вид, что позволяло им маскироваться под более мощные боевые единицы.
Управление крейсером располагалось в бронированной боевой рубке и в рулевом посту, который располагался в небольшом помещении над боевой рубкой. Интересной особенностью было то, что вместо рулевого колеса использовались две кнопки, соответствовавшие перекладке руля вправо и влево. Другой особенностью являлся перископ, позволявший вахтенному офицеру рассматривать карту, находившуюся на штурманском столе этажом ниже.
Общая длина корабля составляла 202,8 м. Ширина корабля составляла 21,3 м, а осадка – 7,2 м. Стандартное водоизмещение составляло 16 170-тонн, а полное – 18 500-тонн. Экипаж состоял из 1 382 офицеров и матросов.
Двигатели
Энергетическая установка состояла из трех турбоагрегатов производства «Blohm & Voss» которые приводили в движение три трехлопастных винта. Два из них, для вешних валов, размещались в переднем машинном отделении, а турбины центрального вала – в заднем. Все системы включали три главных турбины высокого, среднего и низкого давления, а также турбины высокого и низкого давления заднего хода.
Пар для турбин вырабатывали двенадцать котлов типа «La-Monta», рабочая температура которых составляла 4500С, а давление – 85 атм. Общая мощность установки составляла 132 000 л.с. при максимальной скорости в 32 узла.
По проекту нормальный запас топлива составлял 1 420-тонн нефти, полный – 3 050-тонн. Дальность плавания при 19 узловом ходе составляла 6 800 миль.
Вооружение
Вооружение главного калибра состояло из восьми 203-мм орудий «SK C/34» 57 калибра расположенные в четырех двух-орудийных башнях «Drh LC/34», по две в носу и корме. Данные орудия вели огонь 122-кг снарядами с начальной скоростью 925 м/с. Углы вертикальной наводки составляли от -10 до 37 градусов. Дальность стрельбы составляла 33 540 м при максимальном угле возвышения. Боезапас к каждому орудию составлял от 120 до 160 снарядов. Заряжание орудий осуществлялась при фиксированном угле возвышения равным 3 градуса, что снижало скорость стрельбы, которая по паспорту составляла 5 выстрелов в минуту. На практике же она составляла 4 выстрела в минуту при углах возвышения близких к углам заряжания, а на дальних дистанциях она не превышала 2,5 выстрела в минуту.
Зенитное вооружение кораблей состояло из шести двух-орудийных 105-мм зенитных установок «SK C/33». Установки имели стабилизацию в трех плоскостях и дистанционную систему наведения из постов управления зенитным огнем. Максимальный угол возвышения составлял 80 градусов, что позволяло поражать воздушные цели на высоте до 12 500 м. Максимальная дальность стрельбы по наземным целям составляла 17 700 м. Они вели огонь 15,1-кг фугасными снарядами, боезапас которых составлял 535 снаряда на ствол.
Легкое зенитное вооружение состояло из двенадцати 37-мм полуавтоматических пушек «SK C/30», которые размещались в спаренных установках. Они вели огонь 0,68-кг фугасными снарядами со скорострельностью в 30 выстрелов в минуту. Максимальный угол возвышения составлял 85 градусов, что позволяло поражать воздушные цели на высоте до 6 800 м.
Так же корабли имели на вооружении восемь 20-мм автоматов «Flak 38». Их теоретическая скорострельность составляла 280 выстрелов в минуту, но на практике, с учетом смены магазинов на 20 патронов – 120 выстрелов в минуту.
Торпедное вооружение состояло из двенадцати 533-мм торпедных аппаратов расположенные в четырех строенных пусковых установках на главной палубе. Они использовали торпеды G7a, которые приводились в движение парой соосно расположенных винтов. Данные торпеды имели три режима хода: на максимальной скорости в 44 узла они могли пройти 5 800 м, при скорости в 40 узлов – 7 000 м и при 30 узлах – до 12 000 м. Запас торпед на кораблях постоянно варьировался, но в среднем корабли несли 12 торпед в аппаратах и еще 10 запасных.
Бронирование
Бронирование тяжелых крейсеров практически полностью повторяло схему бронирования германских легких крейсеров времен Первой Мировой Войны, но с увеличенной толщиной листов. Главный броне пояс имел 80-мм толщину которая уменьшалась в нос и корму до 40-мм и 70-мм соответственно. Так же он имел наклон в 12,5 градусов во внешнюю сторону. Высота пояса составляла от 2,75 до 3,85 м. В носовой части высота пояса увеличивалась до 4,4 м.
Горизонтальная защита состояла из двух броневых палуб: верхней и главной. Верхняя палуба над котельными отделениями имела толщину 25-мм, а в остальных частях корпуса – от 12 до 20-мм. Главная палуба простиралась по всей длине 80-мм главного пояса и над 70-мм секцией в корме и имела почти на всем протяжении толщину в 30-мм. В носу и корме у барбетов крайних башен ее толщина увеличивалась до 40-мм.
Толщина лобовой плиты башен главного калибра равнялась 160-мм и переходила сверху в сильно наклоненную плиту толщиной 105-мм, которая в свою очередь спускалась по бокам к стенкам башни в виде двух граней толщиной 80-мм и соединялась сверху с 70-мм горизонтальной плитой крыши. Вертикальные боковые стенки имели толщину 70-мм, задняя стенка – 90-мм на нижних и 50-мм на возвышенных башнях, а задняя скошенная плита – 80 и 70-мм соответственно. Так же башни имели 80-мм барбеты.
Главная боевая рубка имела овальные стены толщиной 150-мм, и крышу – 50-мм.
Защита от подводных взрывов состояла из буля, его пространства и двух узких отсеков внутри корпуса, разделенных тонкой переборкой и отделяемых от внутренних помещений 20-мм противоторпедной переборкой.
Модернизации
В ноябре 1939 г, крейсер был поставлен в сухой док, чтобы устранить чрезмерное заливание носовой оконечности, на корабль установили атлантический форштевень. Так же, для отвода дыма в корму, дымовую трубу оборудовали козырьком.
В апреле 1940 г на крышах возвышенных башен установили по одному 20-мм зенитному автомату «C/30». Во время ремонтных работ в 1941 г которые проходили в Германии, было решено их оставить. Тогда же на башнеподобной конструкции установили 20-мм счетверенную зенитную установку. В феврале – марте 1942 г были демонтированы с крыш возвышенных башен 20-мм автоматы, а вместо них установлены 20-мм счетверенные зенитные установки.
Усиление зенитного вооружения продолжилось только в 1944 г. Уже весной этого года крейсер имел на вооружении пять 20-мм счетверенных зенитных установок, три из которых были стабилизированы в трех плоскостях и две – в двух, восемь одиночных 20-мм автоматов и шесть спаренных 37-мм полуавтоматических пушек.
В этом же году с крейсера демонтировали две передние спаренные 37-мм полуавтоматические пушки и три счетверенных 20-мм автоматов, вместо них установили шесть одиночных 40-мм «бофорсов». Все одиночные 20-мм автоматы заменили на спаренные, добавив еще четыре одиночных.
Служба
Почти сразу же после ввода в строй, при первом выходе в море состоявшимся 6 июня 1939 г, было обнаружено чрезмерное заливание носовой оконечности. Так же из-за того, что башнеподобная надстройка располагалась возле дымовой трубы, то возникли проблемы с задымленностью мостика и постов управления огнем. Несмотря на обнаруженные дефекты не помешали совершить поход по Балтийскому морю с заходом 3 июля в Таллин и 24 июля в Хернесанд.
1 сентября 1939 г «Admiral Hipper» проходил испытания в Киле и после того, как его временно признали боеспособным он был направлен в пролив Большой Бельт к датскому побережью. Где он должен был предотвратить возможный прорыв польских кораблей и подводных лодок на Запад. Однако ни одного польского корабля не было обнаружено и крейсер вернулся к учениям, которые продлились весь сентябрь. Во время учебных стрельб по броненосцу «Hessen», на борту «Admiral Hipper» находилась советская артиллерийская делегация, которая была заинтересована возможностями новых германских крейсеров. После завершения Польской компании, в ноябре корабль вернулся в Киль для модернизации. В ходе работ на дымовую трубу установили козырек для отвода дыма в корму, а для устранения чрезмерного заливания носовой оконечности был установлен атлантический форштевень. Работы по модернизации продлились до января 1940 г, после чего корабль смог продолжить испытания. Несмотря на то, что крейсер уже 9 месяцев находился в строю его боеготовность не была полной. В последний день января 1940 г пришел приказ прибыть в Вильгельмсхафен. После установки на корабль нового радара 18 февраля «Admiral Hipper» в составе оперативного соединения, которое включало линкоры «Scharnhorst» и «Gneisenau» в сопровождении двух эсминцев вышли из главной базы флота. Соединение должно было принять участие в операции «Нордмарк», которая предусматривала действия против британского судоходства между Шотландией и Норвегией, однако была свернута, когда, достигнув середины Северного моря, группа не обнаружила ни одной цели. 20 февраля соединение вернулось в Вильгельмсхафен. А спустя месяц 20 марта поступил приказ перейти в Куксхаффен, где крейсеру предстояло принять участие в операции «Везерюбунг» - вторжении в Норвегию.
«Admiral Hipper» возглавил оперативную Группу 2, которой предстояло захватить норвежский порт Тронхейм. Также в состав группы входили четыре эсминца. Прикрытие высадки возлагалось на линкоры «Scharnhorst» и «Gneisenau».
6 апреля соединение покинуло Куксхаффен и направилось к месту рандеву с Группой 1 и Группой оперативного прикрытия, с которыми соединилась уже утром следующего дня. После объединения, в условиях все ухудшающейся погоды, германский флот взял курс на север.
Британская авиация обнаружила флот 7 апреля около полудня и доложила об одном тяжелом корабле, двух крейсерах и десяти эсминцах. После чего в воздух, для атаки, были подняты двенадцать бомбардировщиков «Blenheim». Однако их вовремя обнаружили, и они были встречены плотным зенитным огнем.
В это же время в той же части Северного моря находилось британское соединение, состоящее из линейного крейсера «HMS Renown» и четырех эсминцев, которое прикрывало минную постановку в норвежских проливах. Тем временем из-за сильного ветра и волнений, при минимальной видимости строй германского соединения был нарушен, так что корабли оказались рассеянными на большой площади. Британский эсминец уже повернул на обратный курс, чтобы соединиться со своим соединением, когда на него наткнулся один из немецких эсминцев. Британцы открыли огонь по противнику, не причинив ему никакого вреда, так как он быстро отвернул и скрылся из видимости.
Спустя девять часов британский эсминец столкнулся с другим германским кораблем того же класса. Теперь англичане были начеку и открыли огонь не раздумывая. Противники обменялись несколькими выстрелами, но попаданий не добились.
После того как германский эсминец скрылся из виду, британцы повернули на обратный курс и опять наткнулись на третий германский эсминец, но, как и раньше попаданий не было. Однако на этот раз оба корабля сообщили о контакте, после этого англичане поняли, что противник проводит операцию в данном секторе, хотя цели и масштабы им были не известны.
В этот момент «Admiral Hipper» получил приказ уничтожить британский эсминец. В 09:20 крейсер взял курс на перехват эсминца, но из-за плохой погоды он прибыл только в 09:50. С крейсера сперва обнаружили один эсминец, а затем второй. С большим трудом опознав противника «Admiral Hipper» открыл огонь из носовых орудий с дистанции около 8 300 метров. Крейсер успел дать пять залпов прежде чем эсминец распознал угрозу и отвернул влево, выпустил торпеды и поставил дымовую завесу. Торпеды были вовремя обнаружены и прошли по бортам крейсера. Тем временем дымовая завеса почти полностью скрыла британский эсминец, из нее выглядывала только его мачта. Артиллеристы с «Admiral Hipper» произвели еще два залпа ориентируясь на нее.
Внезапно эсминец выскочил из завесы и выпустил еще две торпеды. Однако крейсер вовремя отвернул и сразу же дал залп, из которого один или два снаряд
а попали в эсминец. Тем временем в бой включились 105-мм зенитные установки, добившись попаданий в мостик, носовое орудие и среднюю часть корпуса. Эсминец ответил беспорядочными выстрелами, но существенных повреждений крейсер не получил. Сильно поврежденный эсминец снова скрылся в поставленной дымовой завесе в 10:07. Спустя три минуты он вынырнул из-за завесы и выпустил оставшиеся торпеды с дистанции 3 000 метров. Торпеды прошли в паре метров от корпуса крейсера.
С дистанции в 800 метров вступили в бой легкая зенитная артиллерия, поливая огнем палубу и надстройки эсминца. Получая снаряд за снарядом эсминец пошел на таран и ударил «Admiral Hipper» в нос около якоря правого борта. Удар был сильным. Обшивка на протяжении почти четверти длины крейсера была вдавлена внутрь, носовой торпедный аппарат был смят и вышел из строя. Теперь в ход

вступили кормовые башни главного калибра, сделав несколько выстрелов по начинавшему тонуть эсминцу. Спустя несколько минут произошел сильный взрыв, скорее всего взорвались котлы. После этого, крейсер прекратил стрельбу и в течение часа занимался спасением храбрых английских моряков. Всего было принято на борт 40 человек, в том числе один офицер, но двое умерли уже после спасения.
За бой было израсходован 31 203-мм снарядов, 104 105-мм снарядов, 136 37-мм снарядов и 132 20-мм снарядов. Повреждения крейсера оказались менее существенными, чем казалось. Оказались затопленными ряд небольших отсеков, так же корабль получил небольшой крен на правый борт, который быстро уменьшили контрзатоплением до 3 градусов. Теперь крейсеру предстояло захватить Тронхейм.
Ночью 8 апреля группа крейсера «Admiral Hipper» с 25-узловой скоростью направлялась к входу в Краксвангс-фиорд, где их встретил небольшой норвежский сторожевой корабль, которому крейсер просигналил позывные британского линкора «HMS Revenge». Благодаря этой уловке соединение успело пройти мимо патрульного судна.
В 04:40 отряд повернул у мыса Агденес и продолжил свой путь миновав форт «Бреттинген». Однако форт, расположенный на северном берегу был оповещен и открыл огонь по соединению. «Admiral Hipper» сразу же осветил батарею прожекторами и пройдя ее, дал залп из кормовых орудий. После этого огонь прекратился и войска с трех эсминцев начали высадку. Крейсер с последним эсминцем проследовали далее и уже в 05:30 бросили якорь на рейде Тронхейма. В городе норвежцы не оказали никакого сопротивления и к полудню задача была полностью выполнена.
Теперь следовало отремонтировать полученные повреждения на «Admiral Hipper», однако их можно было устранить только в сухом доке, поэтому крейсеру следовало вернуться в Германию. Однако из-за недостатка топлива и неполадок на эсминцах, крейсер смог сопровождать только один эсминец. Оба корабля вышли 10 апреля из порта, но из-за плохой погоды эсминцу пришлось вернуться обратно. Ночью с 10 на 11 апреля крейсер пересек курс Британского флота, включавшего линкоры «HMS Rodney», «HMS Valiant» и «HMS Warspite», авианосец «HMS Furious» и тяжелые крейсера «HMS Berwick», «HMS Devonshire» и «HMS York». Утром 11 апреля крейсер «Admiral Hipper» оказался в корме у англичан, которые были заняты подготовкой к воздушному удару по Тронхейму.
Вечером 12 апреля крейсер благополучно прибыл в устье реки Яде и встал в плавучий док для ремонта который занял три недели. После ремонтных испытаний, которые закончились 8 мая, крейсер ушел в восточную Балтику, где провел остаток месяца. 29 мая корабль получил приказ вернуться в Киль, где формировались соединение для операции «Юно». В состав вошли линкоры «Scharnhorst» и «Gneisenau», тяжелый крейсер «Admiral Hipper» и четыре эсминца. 4 июня соединение вышло в море и в полдень следующего дня взяло курс на северо-запад. После дозаправки и совещания, состоявшегося 6 июня, было принято решение атаковать ближайший конвой, им оказался танкер в сопровождении траулера.
В 07:00 орудия главного ка
либра крейсера были наведены на траулер, но капитан судна решил не тратить 203-мм снаряды и спустя 4 минуты приказал открыть огонь из 105-мм зенитных орудий правого борта. После второго залпа, на судне возник пожар, и он начал крениться. Спустя минуту траулер опрокинулся и затонул.
В 09:00 поступило донесение от эсминца охранения об обнаружении дыма справа впереди по курсу. Из-за плохой погоды ему потребовалось свыше полутора часа, чтобы выйти на дальность видимости большого транспорта, уходившего на север. После этого крейсер взял курс на перехват. Спустя 20 минут он сблизился с транспортом до дистанции 13 000 метров. «Admiral Hipper» дал два предупреждающих выстрелов, но судно продолжало идти большой скоростью. После этого крейсер дал еще два залпа из носовых орудий, после чего развернулся, чтобы вести огонь из всех орудий. После второго залпа он добился попадания, а после седьмого – цель начала крениться окутанная дымом от пожара. После затопления транспорта, крейсер начал принимать на борт команду, всего было принять 119 человек.
8 июня после полудня крейсер
с эсминцами направились в Тронхейм, где он простоял следующий день. Тем временем в порт прибыли оба линкора и начальству предстояло решить проблему с возвращение домой поврежденного торпедой линкора «Scharnhorst». Для прикрытия переброски, новый командующий решил провести диверсию против британских вспомогательных крейсеров. Поздно вечером отряд, состоявший из линкора «Gneisenau», крейсера «Admiral Hipper» и эсминца вышел из порта и направился внутренними норвежскими водами на север. Однако около полуночи английская подводная лодка торпедировала «Gneisenau» и, хотя он не потерял боеспособности, отряд вернулся в Тронхейм. Теперь только крейсер «Admiral Hipper» оставался серьезной боевой единицей Германии в водах северной Норвегии.
27 июня крейсер получил приказ на выход в океан для борьбы с британским судоходством. Ему предстояло действовать в одиночку на просторах Атлантики. У командования флотом были серьезные сомнения на счет возможности корабля продержаться в открытом море без поломок механизмов, так как крейсер должен был проходить профилактический ремонт.
«Admiral Hipper» покинул Торнхейм 27 июня в 18 часов и взял курс на север. За десять суток были обнаружены только два судно. Одно судно принадлежало Финляндии и его пришлось отпустить, а второе, так же финское, было отправлено в Тромсе, так как на нем обнаружили контрабанду. Из-за потери всей воздушной разведки, командир корабля запросил разрешения вернуться, которое пришло 6 августа и спустя пять дней корабль вернулся в Вильгельмсхафен.
По возвращению корабль встал в док в Киле, где и провел остато

к августа. 24 сентября в сопровождении четырех эсминцев он покинул Киле и направился в Северное море. Ему
предстояло отвлечь на себя как можно больше британских кораблей, чтобы дать возможность высадить десант в районе Северной Англии в рамках операции «Зеелеве». Несмотря на то, что операция была отменена еще до выхода в море «Admiral Hipper», его задание осталось прежним.
Однако из-за поломки машинной установки поход был сорван. Не успел крейсер выйти в Северное море, как сломался насос водяного охлаждения турбины правого борта. Из-за чего крейсер отправился для ремонта в норвежский порт Кристиансанн, куда он пришел вечером 25 сентября. После ремонта, занявшего два дня, корабль вновь вышел в море и взял курс на северо-запад, попав в зону плохой погоды. В добавок к 10-ти бальному ветру возник пожар в магистрали подачи смазочного масла к турбине высокого давления правого борта. На отсоединение передачи этой турбины от вала и ликвидацию огня пришлось на четыре часа остановить корабль в бушующем море. Неисправность удалось устранить на обратном пути в Германию, но операция была окончательно сорвана.
30 сентября «Admiral Hipper» прибыл к Киль и провел весь октябрь в доке в Гамбурге, где проходили ремонтные работы правой турбины. После испытаний и доводки крейсер покинул док 25 ноября в боевой готовности.
30 ноября крейсер вышел в поход в Атлантику, ему предстояло нарушить морские транспортные пути на линии Ньюфаундленд – Брест. По ним перевозились важнейшие стратегические грузы и войска. Дозаправившись у берегов Норвегии, он 2 декабря достиг Северного полярного круга. После еще одной дозаправки, он 5 декабря получил разрешение на самостоятельные действия.
10 декабря командир крейсера «Admiral Hipper» планировал атаковать конвой HX-93, однако тогда корабль мог остаться с очень малым запасом топлива, к тому же вновь отказала правая турбина. В данных условиях командир решил идти в Брест, а не возвращаться в Германию.
Поздно вечером 12 декабря, после долгих поисков своего танкера, крейсер начал дозаправку, после чего, планиро
валась атаковать конвой HX-94, но из-за плохой погоды обнаружить конвой не удалось. Погода бушевала до 20-го декабря, в это время корабль несколько раз проводил дозаправку. Только вечером 24 декабря радар засек приближающийся конвой.
Из-за опасений, что конвой могут сопровождать эсминцы, командир крейсера не стал атаковать в темноте, а решил идти параллельным курсом оставаясь необнаруженным. Около 02:00 крейсер дал торпедный залп с дистанции 4 600 метров, но из-за не правильных показаний радаров торпеды прошли мимо цели.
Утром в 06:00 крейсер начал сближение с конвоем в условиях ограниченной видимости. В первом визуальном контакте опознали британский крейсер «HMS Berwick». Первым планировалось атаковать британский крейсер используя все шесть торпедных аппаратов, однако уже перед атакой удалось разглядеть, что за британцем следует еще один боевой корабль. В 06:39 командир отдал приказ открыть огонь из орудий. Видимость была настолько плохой, что не удалось даже увидеть всплески от первых двух залпов. Зато от ударной волны орудий был выведен из строя механизм наведения торпед. Очень быстро в бой вступили и 105-мм зенитные орудия, которые сперва вели огонь по британскому крейсеру, а когда из дымки показался транспорт, то перенесли огонь на него.
Спустя две минуты «HMS Berwick» открыл ответный огонь увеличив скорость и взяв курс на сближение. Тем временем «Admiral Hipper» отвернул от предполагаемого торпедного залпа и начал уходить от превосходящего противника. Развернувшись кормой к британским крейсерам «Admiral Hipper» вел огонь из кормовых 203-мм орудий по «HMS Berwick», а из 105-мм зенитных орудий – по легким крейсерам. Приблизительно в 07:00 британский крейсер «HMS Berwick» развернулся, чтобы дать залп из всех орудий и спустя пять мин
ут 203-мм снаряд попал в кормовую башню. Британцам повезло, так как снаряд не разорвался, однако они лишились четверти артиллерии. Спустя еще три минуты немцы добились второго попадания у ватерлинии на уровне носовой надстройки. После этого, британский крейсер начал принимать через пробоину воду. Третий снаряд поразил носовую 102-мм зенитную установку и срикошетировал в дымоход, где и разорвался. Последний, четвертый снаряд попал в короткий 114-мм пояс, ниже ватерлинии. Из-за острого угла встречи снаряд не пробил броню. «Admiral Hipper» уходил на полной скорости и уже в 07:14 контакт с преследующими англичанами был потерян. Всего за бой крейсер выпустил 174 203-мм снарядов, добившись 4 попаданий.
После боя крейсер в последний раз дозаправился и взял курс на Францию в Брест. Однако около 10:00 из стены ливня показался пароход, шедший прямо на «Admiral Hipper». Крейсер открыл огонь из всех орудий, надеясь прервать сообщение о своем обнаружении. От полученных повреждений транспорт быстро погружался под воду, но опасаясь близость кораблей прикрытия, командир крейсера не стал снимать с него экипаж и все 111 человек погибли. После нападения крейсер полным ходом пошел в Брест, куда прибыл не обнаруженным 27 декабря 1940 г.
После похода в Атлантику крейсер находился на ремонте целый месяц – до 27 января 1941 г. После двухдневных испытаний кораблю снова предстояло уйти в Атлантику для перехвата трансатлантических конвоев. 1 февраля крейсер в сопровождении трех эсминцев и трех миноносцев покинул Брест и взял курс на запад. 4 февраля в секретной точке «Герда» возле Азорских островов он встретился с танкером для дозаправки. Но из-за того, что экипаж танкера не имел опыта дозаправки в открытом море, приемка топлива продолжалась три дня. Теперь он получил полную свободу действий, однако его зона действий была ограниченной, так как он должен был отвлечь внимание противника на себя. Тем временем линкоры «Scharnhorst» и «Gneisenau» должны были атаковать канадские конвои. Первое судно удалось обнаружить только 11 февраля, им оказался бывший германский пароход. После допроса команды стало ясно, что транспорт являлся частью конвоя HG-53, которого прикрывали только два старых эсминца. Командир крейсера планировал настигнуть и атаковать этот конвой, однако незадолго до полуночи на радаре появились отметки двух кораблей. Всю ночь «Admiral Hipper» кружил вокруг целей, рассчитывая атаковать их утром.
В 05:15 видимость улучшилась настолько, что перед крейсером начали возникать суда конвоя, состоявшего из 19 судов и полностью лишенных эскорта. Двигаясь параллельным курсом, команда крейсера пыталась обнаружить боевые корабли противника. После того как не удалось обнаружить ни одного корабля прикрытия в 06:18 поступил приказ открыть огонь. Огонь велся таким образом, чтобы накр

ыть как можно больше целей. За 10 минут боя он выпустил все торпеды правого борта, развернулся и подключил вооружение левого борта.
Дистанция быстро сокращалась, если в начале боя она составляла приблизительно 5 500 метров, то под конец боя она составляла 400 метров. Число попаданий на такой дистанции было очень большим. 203-мм орудия вели огонь четырех орудийными залпами без какой-либо пристрелки, а для поражения целей использовались фугасные снаряды. К 06:45 было обстреляно шесть кораблей, по которым было выпущено 206 снарядов.
Атака продолжилась в 07:03 и теперь крейсер стрелял одиночными, тщательно нацеленными по ватерлинии выстрелами с минимальной дистанции 200 – 300 метров. Не м
енее активно действовали 105-мм зенитные установки, они израсходовали 760 снарядов по разным целям. После сближения в бой вступили 37-мм и 20-мм автоматы, израсходовав 112 и 60 снарядов соответственно.
Бой длился до 07:40 и прекратился ввиду отсутствия целей. Всего по мнению командира крейсера удалось потопить 13 или 14 судов общим водоизмещением 75 000 тонн. Однако англичане признают потерю только 7 транспортов.
После боя крейсер взял курс на Брест, куда прибыл 14 февраля не обнаруженным. За спешный бой командир крейсера «Admiral Hipper» получил Рыцарский крест, так же были награждены офицеры и моряки. Теперь крейсеру предстояло вернуться в Германию для модернизации. В Бресте для него выделили маленький сухой док, при заходе в который он повредил правый винт об затопленное грузовое судно. Так же французский порт находился в зоне действия британской авиации. Во время одного из налетов, совершенного 24 февраля он чудом избежал бомбовых попаданий.
15 марта он в сопровождении эсминца покинул Брест и ушел тем же путем, каким пришел сюда. После дозаправки к югу от Гренландии и тяжелого перехода через Датский пролив «Admiral Hipper» прибыл в Берген, откуда после дозаправки ушел в Киль, куда прибыл 28 марта 1941 г.
Сразу же корабль поставили в сухой док для проведения модернизации, которые продлились до конца октября 1941 г. Во время работ была увеличена емкость топливны
х отсеков за счет переконструирования двойного дна. После этого осадка увеличилась на 0,3 метра. Затем начались послеремонтные испытания, которые затянулись еще на два месяца. Затем, уже в 1942 г, крейсер отправили на завод фирмы «Blohm und Voss», где установили новое размагничивающее устройство и перекрасили корпус и надстройки. Эти работы заняли еще три недели. К сожалению, на этом ремонтные работы не закончились, крейсер повредил во льдах винты и помял корпус. Только 2 марта 1942 г, после завершения всех ремонтных работ и пройдя учения по проведению и отражению торпедных атак, он стал у бочки в Брунсбюттеле.
Теперь крейсеру снова предстояло отправиться в Норвегию для действий против союзных конвоев. Покинув Киль 19 марта, «Admiral Hipper» в сопровождении трех эсминцев и трех миноносцев через трое суток прибыл в Тронхейм и занял окруженную противолодочными и противоторпедными сетями ячейку.
13 июня крейсер перешел в Боген, где вошел в состав Боевой группы №1, в которую так же входил линкор «Tirpitz». В начале июля, он принял участие в попытке атаковать конвой PQ-17. В состав соединения входили: линкор «Tirpitz», карманные линкоры «Lutzow» и «Admiral Scheer», тяжелый крейсер «Admiral Hipper», 10 эсминцев и 2 миноносца. При проходе 4 июля по Альта-Фьорду отряд лишился карманного линкора «Lutzow» и трех эсминцев, они повредили корпуса об скалы. Позже соединение было атаковано советской подводной лодкой К-21, однако немцы даже не заметили этого. На этом неприятности не закончились, группа радиоразведки, находившаяся на борту «Admiral Hipper» сумела расшифровать сообщение с британской подводной лодки об обнаружении германских сил. Из-за потери неожиданности и высокой вероятности нахождения мощных союзных сил заставила немцев свернуть операцию.
До 24 сентября крейсер должен был принять участие в нескольких операциях, однако все они были отменены по тем или иным причинам. Только 24 сентября он вышел в море в сопро
вождении четырех эсминцев для постановки мин в советских водах. Задача была успешно выполнена и в середине дня 27 сентября он благополучно прибыл в Каа-Фьорд.
5 ноября 1942 г крейсер в составе четырех эсминцев вышел в Баренцево море. Единственными жертвами группы стали танкер и сторожевой корабль. 9 ноября группа вернулась в Каа-Фьорд.
30 декабря, после получения сведений об обнаружении группы из 10 судов в 50 милях к югу от о. Медвежий, германские силы были приведены в трехчасовую готовность. Вечером того же дня, соединение в составе карманного линкора «Lutzow», тяжелого крейсера «Admiral Hipper» и шести эсминцев вышло в море.
Благополучно миновав внутренние воды соединение развернулось в поисковый ордер, поддерживая 18-узловую скорость. Крейсера находились на флангах, а между ними в строе фронта растянулись эсминцы.
Ориентируясь на разведданные, германское соединение начало поиски конвоя. В 07:20 наблюдатели обнаружили неясные тени на удалении 6 миль, после чего крейсер изменил курс в их направлении. Еще не завершив полностью поворот из тумана начали появляться другие тени. В результате маневра с «Admiral Hipper» осталось только три эсминца. Тем временем с крейсера отправили радиограмму о контакте.
Пока германское соединение стягивало свои корабли, охраняв

шие караван эсминцы, также обнаружили противника. В 09:10 крейсер на дистанции 18 миль обнаружил корабли охранения. В данный момент невозможно было узнать их численность и тип.
В 09:23 наблюдатели с крейсера «Admiral Hipper» обнаружили эсминец справа по борту и вскоре орудия открыли по нему огонь. За 10 минут было сделано 5 залпов главного калибра и выпущено 40 снарядов из 105-мм зенитных установок. Но из-за плохой погоды попаданий не было. После этого были обнаружены еще два эсминца впереди по курсу и с того же борта. Они находились в удобном положении для торпедной атаки и крейсер перенес огонь на них. Британцы сразу же скрылись в дымовой завесе. В 10:00 бой был ненадолго прекращен, за это время крейсер выпустил 90 203-мм фугасных снарядов. Из них было только одно прямое попадание, оказавшееся неопасным.
Спустя шесть минут крейсер возобновил стрельбу. Тем временем британский эсминец попытался выйти на удобную позицию для выпуска торпед, но маневр не удался и крейсер открыл огонь из всех орудий главного калибра по нему. С 10:16 по 10:20 было сделано шесть полных залпов из которых два накрыли цель. Так же было выпущено 72 снаряда из 105-мм зенитных орудий. На этот раз четыре 203-мм снаряда поразили эсминец, были выведены из строя оба носовых орудия, один из снарядов пробил борт в районе машинного отделения, так же на корабле начались два пожара. Оставшиеся эсминцы охранения быстро скрылись из виду прикрывшись дымовой завесой.
Продолжая идти прежним курсом, с крейсера в 10:36 заметили большой океанский тральщик по правому борту. Орудия открыли огонь с дистанции 3 мили. Однако немцы приняли тральщик за эсминец и «Admiral Hipper» отвернул, опасаясь торпедной атаки. Тем временем за британский тральщик принялись два германских эсминца. Потопить вражеский корабль удалось только к 11:20, за это время по нему было выпущено 89 203-мм и 93 105-мм снарядов из которых два, по наблюдению с крейсера, поразили цель. После расправы с тральщиком крейсер повернул на юг, где, как предполагали, находился конвой.
Очень скоро возобновился контакт, караван прикрывал британский эсминец. Первый же залп из 203-мм орудий поразил цель разрушив мостик и образовав течь в котельном отделении. Получив критические повреждения, старый эсминец начал тонуть.
Тем временем британцы обнаружили карманный линкор «Lutzow», однако оставшиеся корабли охранения конвоя сумели отогнать его имитируя торпедную атаку, после чего вернулись на северный фланг.
В это время наступил критический момент боя, у британских эсминцев почти закончился запас торпед, и каждая следующая атака или имитация становилась все менее опасной для немцев. Несмотря на это немцы не спешили, считая, что у них есть в запасе время. Однако они не могли знать, что в состав дальнего прикрытия конвоя входят два легких крейсера «HMS Sheffield» и «HMS Jamaica», которые находились всего в 15 милях к северо-западу. Учитывая тот факт, что к 1942 г английские корабли обладали более совершенными радарами, то они видели многочисленные отметки от целей, но не могли определить, относятся ли они к своим судам или к неизвестным кораблям противника. На всякий случай они решили сблизиться и выяснить обстановку. По мере сближения обстановка все больше прояснялась. Теперь на радарах британских крейсеров явно наблюдалась крупная цель – это был «Admiral Hipper». Выйдя на дистанцию в 6 миль крейсер «HMS Sheffield» обнаружил визуально своего противника и немедленно открыл по нему огонь в 11:31.
Близкие всплески, внезапно вставших по оба борта «Admiral Hipper», оказались шоком для его командира, так как они не ожидали нападения. Видимость в северном направлении была настолько плохой, что противника не удавалось обнаружить. Спустя несколько минут крейсер начал разворот на север, чтобы английские эсминцы остались строго в корме. В это время 152-мм снаряд попал в его правый борт и разорвался в топливной цистерне напротив котельного отделения №3. Котельные отделения начали быстро заполняться водой. Всего крейсер принял около 1 000 тонн воды, лишился 8 котлов и сбросил скорость до 15 узлов.
В 11:34 германский крейсер открыл ответный огонь, но он не смог его корректировать, так как сильные порывы северного ветра со снегом немедленно покрывали тонким слоем льда оптику. Дав два залпа «Admiral Hipper» отвернул от быстро приближавшегося противника. Спустя минуту залп с британского крейсера накрыл его. «Admiral Hipper» получил еще два попадания, один из которых пробил левый борт выше ватерлинии и вызвал пожар. Второй снаряд попал в ангар и поджог находящийся в нем самолет. Дым от пожара сделал крейсер полностью слепым и огонь пришлось прекратить. После этого командир соединения принял решение прекратить операцию и уходить.
К сожалению отход не спас германские эсминцы. Внезапно появившиеся перед ними крупные корабли в неясном освещении арктической ночи показались им своими. Пока они пытались выяснить по радио у «Admiral Hipper», не он ли перед ними, «HMS Sheffield» в 11:43 открыл огонь с малой дистанции, превратив немецкий эсминец в груду обломков.
«Admiral Hipper» соединившись с карманным линкором «Lutzow», начали отходить на юго-запад и в районе 14:00 контакт между противниками был потерян.
Сильно поврежденный крейсер, потерявший 2/3 мощности энергетической установки, смог благополучно преодолеть негостеприимное Баренцево море и достиг Каа-Фьорда 1 января 1943 г. Временный ремонт провели с помощью плавучей мастерской, после чего 23 января он перешел в залив Боген. Кораблю требовался стационарный ремонт и 7 февраля он в сопровождении легкого крейсера «Koln» и трех эсминцев отправился в Киль, откуда 11 февраля проследовал в Вильгельсхафен. 28 февраля пришел приказ о выводе его в резерв, а уже на следующий день его поставили на ремонт, который закончить не удалось. Из-за усиливающихся воздушных налетов крейсер, так и не готовый к походу, пришлось передислоцировать в более безопасную Балтику. В апреле 1943 г «Admiral Hipper» на буксире перешел в Пиллау.
Целый год крейсер простоял у стенки завода и только 1 марта 1944 г он формально вошел в состав флота в качестве учебного корабля. В Готенхафене ремонтные работы продолжались до конца июня, однако к назначенному сроку их закончить не удалось. Сгоревшее котельное отделение №3 так и не отремонтировали, не хватало людей и запчастей. Так же возросла активность советской и союзной авиации.
С апреля по август крейсер проходил ходовые испытания, правда котельное отделение №3 так и не было отремонтировано. Только в сентябре 1944 г корабль вышел в свой первый учебный поход. Однако в конце 1944 г Кригсмарине уже было не до учений, советские войска выходили на берега Балтики. Оставшиеся артиллерийские корабли планировалось использовать для поддержки своих войск. Начальство предполагало, что в ноябре корабль сможет выйти в море, где уже действовал «Prinz Ougen». Однако из-за нехватки личного состава, а также из-за действий союзной авиации крейсер так и не смог выйти в море до конца года.
Новый приказ поступил 1 января 1945 г, по которому предписывалось за три месяца привести в боевую готовность крейсер. 15 января он поступил на завод, но советские войска стремительно приближались и вместо ремонта пришлось заняться эвакуацией. 28 января «Admiral Hipper» получил приказ выйти в море, при этом ход могла давать только одна турбина, управлять зенитным огнем могли только два носовых поста. 29 января на борт крейсера поднялось 1 529 человек и ночью он вышел в море взяв курс на запад.
Прибыв в Киль 2 февраля крейсер поставили в сухой док, но ремонт так и не был закончен. 3 апреля 1945 г британская авиация совершила массированный налет на территорию Северной Германии. Целью тяжелых бомбардировщиков стал именно Киль. В ходе налета крейсер получил прямое попадание в правый борт. 9 апреля налет повторился и 3 бомбы среднего калибра попали в надстройку. Из-за того, что команды на нем не было никто не боролся за его живучесть и корабль основательно выгорел. После капитуляции Германии в июле 1945 г во время ремонта дока его отбуксировали в бухту Хайкендорф, где затопили на мелководье. Останки крейсера разобрали на металл, работы по разборке закончились только в 1949 г. Так бесславно закончил свою карьеру тяжелый крейсер «Admiral Hipper».