«Tegetthoff» - линейный корабль военно-морского флота Австро-Венгрии, головной корабль одноименного класса кораблей. Назван в честь австрийского адмирала Вильгельма фон Тегетгофа, одержавшего победу над итальянским флотом в битве при Лиссе. Корабль принимал участие в Первой Мировой Войне. По Версальскому мирному договору достался в качестве репараций Италии.
Проектирование
Впервые упоминание о линкорах класса «Tegetthoff» можно отнести к февралю 1908 г, когда на объединенных парламентских слушаниях двуединой монархии главнокомандующий флотом империи заявил, что будущие линкоры должны иметь водоизмещение 18 000 – 19 000 тонн. К этому времени первый британский линкор уже год находился в составе Королевского флота, а отчеты о его испытаниях полностью подтвердили перспективность концепции однокалиберного линкора. В 1907 г парламент выделил деньги на строительство трех новых линейных кораблей, однако из-за ограниченности финансирования водоизмещение будущих кораблей ограничивалось 14 500 тонн и о едином тяжелом калибре не могло идти и речи. В результате был достигнут компромисс – в концевых башнях главного калибра установили 305-мм орудия, а в четырех бортовых – 240-мм орудия.
Однако из-за известия, пришедшего из Италии, о начале постройки первого итальянского линкора «Dante Alighieri» c двенадцатью 305-мм орудиями главного калибра, 5 октября 1908 г австро-венгерский Военно-морской департамент выдал проектные спецификации на новый линкор компании “Стабилименто Текнико Триестино”. В декабре 1908 г был объявлен формальный конкурс на лучший проект, для выявления наиболее перспективных альтернативных решений.
5 мая 1909 г проектный отдел “Стабилименто Текнико Триестино” подготовило четыре варианта эскизных проектов корабля с двухкалиберным вооружением. Данные эскизы были подготовлены для того, что бы утвердить гипотезу, что при использовании “большого” и “малого” главного калибра невозможно создать линкор с адекватной наступательной мощью. Кроме формальных эскизных проектов, был подготовлен проект с десятью 305-мм орудиями размешавшихся в пяти двух-орудийных башнях и водоизмещением в 20 000 тонн.
27 апреля были разработаны новые эскизные проекты корабля. На этот раз по проекту линкор должен был нести двенадцать 305-мм орудий расположенных в шести двух-орудийных башнях. Из которых четыре должны были быть линейно возвышенными в оконечностях, а оставшиеся – располагаться по бортам. Под варианты данного проекта отличались только вооружением противоминного калибра. Так же был разработан проект корабля с двенадцатью 305-мм орудиями, однако они размещались в четырех линейно возвышенных трех-орудийных башнях. Данный проект был признан наиболее перспективным, так как сочетал достаточный состав артиллерии главного калибра с ее расположением в трех-орудийных башнях, что давало 15 – 20% выигрыш в водоизмещении.
В окончательном проекте было увеличено количество 150-мм орудий противоминной артиллерии до двенадцати. В целях экономии веса длину стволов 305-мм орудий сократили до 45 калибра, так же отказались от тяжелых треногих мачт. После чего была выдана задача на постройку четырех линкоров: «Viribus Unitis», «Tegetthoff», «Prinz Eugen» и «Szent István».
Конструкция
Из-за ограниченного театра Адриатического моря, требование к скорости будущего линкора составляло 20 узлов, что позволило ограничиться сравнительно небольшим отношением длины к ширине корпуса. Коэффициент полноты составлял 0,584, что позволяло придать корпусу хорошие пропульсивные качества.
Корабли имели три непрерывные палубы: верхнюю, среднюю и нижнюю. Они защищали корабль от навесных попаданий снарядов. Так же корабли имели “бронированное днище”, которое состояло из двойных листов стали.
Корабли имели стальные литые форштевни и ахтерштевни, причем форштевень отличался ярко выраженной таранной формой, что было явным анахронизмом для линкора с его мощной батареей главного калибра. Линия киля имела длинный и высокий подъем к основанию тарана, впоследствии данное решение значительно снизило маневренные качества линкора.
В ходе службы выяснилось, что при полной загрузке у кораблей образовывался дифферент на нос около 0,25 м, что приводило к зарыванию линкоров во встречную волну. При таких условиях использование носовой башни главного калибра было невозможно.
Длина корабля по ватерлинии составляла 151 м., а общая – 152,18 м. Ширина корпуса составляла 27,34 м., а осадка – 8,23 м. Стандартное водоизмещение составляло 20 000 т., а полное – 21 600 т. Экипаж корабля состоял из 1 087 офицеров и матросов.
Двигатели
Энергетическая установка на линкорах класса «Tegetthoff» была не однотипной. Это было вызвано тем фактом, что линкор «Szent István» строился на венгерской верфи, которая не имела опыта судового машиностроения.
На первых трех кораблях: «Viribus Unitis», «Tegetthoff» и «Prinz Eugen» установили четыре прямо приводные паровые турбины «Parsons», работавшие на четыре вала. Пар для турбин вырабатывали двенадцать паровых котлов «Yarrow».
Энергетическая установка линкора «Szent István» состояла из четырех паровых турбин «AEG Curtis», работавших на два вала. Пар для турбин вырабатывали двенадцать паровых котлов «Babcock & Wilcox».
Общая мощность двигательной установки по разным источникам колеблется от 25 000 до 27 000 л.с. Паровые котлы располагались в двух котельных отделениях, разделенных поперечной переборкой. Запас топлива кораблей составлял 1 563 т угля и 162,6 т нефти, которая распылялась поверх горящего слоя угля при движении полным ходом. Дальность плавания составляла 4 200 миль при 10 уз. Максимальная проектная скорость хода составляла 20,5 уз.
Во время ходовых испытаний в открытом море линкоры «Viribus Unitis», «Tegetthoff» и «Prinz Eugen» не смогли развить проектную скорость в 20,5 уз, их скорость колебалась от 20,28 до 20,41 уз. К сожалению, при вступлении в строй линкор «Szent István» не проходил приемные испытания по полной программе и его реальная максимальная скорость остается не известной. Однако в различных документах не раз отмечалось, что в походах он постоянно отставал.
Вооружение
Вооружение главного калибра кораблей класса «Tegetthoff» состояло из двенадцати 305-мм орудий 45 калибра размещенных в четырех трех-орудийных линейно возвышенных башнях. Расположение башен главного калибра было позаимствовано у американского линкора «Michigan». Данные орудия вели огонь 450-кг снарядами с начальной скорость 800 м/с, расчетная броне пробиваемость на дистанции 6 400 м составляла 470-мм. Углы возвышения составляли от -4 до 20 градусов. Заряжание орудий происходило при постоянном угле возвышения в 2,5 градуса. Скорострельность орудий составляла два выстрела в минуту. Боезапас к каждому орудию составлял 76 снарядов.
Вооружение противоминного калибра было смешанным и состояло из двенадцати 150-мм орудий 50 калибра, которые размещались в казематах в средней части корпуса и восемнадцати 66-мм орудий 50 калибра расположенных на верхней палубе.
150-мм орудия вели огонь 45,5 кг снарядами, с начальной скоростью 880 м/с. Углы возвышения составляли от -6 до 15 градусов. Дальность стрельбы при максимальном угле возвышения составляла 15 000 м. Боезапас каждого орудия – 180 снарядов.
66-мм орудия вели огонь 8,5-кг снарядами патронного типа со скорострельностью 20 выстрелов в минуту. Боезапас орудий составлял 400 снарядов. Данные орудия, были малоэффективными для отражения атак миноносцев и могли выйти из строя уже после первого близкого разрыва тяжелого снаряда, из-за отсутствия бронирования.
Так же по проекту предусматривалась установка двенадцати 66-мм практических орудий 50 калибра размещавшихся на крышах башен главного калибра. По замыслу данные орудия должны были использоваться для тренировки наводчиков орудий главного калибра и уменьшить расход 305-мм снарядов. Однако при вступлении в строй только линкор «Viribus Unitis» имел полный комплект 66-мм практических орудий.
Помимо прочего, корабли были вооружены четырьмя 533-мм подводными торпедными аппаратами. В форштевне и ахтерштевне вдоль корпуса размещалось по одному торпедному аппарату и еще два – с каждого борта.
Бронирование
Главный броневой пояс по ватерлинии простирался между осями концевых башен главного калибра, его максимальная толщина составляла 280-мм. В районе оконечностей его толщина уменьшалась до 150-мм, а у самого форштевня она составляла 110-мм. В корму за башней главного калибра №4 его толщина уменьшалась до 150-мм. В нос и корму главный броне пояс заканчивался траверзами с толщиной 160-мм.
Выше до уровня средней палубы шел броне пояс толщиной 180-мм, в нос его толщина уменьшалась до 110-мм. В кормовой части бронирование на уровне верхнего броне пояса отсутствовало. Верхний броне пояс в нос и корму заканчивался траверзами с толщиной 120-мм и 180-мм соответственно.
Вертикальное бронирование казематов осуществлялось бронеплитами толщиной 180-мм, а горизонтальное – палубой состоящей из двух листов стали повышенного сопротивления толщиной 15-мм.
Бронирование средней палубы на участке от форштевня до батареи и затем в корму от нее до башни главного калибра №4 выполнялась из двух листов стали повышенного сопротивления толщиной 15-мм.
Нижняя палуба в пределах цитадели так же состояла из двух листов стали, однако толщина листов составляла 18-мм, а на скосах толщина листов составляла 18-мм и 30-мм соответственно. За пределами цитадели в оконечности в носу толщина листов составляла 18-мм и 25-мм, а в корме – 18-мм и 30-мм.
Фронтальное бронирование башен главного калибра составляло 200-м, боковое – 280-мм и крыши – 150-мм. Бронирование барбетов составляло 280-мм. Толщина стен боевых рубок колебалось от 250-мм до 280-мм. Бронирование крыши боевых рубок выполнялось из двух листов стали повышенной прочности. Бронирование крыши носовой и кормовой боевой рубки было не одинаковым и составляло 60-мм и 50-мм соответственно.
Так же корабли имели защиту от подводных взрывов названной “противоминной броней”. Она выполнялась в виде двойного дна глубиной в 1,5 м, с усиленной внутренней обшивкой, выполненной из двух слоев стали толщиной 25-мм.
Модернизации
Начиная с 1915 г по 1916 г, на кораблях было установлено зенитное вооружение, состоящее из 66-мм зенитных орудий. Данные орудия вели огонь 1,5-кг снарядами и имели максимальный угол возвышения в 90 градусов. Потолок стрельбы по воздушным целям составлял 5 000 м. Скорострельность стрельбы составляла 20 выстрелов в минуту. Расположение данных орудий различалось, так на линкорах «Viribus Unitis» и «Tegetthoff» орудия располагались по два на крышах башен главного калибра №2 и №3. На линкорах «Szent István» и «Prinz Eugen» по одному орудию на башне главного калибра №2 и по два на башне №3.
Служба
Весной 1914 г «Viribus Unitis» и «Tegetthoff» в сопровождении дредноута «Zrínyi» совершили дальний поход в Восточное Средиземноморье, при этом посетив такие порты как: Смирна, Адалия, Мерсина, Александретта, Бейрут, Александрия, Валона и Дураццо, а так же в период с 22 по 28 мая – Мальту. После убийства супружеской четы наследников престола 28 июня 1914 г совершенного в Сараеве, линкор «Viribus Unitis» доставил их тела в Триест.
С началом Первой Мировой Войны линкоры «Viribus Unitis», «Tegetthoff» и «Prinz Eugen» были зачислены в состав 1-й дивизии линкоров. 7 августа 1-я и 2-я дивизия линейных кораблей вышли на юг для прикрытия возможного прорыва германских кораблей «Goeben» и «Breslau» в Полу. Однако на широте мыса планка, было получено сообщение, что кайзеровские корабли вышли из окружения восточнее Матапана и направляются в Константинополь. Поэтому австро-венгерские линейные корабли взяли обратный курс.
24 мая 1915 г 1-я дивизия в сопровождении значительных сил флота выдвинулась к восточному побережью Апеннин и открыла огонь, с дистанции 6 400 м, по береговым батареям, складам и железнодорожным сооружениям у Анконы. При этом корабли не получили ни единого попадания. Данная операция задержало итальянское наступление Фриуль и линию Изонца, вследствие чего война на суше приобрела позиционный характер. Несмотря на успешную операцию, проведенную австро-венгерским флотом, больше активных боевых действий линкоры до конца войны не предпринимали, так как соединения линкоров Франции и Италии по боевой мощи более чем вдвое превосходили соединения Австро-Венгрии в Адриатике. В ноябре 1915 г линкор «Szent István» вошел в состав 1-й дивизии. Большую часть времени корабли находились на внутреннем рейде Полы, эпизодически проводя плановые учения.
11 декабря 1917 г кайзер германского рейха Вильгейм II побывал с инспекцией на борту «Viribus Unitis» в Поле.
После перехода войны на Адриатике в позиционную фазу, союзники начали активно использовать свою авиацию. Линкоры класса «Tegetthoff» принимали активное участие в отражении атак авиации противника. Согласно вахтенным журналам кораблей 1-й дивизии, в 1916 г флот и береговые сооружения 36 раз подвергались атакам с воздуха, а в 1917 г – 42 раза. Несмотря на массивность авиационных налетов, в которых порой принимало участие до 150 самолетов, ущерб, нанесенный ими, был не велик.
Однако отражение атак авиации мало соответствовало прямому назначению линейных кораблей – решительному артиллерийскому бою с равноценным противником. Так австрийский историк Э. Зихе, сопоставив по вахтенным журналам «Szent István» количество проведенного им в плаваниях времени со временем пассивного ожидания и пришел к выводу, что вся служба корабля продолжалась всего 937 дней, при этом в море он находился всего 54 дня. При этом, из 54 дней проведенных в море, корабль только раз совершил настоящий двухсуточный поход к острову Паго. При этом, у всех остальных кораблей 1-й дивизии была практически же статистика. Исходя из этого, можно заключить, что экипажи кораблей были плохо подготовлены для настоящих морских сражений.
В соответствии с положениями Версальского мирного договора боевые корабли флотов Центральных морских держав передавались странам победителям. Линкор «Tegetthoff» достался Италии в качестве репараций и 25 марта 1919 г без флага, с итальянской командой прибыл в Венецию. В этот же день там состоялся морской парад победы, под лозунгом “Лисса отмщена!”. Изначально планировалось ввести линкор в строй итальянских Военно-морских сил взамен не подлежащему восстановлению линкора «Leonardo da Vinci». Однако данные планы небыли реализованы из-за тяжелой экономической обстановки 1920-х г. Вашингтонское соглашение 1922 г окончательно поставило крест на планах введения в строй линкора и в 1924 – 1925 гг линкор «Tegetthoff» был разобран на металл в Специи.