navyhistory

"Brooklyn - O’Higgins" - легкий крейсер США - Чили

«CL-40 Brooklyn» головной корабль одноименного класса легких крейсеров военно-морского флота США, назван по старой традиции в честь одноименного города. Участвовал в сражениях в Атлантике во время Второй Мировой Войны. В 1950-х годах был передан чилийскому флоту и переименован в «O’Higgins». 

Проектирование

В период с 1908 по 1918 г в США не было заложено ни одного крейсера, это обусловлено так называемой дредноутной гонкой. Только в 1916 г флот заказал 10 скаутов класса «Omaha», однако в дальнейший технический прогресс вмешалась политика. После Вашингтонской конференции 1922 г все страны приступили к постройке крейсеров с водоизмещением в 10 000 т и 203-мм вооружением главного калибра. Впоследствии данные крейсера были названы «тяжелыми».  Своим появлением крейсера класса «Brooklyn» обязаны Лондонской конференции 1930 г. По результатам конференции страны договорились ограничить количество тяжелых крейсеров, так США разрешалось иметь 18 кораблей с общим водоизмещением 180 000 т. После утверждения договора, кораблестроителям пришлось переключиться на корабли со 152-мм орудиями главного калибра.

Исходя из существующих исторических данных, руководство ВМС не имело четкого представления, каким должен быть такой крейсер. Уже в ноябре 1930 г бюро кораблестроения и ремонта представило на рассмотрение шесть предварительных вариантов проекта. Отличались данные проекты скоростью, количеством орудий главного калибра  и наличием пары трехтрубных торпедных аппаратов.

После обсуждения представленных проектов Генеральный Совет высказался за 3-ий вариант как наиболее сбалансированный. Однако совет считал, что в рамках 10 000 тонного водоизмещения возможно создать корабль, который был бы эквивалентом тяжелым крейсерам по скорости и дальности плавания, но с гораздо лучшей защитой. Так же было мнение, что новые легкие крейсера смогут выиграть бой со своим более тяжелым оппонентом, за счет более высокой скорострельности 152-мм орудий.  

21 января 1931 г после проведения смоделированных поединков  в военно-морском колледже, Совет распорядился вести дальнейшие работы на основе варианта 2 с облегчением защиты, аналогичной крейсерам класса «New Orleans». От торпедного вооружения решено было отказаться, а дальность плавания нужно было довести до 10 000 миль при скорости хода в 15 узлов.

22 января 1932 г был представлен на рассмотрение новый проект крейсера, внешне он напоминал «New Orleans»,  однако в юте размешались две двух-орудийных башни главного калибра, а в районе дымовых труб – четыре спаренных 127-мм башенных установки. После того, как Конгресс не одобрил программу постройки такого корабля в 1933 г, споры относительно проекта разгорелись с новой силой.

К концу 1932 г были представлены два базовых эскизных проекта на основе корпуса «New Orleans». Они отличались расположением катапульт и ангаров. Из-за того, что во втором варианте возрастал вес корпуса и приходилось жертвовать защитой, был разработан третий вариант с увеличенной до 189,2 м длиной. Так как для достижения скорости в 32,5 узла, требовалось мощность в 93 500 л.с., то сэкономленный  вес пошел на усиление защиты артиллерии. Однако и данный проект не был принят из-за того, что в начале февраля следующего года Япония объявила о закладке четырех новых легких крейсера класса «Mogami». Официально утверждалось, что они будут вооружены пятнадцатью 155-мм орудиями и будут развивать скорость в 33 узла при водоизмещении 8 500 т. Сейчас достоверно известно, что данная информация являлась ложной и японцы специально пошли на обман. К сожалению, тогда об этом не знали и информация о новых кораблях вызвали в США шок. 10 марта 1933 г были начаты работы над проектами с пятью трех-орудийными и четырьмя четырех-орудийными башнями. Для обеспечения требуемой огневой мощи проектировщикам разрешалось жертвовать защитой, но не скоростью.

Вскоре на рассмотрение Совету было представлено сразу семь вариантов, они маркировались буквами от A до G. Мы не будем приводить все особенности данных проектов, так как ни один из них так и не устроил Генеральный Совет. В конце марта адмирал Уотсон предложил сосредоточить все башни в носу судна по аналогии с линейным кораблем «Nelson» британского флота. Несмотря на то, что Совет не поддержал столь радикальный шаг, конструкторское бюро подготовило четыре новых варианта. После рассмотрения, которых Совет остановился на варианте Н, который предусматривал расположение трех трех-орудийных башен главного калибра в носу и еще двух в корме. Корпус был гладкопалубным с понижением позади кормовой башни.

25 апреля 1933 г проект был одобрен. К середине июля были внесены последние коррективы, так верхнюю палубу в корме подняли на 2 метра для увеличения объема авиационного ангара, мощность двигателей увеличили до 100 000 л.с., а длину по ватерлинии сократили на 3,65 м.

3 августа был выдан заказ на постройку сразу четырех легких крейсеров, они получили следующие названия: «CL-40 Brooklyn», «CL-41 Philadelphia», «CL-42 Savannah» и «CL-43 Nashville». 

22 августа 1934 г был выдан заказ на постройку трех крейсеров: «CL-46 Phoenix», «CL-47 Boise» и «CL-48 Honolulu».

Таким образом, после постройки семи новых крейсеров к десяти имевшимся крейсерам класса «Omaha», США почти полностью исчерпала лимит по суммарному водоизмещению легких крейсеров. В итоге для постройки еще двух легких крейсеров CL-49 и CL-50 оставалось не более 17 600 т, что требовало разработку нового проекта. В начале 1935 г было принято решение слегка изменить существующий проект «Brooklyn», в который вносились следующие изменения: была изменена конструкция силовой установки и новыми 127-мм орудиями 38 калибра.

Заказ на постройку крейсеров «CL-49  St. Louis» и «CL-50 Helena», был выдан 16 октября и 9 сентября 1935 г соответственно.

Конструкция

Как мы писали выше корабли класса «Brooklyn» проектировались на основе теоретического чертежа «New Orleans», хотя по внешнему виду определить сходство сложно. Корпус, из-за продления полубака в корму стал гладкопалубным с небольшой седловатостью. При этом высота надводного борта в корме составляла 7 м. При этом высота в районе форштевня составляла всего 8,2 м. Для снижения волнового сопротивления в своей нижней части форштевень имел ярко выраженный бульб. Обводы носовой оконечности были острыми, с характерным двойным изломом борта и не большим развалом шпангоутов. Данная конструкция обеспечивала хорошие скоростные качества, однако негативно сказалось на мореходности и повлияло на характер бронировании погребов носовых башен главного калибра. В целом форма корпуса считалась удачной и в дальнейшем использовалась при проектировании следующих американских крейсеров.

Корпус набирался по продольной схеме из стали STS (special treatment steel). Многие элементы делались из тонкой стали. Использование такой гомогенной брони заметно удорожало корабль. Палубу изготавливали из стали HTS (high-tensile steel). Всего в крейсере было 3 палубы и 2 платформы. На отсеки корпус делился многочисленными водонепроницаемыми переборками. По всей длине корпуса имелось второе дно, переходящее в двойной борт, который поднимался в районе МКО до третьей палубы, а в оконечностях – до первой платформы. Предполагалось, что конструктивно он должен был выполнять роль противоторпедной защиты, хотя фактически на это был не способен.  В районе 12 - 15 шпангоутов имела колодец под выдвижную антенну сонара. Вес корпуса головного корабля составил 4618 т., а надстроек 671 т.

Общая длина корабля составляла 185,4 м. Ширина корпуса составляла 18,8 м., а осадка – 7,3 м. Стандартное водоизмещение составляло 9 700 т., а полное – 12 243 т. Экипаж корабля состоял из 868 офицеров и матросов. 

Двигатели

Американцы одними из первых стали внедрять на серийных кораблях котлотурбинные установки на паре высоких параметров, причем процесс этот осуществлялся плавно, без спешки. В итоге американские ЭУ отличались высокой надёжностью, а КПД котлов достигал 80%. Состав и компоновка ГЭУ была заимствована из проекта «New Orleans». Схема размещения силовой установи – линейная. В ее состав входили восемь водотрубных котлов «Babcock and Wilcox» и четыре турбозубчатых агрегата системы «Parsons». Общая мощность установки составляла 100 000 л.с. Котлы располагались в четырех котельных отделениях, а турбины – в двух машинных.  По проекту нормальный запас топлива составлял 1 982 т., полный – 2 207 т. Дальность плаванья при 15 узловом ходе должна была составлять 10 000 миль. Однако есть основания полагать, что дальность не дотягивала до этих значений и при запасе топлива 2175 составляла лишь 7800 миль на той же скорости.

Вооружение

Вооружение главного калибра легких крейсеров класса «Brooklyn» состояло из пятнадцати 152-мм орудий 47 калибра (Mk. 16) размещенных в пяти трех-орудийных башнях. Особенностью данных кораблей было размещение башен главного калибра, первые  три башни располагались в носу, а остальные в корме. Башня главного калибра №3 была развернута в корму. Данные орудия вели огонь 59-кг снарядами со скорострельностью 8-10 выстрелов в минуту. Согласно номенклатуре снаряды подразделялись на бронебойные и фугасные, при этом фугасных снарядов было три вида. Дальность стрельбы составляла 23 882 м при угле возвышения 47 градусов.

Зенитное вооружение кораблей состояло из восьми 127-мм зенитных орудий 25 калибра (Mk.13). Они размещались на верхней палубе побортно в средней части корабля, при этом носовая пара орудий была поднята на один уровень для уменьшения забрызгивания. Они вели огонь 36,3-кг унитарными снарядами со скорострельность 15-20 выстрелов в минуту.   Максимальный угол вертикальной наводки составлял 85 градусов. Дальность стрельбы по наземным целям составляла 13 259 м, а по воздушным – 8 325 м. Боекомплект для данных орудий составлял по 200 снарядов на каждый ствол.

Согласно данным специалиста по морскому вооружению  Дж. Кэмпбелла, некоторые корабли данного класса получили на вооружение более совершенные зенитные установки Mk.27, однако достоверно не известно устанавливались они во время постройки или же в ходе модернизации военного времени.

Легкое зенитное вооружение кораблей состояло из восьми 12,7-мм пулеметов «Браунинг», монтировавшиеся парами на верхних мостиках носовой и кормовой надстройки.

Авиационное вооружение было стандартным и состояло из двух катапульт и четырех гидросамолетов «Curtiss SOC Seagull». Основными задачами бортовых гидросамолетов крупных надводных кораблей считалась разведка и корректировка артиллерийского огня.

Бронирование

Схема бронирования кораблей класса «Brooklyn» повторяла «New Orleans» и отличалась лишь меньшей толщиной ряда элементов. Главный броне пояс защищал отсеки энергетической установки и шел от 61 шпангоута до 103. Высота пояса составляла 4,22 м. На протяжении 2,84 м в верхней части имел толщину в 127-мм и плавно утончался к нижней кромке до 82,5-мм.  Пояс устанавливался поверх 16-мм обшивки и заканчивался 127-мм траверсами.

Сверху на пояс опиралась броневая палуба, толщина которой над машинным котельным отделением и погребами составляла 51-мм, а над отсеками двойного борта в районе МКО – 44,5-мм.

Лобовые плиты башен главного калибра имели броню в 165-мм, толщина боковых плит постепенно уменьшалась от 76-мм в передней части до 38-мм. Крыша башен бронировалось плитами с толщиной в 51-мм. Толщина барбетов по всему диаметру составляла 152-мм. Боевая рубка имела 127-мм стены и 57-мм крышу.

Модернизации

До 1940 г легкие крейсеры класса «Brooklyn» не проходили модернизацию, так как считались одними из современных кораблей флота.

По проекту корабли должны были оснащаться четырьмя счетверенными 28-мм зенитными установками, однако, из-за проблем с производством к установке данных установок приступили лишь в начале 1940 г.

В середине 1941 г на кораблях были установлены противоосколочные щиты для 127-мм зенитных орудий и заварены иллюминаторы в корпусе.

В январе 1942 г на крейсере была снята боевая рубка, так же в ходе работ были установлены четыре счетверенных 28-мм зенитных установки. 12,7-мм автоматы были заменены на двенадцать 20-мм автоматов. На носовом директоре установили новый радар управления огнем Mk.3.

В мае 1942 г установлен новый радар SC-2. На кормовой КДП установлен второй радар управления огнем Mk.3.

В мае 1943 г 28-мм зенитные установки были заменены на счетверенные 40-мм зенитные установки. Установлены радары SG и Mk.4. Усилено зенитное вооружение за счет установки еще четырнадцати 20-мм автоматов.

С декабря 1944 г по май 1945 г корабль проходил модернизацию в Нью-Йорке. В ходе которой были установлены були, что привело к увеличению ширины корпуса до 21,2 м и снизило скорость на пол узла. Так же были дополнительно установлены четыре спаренные 40-мм зенитные установки, а 20-мм автоматы были замены на десять спаренных 20-мм автоматов.

С января по июнь 1951 г крейсер прошел небольшую модернизацию в Филабельфии, в ходе которой были демонтированы катапульты и переместили стрелу крана. Так же были установлены новые РЛС типов SPS-4 и SPS-6.  

История

После постройки и прохождения испытательного похода в зону Карибских островов крейсер «Brooklyn» остался у восточного побережья для прохождения боевой подготовки. Он входил в состав 8-й дивизии крейсеров.  Формально дивизия была придана линейным силам, но так как у новых крейсеров не было должного уровня боеспособности, то они находились в районе Карибского моря и Панамского канала.

30 апреля 1939 г крейсер принимал участие в открытии всемирной Нью-Йоркской выставке. 23 мая крейсер получил приказ выйти к месту катастрофы подводной лодки «Sailfish» (SS-192), которая затонула на глубине 74 м в водах островов Шолс недалеко от побережья штата Нью-Гэмпшир. До 3 июня корабль выступал в качестве плавбазы в ходе аварийно-спасательных работ. В результате с подводной лодки спасли 33 уцелевших моряков. После завершения спасательных работ «Brooklyn» отправился к восточному побережью, где присоединился к Тихоокеанскому флоту.

В июне 1939 г крейсер «Brooklyn» вместе с остальными кораблями данного класса  находился в Сан-Педро на калифорнийском побережье, где они проходил учения по отработке взаимодействия с главными силами флота. Именно здесь их застало начало Второй Мировой Войны в Европе.

В 1940 г крейсер принял участие в ежегодных морских учениях на Тихом океане, после их завершения он отправился в Перл-Харбор. С конца 1940 г по начало 1941 г все корабли класса «Brooklyn» провели в лазурной бухте Перл-Харбора.

В марте 1941 г крейсер «Brooklyn» совершил тур по южной части Тихого океана с кадетами военно-морского училища.

1 февраля 1941 г был организован Атлантический флот, а 11 марта Конгресс США принял первый акт по ленд-лизу.   4 апреля был отдан приказ перевести с Тихого океана в Атлантику авианосец «Yorktown», 3 линкора, 4 легких крейсера (8-я дивизия крейсеров) и две эскадры эсминцев. С 19 по 23 мая линкоры «Mississippi», «Idaho», «New Mexico», крейсера  «Brooklyn», «Philadelphia», «Savannah», «Nashville»  и 13 эскадренных миноносцев тремя группами вышли из Перл-Харбора и 20 июня сосредоточились в Бостоне.

До конца 1941 г 8-я дивизия крейсеров в составе Нейтрального патруля несла службу между Ньюфаундлендом и Тринидадом, базируясь на Бермудских островах. В основном это были одно-двух недельные патрулирования.

1 июля крейсер «Brooklyn» в составе оперативного подразделения TF.19 вместе с линкорами «New York» и «Arkansas», а так же крейсер «Nashville»,  в сопровождении 13 эсминцев, танкера, буксира и 6 транспортов вышли из Арджентии для участия в операции «Индиго». 7 июля морские пехотинцы высадились в Рейкьявике.  В дальнейшем Исландия была превращена в мощный опорный пункт, игравший важную роль в Битве за Атлантику.

В конце августа 1941 г американские крейсера приняли участие в совместной операции с британским флотом. Она была связана с поиском немецких рейдеров и блокадо-прорывателей.  Для этого были созданы несколько групп состоящих из авианосца, крейсера и дивизиона эсминцев. Крейсер «CL-40 Brooklyn» действовал вместе с авианосцем «Yorktown». После месяца поисков операция закончилась ничем.

Месяцем позже англичане обратились за помощью, так как существовала вероятность прорыва немецкого линкора «Tirpitz» в Атлантику. Авианосец «Yorktown» в сопровождении крейсеров «Brooklyn» и «Savannah» немедленно отправились в Арджентию, где соединились с авианосцем «Wasp», линкорами «New York»,  «Arkansas» и  «Mississippi», тяжелым крейсером «Wichita» и дивизионом эсминцев. После чего, соединение отправилось в исландский Хваль-фьорд, что бы закрыть путь через Датский пролив. Однако информация о прорыве немецкого линкора оказалась ложной.

После объявления 11 декабря 1941 г Германией и Италией войны США, американский флот в Атлантике получил свободу действий. В начале 1942 г оставшиеся в Атлантике крейсера «Brooklyn», «Savannah» и «Philadelphia» осуществляли патрулирование Карибского моря. «Brooklyn» и «Philadelphia» базировались в Ардженто и привлекались к эскортированию трансатлантических конвоев. В это время крейсер «Brooklyn» вместе с линкором «Arkansas» и 7-11 эсминцев входили в состав оперативного соединения TF.38.

3 сентября во время переброски войск на одном из транспортов начался пожар. Учитывая, что крейсер уже принимал участие в спасательных операциях и его капитан хорошо натренировал экипаж на случай подобной катастрофы, то еще до выхода конвоя из Нью-Йорка крейсер был назначен спасательным судном. 

После получения приказа от командира конвоя отправиться на помощь горящему транспортнику, крейсер покинул строй и в 19:07 подошел к горящему судну. Он развернулся так, что бы коснуться своей правой скулой левой раковины транспорта и перебросил три конца на его ахтердек. С транспорта спустили аварийные трапы, по которым люди быстро перешли на крейсер «Brooklyn» и эсминец. Всего корабль принял на борт 1 173 человека, а транспорт удалось потушить и отбуксировать в порт.

Первой серьезной задачей для Атлантического флота стала операция «Торч» - высадка в северной Африке. На оперативное соединение TF.34 в состав, которого входил «Brooklyn», ложилась задача обеспечить высадку 34 523 пехотинцев и 250 танков в трех разных точках на атлантическом побережье французского Марокко.

Крейсер «Brooklyn» вместе с тяжелым крейсером «Augusta», входил в центральную группу TG.34.9, которая сопровождала 15 транспортов с 19 000 человек и 79 танков в район деревушки Федала, в 15 милях северо-восточнее Касабланки.

Соединению потребовалось 10 дней, что бы выйти к точке рандеву. Во время перехода через Атлантику, соединение постоянно меняло курсы, двигаясь со скорость в 14 узлов.  7 ноября соединение разделилось на три группы: Южную, Северную и Центральную.

8 ноября началась операция по высадке десанта и почти сразу же крейсер «Brooklyn» получил боевое крещение. В  06:00 утра на крейсер пришло сообщение с берега, что французские силы оказали сопротивление при высадке. Почти сразу же с корабля был запущен бортовой гидросамолет, а в 06:22 корабль дал первый залп по береговой батарее мыса Шерки.  В 07:52 береговая батарея была подавлена, при этом было уничтожено одно орудие и командно-дальномерный пост батарее. За это время было выпущено 757 152-мм снарядов.

Примерно в 08:15 из Касабланки вышло небольшое французское соединение, состоящее из крейсера «Primauguet», двух лидеров и пяти эсминцев.  Крейсеры «Brooklyn» и «Augusta» отреагировали мгновенно и отправились на перехват. Крейсеры открыли огонь по французскому соединению с дистанции приблизительно в 15 000 м, но все снаряды не поразили цели. Французское соединение не стало вступать в бои и вернулось обратно. Уже в 09:15 американские крейсера вернулись на свои позиции.

Ориентировочно в 09:45 французское соединение, состоящее из трех эсминцев, предприняло попытку прорваться к месту высадки. Уже в 09:51 крейсер «Brooklyn» начал сближаться с кораблями противника и в 10:08 попал под огонь эсминцев. Несмотря на то, что крейсер еще не принимал участия в боевых действиях, его артиллерия работала довольно точно и слажено. Эсминец «Boullonais» получил не менее шести попаданий и в результате потери хода затонул после попадания 406-мм снаряда с линкора «Massachusetts».  Довольно сильно от огня крейсера пострадали «Primauguet» и эсминец «Brestois».

Всего в стычках с морскими и береговыми силами французов корабль выпустил за день более 2 600 152-мм снарядов. Получил повреждения и сам крейсер. В промежутке между 14:00 и 14:50 один из снарядов батареи Эль-Ханк, не разорвавшийся, вывел из строя два 127-мм универсальных орудия и ранил 5 человек.

Расстреляв большую часть  боезапаса, утром 10 ноября крейсер «CL-40 Brooklyn» поменялся местами с легким крейсером «Cleveland», заняв его позицию в ордере противовоздушной обороны авианосного соединения TG.34.2.

Утром 10 ноября пала крепость Касбе, чуть позже прекратил сопротивление и гарнизон Кенитры. Основная задача операции «Торч» была выполнена, оставалось только дождаться реакции главного противника, немцев. И она последовала очень быстро. 12 ноября соединение TG.43.2, в состав которого входил крейсер «Brooklyn» подверглось неудачной атаке двух или трех подводных лодок, предположительно французских из Касабланки. 15 ноября 1942 г корабль покинул место высадки и отправился на базу в Норфолк.

Период с декабря 1942 г по май 1943 г крейсер провел у восточного побережья США, за это время он участвовал в сопровождении трех конвоев в Касабланку. С апреля по начало мая находился на ремонте и проводил боевую подготовку. После ремонта началась подготовка к следующей десантной операции, целью которой стал итальянский остров Сицилия. Предназначенные для высадки войска переправлялись к театру боевых действий двумя конвоями. Конвой UGF-9A сопровождал крейсер «Brooklyn» и 13 эсминцев.

Начало операции назначили на 10 июля. Высадку предполагалось произвести на юго-западном и юго-восточном побережье Сицилии. Соединение делилось на три отряда: TF.85, TF.81 и TF.86. Крейсер «Brooklyn» вместе с легким крейсером «Birmingham» и 9 эсминцев входил в состав отряда TF.86. Они должны были обеспечить высадку 2-й бронетанковой дивизии в секторе «Джосс» у Ликаты.

В данной операции приняло участие сразу четыре крейсера класса «Brooklyn», особенно отличились «Boise» и «Savannah». К сожалению, у нас нет данных о том, как себя проявил крейсер «Brooklyn» в данной операции. 17 августа 1943 г последние немецкие войска оставили Сицилию, что ознаменовало перенос боевых действий на континентальную Италию.

Следующая десантная операция получила кодовое название «Avalanche». Для первой крупной высадки в Италию выбрали залив Салеро в 30 милях от Неаполя. В высадке участвовало два соединения TF.80 и TF.81. В состав соединения TF.81 входили крейсера «Brooklyn», «Philadelphia», «Savannah», монитор, голландская канонерка и 17 эсминцев. Им предстояло обеспечить огневую поддержку при высадке 6-го американского корпуса.

Десантное отделение уже находилось в море, когда было объявлено о перемирии с Италией. Тем временем, 9 сентября начавшаяся высадка встретила ожесточенное сопротивление со стороны немецких войск. В этот момент корабли не поддерживали огнем десант, так как руководство решило положиться на тактическую внезапность, что привело к большим потерям среди десантников. Кроме этого группе огневой поддержки пришлось форсировать минные поля, из-за чего она прибыла в район высадки с опозданием.

Корабли огневой поддержки сыграли большую роль во время высадки в Италию. Они уничтожали береговые батареи, танки и даже мосты. В промежутке между 10 и 12 сентября исход битвы колебался на качелях. Именно корабельная артиллерия смогла перевесить их в сторону американцев.

Тем временем не обошлось и без повреждений, корабли подверглись атакам Люфтваффе, использовавших новое оружие – управляемые бомбы. Именно такая бомба попала в крышу башни главного калибра №3 крейсера  «Savannah». Вызванные повреждения были ужасными, но корабль спасли.  19 сентября поврежденный крейсер встал в док на Мальте для восстановительного ремонта.

Наступление англо-американских войск в Италии шло крайне медленно. Для выхода из сложившейся ситуации было принято решение о высадке еще одного десанта вблизи Анцио, что в 50 км от Рима. Операция получила кодовое наименование «Шингл».  22 января состоялась высадка 1-й британской и 3-й американской дивизии. Крейсер «Brooklyn» вместе с британским крейсером, двумя голландскими канонерками и 13 эсминцами оказывал огневую поддержку на американском участке высадки. 3 февраля противник получил значительное подкрепление и начал контратаку. К месту высадки были направлены британские крейсера «Orion», «Phoebe», «Penelope», «Mauritius» и  «Brooklyn», канонерки и все находившиеся в строю эсминцы. Всего на обстрел наземных целей было израсходовано 8 400 152-мм, 7 800 127-мм и 3 500 114-мм снарядов. Это помогло стабилизировать ситуацию на фронте. Рим удалось взять лишь после 19 недель после высадки.

Всю весну 1943 г крейсер «Brooklyn» действовал у западного побережья Италии, сопровождая конвои и оказывая поддержку сухопутным войскам. 11 мая англо-американские войска начали новое наступление. В течение следующих восьми суток крейсер он неоднократно вел обстрел береговых целей. 26 мая корабль прибыл на Мальту.

В конце мая 1944 г американский флот начал готовиться к высадке во Францию. Пройдя текущий ремонт, крейсер несколько недель занимался боевой подготовкой в заливе Таранто. Завершив учения крейсер «Brooklyn» вошел в состав соединения TF.87. Как и обычно корабль обеспечивал огневую поддержку десанта. Обороняющиеся войска почти не оказали сопротивления, порты Марсель и Тулон сдались 28 августа. Позже крейсер так же обеспечивал огневую поддержу армейским частям, наступавшим на Ницу. В ноябре крейсер отбыл в США для ремонта и модернизации, больше он не принимал участия в боевых действиях.

3 января 1947 г легкий крейсер «Brooklyn» отправился в резерв. 9 января 1951 г был подписан в Пентагоне контракт на передачу крейсера чилийскому флоту, где корабль переименовали в «OHiggins». 27 января 1951 г в Филадельфию начали прибывать чилийские экипажи, после чего начался процесс рас консервации крейсера. Благодаря отличному содержанию, технические средства вводились в строй быстро и без проблем. В это время на крейсере провели небольшую модернизацию: установили РЛС SPS-4 и SPS-6, демонтировали катапульты и переместили стрелу крана. Предполагалось, что в дальнейшем будут использоваться вертолеты. Полностью готовый корабль передали 30 июня. 10 сентября «OHiggins» прибыл в Вальпараисо с президентом Гонсалесом на борту.  А уже 22 сентября крейсер стал флагманом флота и приступил к отработке задач по боевой подготовке.

С 1 апреля по 10 сентября 1958 г крейсер, рамках действующих соглашений, прошел ремонт в США на Бруклинской военно-морской верфи. По возвращению занял место флагманского корабля национального флота и до 1974 г исполнял обязанности флагмана.

В период в 1962 г по 1967 г крейсер участвовал в нескольких совместных маневрах с флотами США и Перу.

12 августа 1974 г крейсер «OHiggins» в составе чилийского флота в одном из межостровных проливов архипелага Огненная Земля, налетел днищевой частью левого борта на необозначенный на картах выступ подводной скалы. Камень распорол обшивку на участке длиной около 70 м и повредил рулевое управление. Началось обширное затопление кормовых котельных и обоих машинных отделений. Личный состав машинных отделений оставался на своих постах до практически полного их затопления, крайне важно было сохранить ход и управляемость корабля. Тем временем аварийные партии укрепляли переборки и организовывали рубежи борьбы с водой. По самым скромным подсчетам, до остановки машинных отделений, корабль принял  2 500 т воды. Отбуксированный на мелководье корабль готовился к переходу в док. Одновременно под водой работало 45 водолазов.

Когда все-таки удалось осушить главную энергетическую установку, открылась печальная картина, морская вода, смешанная с мазутом повредила или разрушила большую часть оборудования. Лишь 11 сентября 1974 г крейсер практически без электричества, малым ходом покинул пролив Тринидад и пошел на север.

Ремонт крейсера «OHiggins» начался 1 января 1975 г и проходил на военно-морской верфи в Байо. Ремонт длился более трех лет, чилийским властям даже пришлось прибегнуть к помощи независимых подрядчиков, так как повреждения были просто огромными.  В 1979 г корабль вернулся в состав флота, хотя до обретения полной боевой готовности требовалось еще много времени. Несмотря на это крейсер принял участие в празднованиях в честь столетнего юбилея сражения у Икики. На борту корабля находились исторические реликвии и вечный огонь.

К началу 80-х годов крейсер устарел уже настолько, что дальнейшая его модернизация была не целесообразной.  Тем не менее, крейсер не списали и в 1986 г последний крейсер класса «Brooklyn» в составе действующего флота отметил свое пятидесятилетие, а затем и 450-летие главного чилийского города-порта Вальпараисо. Лишь в день своего 55-летия 22 сентября 1991 г крейсер в последний раз спустил военно-морской флаг. И хотя в стране шла компания за превращения корабля в музей, как обычно денег на содержание корабля-музея в бюджете не нашлось. Так же не последовало предложения из США, где Ассоциация ветеранов «CL-40 Brooklyn» вначале проявила интерес к его возвращению на историческую родину. 28 октября 1991 г корпус корабля выставили на продажу. Уже 2 октября 1992 г его продали британской компании для разделки на металл в порту Читтагонг.

Однако, так же как и линкору «Oklahoma», последнему крейсеру класса «Brooklyn» не суждено было быть разрезанным на металл. 3 ноября 1992 г следуя на буксире, предположительно из-за нарушения водонепроницаемости корпуса и неконтролируемого затопления, потерял поперечную остойчивость и затонул в акватории Индийского океана. 

Фотографии

Об авторе

Овчинников Александр

Я занимаюсь web-разработкой уже более трех лет, на изучение web-программирования меня вдохновила книга «Хакеры», которая входит в состав литературного сериала «Этногенез». И так как мой отец уже более 25 лет нтересуется историей военно-морского флота стран мира и создает силуэты кораблей в высоком разрешении, мною был разработан данный проект и написаны к нему статьи.

  • Похожие Статьи