«Гангут» - линейный корабль военно-морского флота России класса «Севастополь», участвовал в Первой и Второй Мировой Войне. 7 июля 1925 г линкор был переименован в «Октябрьская революция». Принимал активное участие в обороне Ленинграда. Находясь на рейде в Кронштадте, подвергался атакам авиации, из-за полученных повреждений в 1941 г перешел в Ленинград для ремонта. Несмотря на ремонтные работы, линкор был включен в систему обороны города.
Проектирование
После Русско-Японской войны, в которой Россия потеряла почти все свои балтийские и тихоокеанские линкоры, встала задача возрождения линейного флота. В связи с этим в 1906 г. Главный морской штаб разработал задание для проектирования нового линкора для Балтийского моря. Для этого подготовили девять пред-эскизных проектов кораблей водоизмещением до 20 000 т., со скоростью до 22 узлов и вооружением из восьми – девяти 305-мм орудий главного калибра. Дальнейшего развития проекты 1906 г. не получили, из-за неясности задач Балтийского флота и неясности с финансированием будущей судостроительной программы. По мере решения данных задач, Главный морской штаб приступил к разработке уточненных требований. Так после “цусимского” опыта, кардинально изменились взгляды на концепцию бронирования. Во время войны Японцы использовали фугасные, а не бронебойные снаряды, особенно эффективные при стрельбе по слабо бронированным и не бронированным целям. Отсюда возникла необходимость в сплошном бронировании надводной части борта.
В декабре 1907 г. утвердили окончательные требования к кораблю, количество 305-мм орудий достигло 12, 120-мм – 16. В конце 1907 г. был объявлен международный конкурс на лучший проект линкора для Российского флота. Первое место заняла работа Балтийского завода.
В конце октября по требованию Главного морского штаба в проект внесли изменения. Увеличили наибольшую скорость хода до 23 узлов, усилили бронирование нижнего и верхнего пояса. Для обеспечения экономического хода, в составе энергетической установки появились дизели, хотя от них в дальнейшем отказались.
9 апреля 1909 г. в техническом бюро Балтийского завода подготовили технический проект, а в мае было принято решение о начале строительства линкоров, головному кораблю присвоили имя «Севастополь». Всего было построено четыре корабля данного класса: «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут».
Конструкция
Линкоры класса «Севастополь» имели корпус “мониторной” формы с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Количество надстроек было минимизировано. Отличительной особенностью данного проекта было почти полное бронирование надводного борта. Орудия главного калибра размещались в четырех трех-орудийных башнях главного калибра размещенных в линейной плоскости. В отличие от итальянских линкоров класса «Conte di Cavour», они не были линейно возвышены.
Длина корабля по ватерлинии составляла 180,1 м, а общая – 181,2 м. Ширина корпуса составляла 26,9 м, а осадка – 9,1 м. Стандартное водоизмещение составляло 23 300 т, а полное – 26 400 т. Экипаж корабля состоял из 1 125 офицеров и матросов.
Двигатели
Энергетическая установка линкоров состояла из десяти паровых турбин системы «Parsons» суммарной мощностью 32 000 л.с. Турбины приводили во вращение четыре гребных вала и располагались в трех машинных отделениях. Два отделения были бортовыми и в них, размещалось по две турбины работающих на один вал. Третье отделение было среднее, смещенное в корму от башни главного калибра №3, в нем размешались шесть турбин работающих на два вала.
Пар для турбин вырабатывали двадцать пять паровых котла системы «Yarrow», размещенные в четырех котельных отделениях. Шестнадцать из них работали на смешенном отоплении, а девять – нефтяном отоплении. Нормальный запас топлива на борту составлял 816 т угля и 200 т нефти, а максимальный – 1500 т. угля и 700 т нефти. Дальность плавания составляла 3 500 миль при 13 уз. Максимальная скорость хода составляла 21,75 уз.
Вооружение
Вооружение главного калибра линкоров класса «Севастополь» состояло из двенадцати 305-мм орудий 52 калибра размещенных в четырех трех-орудийных башнях. Башни были расположены в линейной плоскости по одной в носу и корме и две в средней части корпуса. Углы возвышения составляли от -5 до 25 градусов. Скорость стрельбы орудий составляла 1,5- 2 выстрела в минуту. Данные орудия могли вести огонь 470,9-кг бронебойными и фугасными снарядами, а так же 331,7-кг шрапнельными снарядами. В 1928 г на вооружение поступили облегченные 314-кг фугасные снаряды. Максимальная дальность стрельбы при ведении огня 470,9-кг снарядами составляла 24 400 м, а при использовании 314-кг фугасного снаряда – 34 400 м. Однако при ведении огня шрапнельным снарядом максимальная дальность стрельбы составляла 22 200 м.
Боекомплект составлял 100 снарядов к каждому орудию. Снаряды располагались в погребах под башнями главного калибра. При этом погреба носовых и кормовых орудий не вмещали весь боекомплект, поэтому часть снарядов размещалось в запасных погребах. Из-за чего снижалась скорость стрельбы носовых и кормовых орудий.
Вооружение противоминного калибра состояло из шестнадцати 120-мм орудий 50 калибра. Они размещались в казематах на средней палубе. Углы возвышения составляли от -10 до 20 градусов (в других источниках встречаются данные, что угол возвышения составлял от -10 до 25 градусов). Данные орудия могли вести огонь фугасными, шрапнельными и осветительными снарядами. Фугасных снарядов на вооружении линкора было три: 29,48-кг образца 1907 г, 28,97-кг образца 1911 г и 26,3-кг образца 1928 г. В зависимости от снаряда варьировалась максимальная дальность стрельбы 10 400 м, 13 900 м и 17 000 м соответственно. Шрапнельные снаряды были только 20,7-кг и имели максимальную дальность стрельбы 10 600 м. Дальность стрельбы приведена при угле возвышения в 20 градусов. Скорострельность орудий составляло семь выстрелов в минуту. Боезапас составлял 300 снарядов к каждому орудию.
Ситуация с зенитным вооружением линкоров не однозначна. Согласно информации приведенной в журнале “Первые линкоры красного флота”, по проекту зенитное вооружение линкоров должно было состоять из восьми 47-мм орудий, размещавшихся по четыре на крышах башен главного калибра №1 и №4. Однако из-за нехватки данных орудий, на момент вступления в строй на линкорах «Гангут» и «Петропавловск» было установлено два 63,5-мм орудия и одно 47-мм орудие, а на линкорах «Севастополь» и «Полтава» - два 75-мм орудия и одно 47-мм орудие. Однако судя по сохранившимся фотографиям линкоров периода 1914 – 1916 гг, на концевых башнях главного калибра не было зенитного вооружения.
Так же линкоры были вооружены четырьмя подводными траверзными 450-мм торпедными аппаратами. Торпедные аппараты предназначались для самообороны линкора при выходе из строя артиллерии.
Бронирование
Главный броне пояс имел высоту 5,06 м, во время проектирования предполагалось, что над водой он должен был возвышаться на 3,06 м, но из-за перегрузки корабля броневой пояс уходил под воду на лишний метр, что стало причиной снижения его эффективности. В районе цитадели на участке между концевыми башнями его толщина составляла 225-мм. На этом участке броне пояс заканчивался траверзами. Носовой траверз имел толщину 50-мм, а кормовой – 125-мм. От траверзов в оконечностях, доходивших до самого носа и почти до кормы, толщина уменьшалась до 125-мм.
Выше проходил верхний броне пояс высотой 2,26 м и простирался от траверза башни главного калибра №4 до носа корабля. На участке между носовыми и кормовыми траверзами его толщина составляла 125-мм. В носовой оконечности толщина пояса уменьшалась до 75-мм, в районе кормовой оконечности верхний пояс отсутствовал.
Кроме этого вертикальная защита линкоров включала в себя продольные броневые переборки, проходившие по всей длине цитадели на расстоянии 3,4 м от борта и предназначавшиеся для защиты внутренних помещений от осколков снаряд пробивших главный или верхний броне пояс. Между нижней и средней палубами переборки имели толщину 50-мм, а между средней и верхней палубами – 37,5-мм.
Горизонтальное бронирование линкоров состояло из трех броне палуб. Верхняя броне палуба в районе цитадели и носовой оконечности имела толщину 37,5-мм, а в кормовой оконечности – 6-мм. Ниже шла средняя броне палуба, которая в районе цитадели и носовой оконечности имела толщину 25-мм, а в пространстве между бортами и продольными переборками ее толщина составляла 19-мм. В кормовой оконечности толщина средней палубы составляла 37,5-мм, за исключением участка над румпельным отделением, где толщина уменьшалась до 19-мм. Последней шла нижняя броне палуба, которая в районе цитадели имела толщину 12-мм, а в межбортовом пространстве переходила в 50-мм скосы. В кормовой оконечности нижняя палуба была горизонтальной по всей ширине корпуса с толщиной 25-мм.
Толщина лобовых и боковых плит башен главного калибра составляла 203-мм, а задней стенки выполнявшей роль противовеса – 305-мм. Крыша башни имела бронирование толщиной 76-мм. Барбеты башен имели разное бронирование, так часть над верхней палубой имела толщину 150-мм, а нижняя часть, доходившая до средней палубы, имела толщину 75-мм. Исключение составляли концевые башни, у которых барбеты служили частью броневых траверзов. Нижняя часть барбетов башен главного калибра №1 и №4 имели толщину 125-мм, вместо 75-мм.
Бронирование стен основной и вспомогательной боевой рубки составляло 254-мм, крыши – 100-мм. Так же 70-мм кожухами защищались приводы управления. Дымовые трубы в основании защищались 75-мм бронированием, а в остальной части – 22-мм бронированием. Румпельное бронирование заключалось в броневой кожух толщиной от 30 до 125-мм.
Специальной противоминной защиты линкоры не имели, ее роль частично восполнялось двойным дном и бортом, доходивших до кромки главного броне пояса и продольными 9-мм переборками из стали повышенного сопротивления.
Модернизации
Как мы уже писали выше, точной информации о наличии зенитного вооружения линкоров нет. Согласно одним источникам на момент входа линкоров в строй на них уже были размешены зенитные орудия на крышах концевых башен главного калибра. Однако сохранившиеся фотографии периода 1914-1916 гг не подтверждают ее, так как на них зенитное вооружение в указанных местах отсутствует. Согласно журналу “Все линкоры Второй Мировой” известно, что во время кардинальной модернизации на линкорах зенитное вооружение состояло из шести 76,2-мм зенитных орудий Лендера расположенных по три на крышах концевых башен, но данных когда их установили, нет. Самые ранние фотографии, на которых видно зенитное вооружение в указанных местах, датированы мартом 1917 г и исходя из этого, мы сделали вывод, что зенитное вооружение было установлено во время Первой Мировой Войны. Однако точно сказать, какие орудия были установлены нельзя из-за противоречивой информации.
В середине 1920-х г встал вопрос о коренной модернизации линкоров класса «Севастополь» в связи с их устареванием. 10 марта 1927 г состоялось “Особое совещание”, на котором были обоснованы основные причины устаревания линкоров и раскрыты перспективные направления их модернизации. В конце этого года конструкторское бюро Балтийского завода разработало техническую документацию по модернизации линкоров.
12 сентября 1931 г линкор стал на коренную модернизацию, проводившуюся Балтийским заводом. Прежние 25 паровых котлов были заменены 12 новыми работающими на нефтяном отоплении. Их разместили в шести отделениях. Кроме этого, как на линкоре «Петропавловск», демонтировали турбины крейсерского хода. Мощность новой энергетической установки возросла до 57 500 л.с.
Запас топлива составил 2 115 т нефти, дальность плавания составила 2 500 миль при скорости хода 14,2 уз., а полным ходом – 1 225 миль. При водоизмещении 25 100 т линкор развил скорость в 22,87 уз.
Была установлена носовая наделка в виде полубака, аналогичная установленной на линкоре «Петропавловск». При этом наибольшая длина линкора возросла до 184,85 м, а высота борта на носовом перпендикуляре составляла 15,76 м.
Как и на линкоре «Петропавловск» основательно переделали носовую надстройку, заменив ее башнеподобной с многочисленными площадками фок-мачту. Чтобы уменьшить вибрацию, конструкцию надстройки изменили на более жесткую. Вместо цилиндра основной мачты стал усеченный конус. Боевая рубка стала на один этаж выше.
Скорострельность орудий главного калибра была доведена до 2 – 3 выстрелов в минуту. Зенитное вооружение корабля было усилено установкой четырех 45-мм полуавтоматов 21-К и четырех 7,62-мм пулеметов Максим. Так же были установлены новые дальномеры и посты управления огнем. Для спуска на воду гидросамолетов над башней главного калибра №3 установили универсальные краны грузоподъемностью 20 т. Работы по модернизации линкора продлились до августа 1934 г.
В 1937 г были сняты все 45-мм полуавтоматы 21-К.
Зимой с 1938 г по 1939 г было усилено бронирование крыши башен главного калибра до 152-мм.
В феврале 1940 г 76-мм зенитные орудия Лендера были заменены на 76-мм артиллерийские установки 34-К. Корабль получил два новых поста управления огнем зенитной артиллерии.
Весной 1941 г на кормовых срезах линкора установили две спаренные 76-мм зенитные установки 81-К, при этом сняли два кормовых 120-мм орудия. Для усиления зенитного вооружения установили двенадцать 37-мм автоматов 70-К расположенных по три на крышах башен главного калибра №2 и №3, остальные шесть размешались на мостиках и крыльях фок- и грот-мачт. Так же установили четыре одноствольных и два спаренных 12,7-мм пулемета ДШК, кроме этого установили еще два счетверенных 12,7-мм пулемета фирмы «Виккерс». В ходе работ по усилению зенитного вооружения 7,62-мм пулеметы были сняты.
В феврале – марте 1942 г во время ремонтно-восстановительных работ, установили четыре 37-мм автоматов 70-К, расположенных по два на мостиках фок- и грот-мачт. В апреле установили спаренную 76-мм зенитную установку на палубе бака. А уже в сентябре установили на палубе бака опытный образец счетверенного 37-мм автомата 46-К.
Служба
После вступления в строй в декабре 1914 г линкор «Гангут» был зачислен в состав 1-й бригады линейных кораблей и находился на внутреннем рейде Гельсингфорса. Основная задача 1-й бригады заключалась – не допустить прорыва германских кораблей в Финский залив. Однако германский флот таких попыток не предпринимал и в октябре 1914 г, 1-я бригада получила новый приказ, готовиться к встречному бою. При этом разрешить действовать новым линкорам класса «Севастополь» в Балтийском море, могла только Ставка.
Согласно плану встречного боя, все силы Балтийского флота делились на шесть маневренных групп. Линкоры «Гангут» и «Петропавловск» вместе с крейсером «Олег» вошли в состав 1-й маневренной группы. Основными целями для орудий главного калибра линкоров должны были быть линейные корабли противника, при этом огонь противоминной артиллерии должен был быть сосредоточен на тральщиках. Весной 1915 г все четыре новых линкора приступили к интенсивной боевой подготовке.
В августе 1915 г германские силы предприняли две попытки прорваться в Рижский залив, хотя вторая попытка была успешной, немцам все равно пришлось покинуть залив. В результате бои показали слабость русских сил в Рижском заливе, командование разрешило использовать линкоры класса «Севастополь» в Балтийском море.
В апреле линкор «Гангут» совместно с линкором «Севастополь» выходил в Балтийское море для прикрытия эсминцев восстанавливающих минное заграждение Ирбенского пролива. При возвращении на базу, следуя протраленным стратегическим фарватером в условиях сильного волнения, линкор ударился днищем о грунт, в результате чего в его днище образовалась продольная вмятина и появилась небольшая течь. Повреждения устранили силами экипажа, постановка в сухой док не потребовалась.
В декабре 1915 г линкоры «Гангут» и «Петропавловск» в охранении эсминца «Новик» прикрывали крейсера, заняты постановкой минного заграждения южнее острова Готланд. За это время встреч с кораблями противника наши линкоры не имели. После этой операции разрешение на выход новых линкоров в Балтийское море могла дать только Ставка и весь 1916-1917 гг линкоры простояли на рейде Гельсингфорса. После Февральской Революции 1917 г на линкорах класса «Севастополь» были подняты красные флаги.
По условиям Брестского мира Советское правительство обязалось вывести свои корабли из портов Финляндии. Первый отряд в составе 1-й бригады вышел 12 марта 1918 г. В составе бригады находились линкоры: «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск», «Гангут», крейсеры: «Рюрик», «Адмирал Макаров» и «Богатырь». Под проводкой ледоколов «Ермак» и «Волынец». В Кронштадт бригада прибыла 17 марта. Впоследствии весь 1918 год линкор бездействовал. В конце ноября – начале октября линкор перевели в Петроград и поставили на длительное хранение, при этом оставшийся личный состав перевели на линкор «Петропавловск». В Петрограде линкор простоял вплоть до 1925 г.
18 апреля 1925 г линкор был зачислен в состав Учебного отряда Морских сил Балтийского моря и уже в конце апреля его отбуксировали в Кронштадт для восстановительного ремонта. 15 мая ремонты были завершены и линкор поднял флаг.
7 июля 1925 г линкор был переименован в «Октябрьская революция».
1 января 1926 г корабль был зачислен в состав вооруженного резерва Морских сил Балтийского моря, а 28 июня он совершил свой первый выход в море для диагностики всех систем и механизмов. После чего линкор «Октябрьская революция» зачислили в состав 1-й бригады линкоров.
До 1931 г линкор в летнее время занимался интенсивной боевой подготовкой, а в зимнее время проходились текущие ремонтные работы. К сожалению, за это время случались чрезвычайные происшествия. Так летом 1928 г произошло столкновение с крейсером «Аврора» на Большом Кронштадтском рейде, в результате чего линкор получил пробоину. В июне 1929 г на Гогландском плесе линкор потерял большой руль, для устранения повреждений корабль поместили в сухой док, а новый руль взяли от линкора «Фрунзе» (линкора «Полтава»). Уже в июле произошло следующее ЧП, во время учебной стрельбы от преждевременного открытия замка 120-мм орудия после затяжного выстрела в каземате загорелись полузаряды. В 1931 г линкор коснулся днищем грунта, повредив наружную обшивку от башни главного калибра №1 до машинного отделения, ремонт в сухом доке занял 15 дней.
12 сентября 1931 г линкор «Октябрьская революция» встал в сухой док для проведения кардинальной модернизации. Модернизацию планировалось выполнить за три зимы, так что бы к началу каждой летней компании линкор был боеспособен. Работы продлились до августа 1934 г.
Как и планировалось, работы по модернизации проходили в зимний период, а в летний период линкор выходил в плавание. Такие работы позволили выявить и устранить ряд недостатков, таких как, появление вибрации в концевой оконечности, появляющиеся на больших скоростях, сопровождающиеся образованием трещин в наружной обшивке.
В предвоенный период линкор ежегодно находился в кампании, совершая в среднем сем – девять выходов в море. С мая 1934 г по июнь 1941 г корабль прошел 56 605 миль. В зимний период , линкор как и раньше проходил плановые ремонты совмещенные с частичной модернизацией корабля. В июне 1935 г линкор сел на мель у Демонстейнской банки, в результате чего временно потерял ход и повредил днище.
Зимой 1938 – 1939 гг. были заменены: двенадцать стволов у 120-мм орудий, три дизеля фирмы «Фельзер», толщина брони крышы башен главного калибра была доведена до 152-мм.
В феврале 1940 г линкор «Октябрьская революция» получил новое зенитное вооружение, так же установили два новых поста управления огнем зенитной артиллерии, а уже весной 1941 г зенитное вооружение было усилено новейшими автоматами 70-К. Так же установили дополнительно две артустановки 81-К и 12,7-мм пулеметы. На 22 июня 1941 г экипаж корабля составлял 1 443 человек.
Начало Второй Мировой Войны линкор застало на Таллиннском рейде. Линкору ставилась задача – оказание поддержки операциям флота по постановке минных заграждений в Балтийском море и Финском заливе и осуществлять прикрытие Таллиннской военно-морской базы. Уже 22 июня линкор открыл огонь по самолетам-разведчикам. 1 июля линкор в охранении пяти новых эсминцев проекта «7У», трех новиков, пяти быстроходных тральщиков и восьми морских охотников перешла в Кронштадт из Таллинна. Во время перехода контакта с противником не было.
28 августа линкор открыл огонь из орудий главного калибра по аэростату-корректировщику и сбил его. Уже 5 сентября корабль начал регулярно обстреливать из орудий главного калибра наступающие войска противника на Ленинград. Огонь велся из средней гавани Кронштадта, а так же с Кронштадтского и Петергофского рейдов. В конце августа с линкора было снято четыре 120-мм орудия и 9 сентября вместе с их расчетами были отправлены на сухопутный фронт.
16 сентября 1941 г на линкоре произошло чрезвычайное происшествие, после залпа из орудий главного калибра, один из снарядов разорвался сразу же после вылета из ствола. В результате чего, погиб один человек и еще трое получили ранения.
Впервые линкор подвергся атаке авиации только 21 сентября. В результате атаки 26 бомбардировщиков, стоявший на якоре корабль получил три прямых попадания бомб в носовую часть и множество близких разрывов.
Бомбы пробили верхнюю палубу и взорвались в верхнем твиндеке, полностью разрушив шпилевое отделение, а так же другие помещения между броневыми переборками. При этом средняя палуба серьезных повреждений не получила, однако часть ниже лежащих помещений оказалась затопленной. Для уклонения от следующих атак потребовалось дать ход, но из-за полученных повреждений линкор шел три четверти часа на Малый Кронштадтский рейд, волоча становые якоря по дну. В тот же день, на новой стоянке линкор «Октябрьская революция» выдержал еще четыре атаки авиации противника, но повреждений не получил. В ходе работ по устранению полученных повреждений у стенки Лесных ворот, на верхнюю палубу уложили 75 – 90 -мм броневые плиты.
В последующие дни линкор продолжал подвергаться атакам авиации, днем 23 сентября корабль получил два прямых попадания 250-кг бомб. Одна бомба попала в палубу над 10-м казематом, а вторая в башню главного калибра №3. В крыше образовалась пробоина с размерами 60х70 см. В результате взрыва левое орудие вышло из строя, дальномер был разрушен, а броневой колпак горизонтального наводчика снесен полностью. Несмотря на полученные повреждения, башня продолжала действовать.
27 сентября 1941 г линкор подвергся новой атаки авиации противника и получил прямое попадание 500-кг бомбы. Бомба прошла сквозь мостики фок-мачты и взорвалась на главной палубе возле башни главного калибра №2. В результате взрыва башня получила множество повреждений основных механизмов и была выведена из строя. Так же корабль получил повреждения от множества близких разрывов, что вызвало затопление восьми бортовых отсеков.
Несмотря на полученные повреждения, налеты авиации и артобстрел, линкор в октябре – сентябре безотказно вел огонь орудиями главного калибра. По оценкам армейских частей, вызывавших огонь линкора, им было уничтожено несколько батарей, уничтожено несколько бронетанковых и автомобильных колонн, а так же много живой силы противника. При этом корабль отразил 20 воздушных атак, в которых участвовало до 550 самолетов противника, сбросивших на линкор около 450 бомб. Линкор своим огнем сбил десять машин противника и повредил одну.
22 октября 1941 г линкор «Октябрьская революция» перешел из Кронштадта в Ленинград и встал на ремонт. Артиллерию линкора включили в систему обороны города. Опыт осенних боев, в которых участвовал корабль, выявил слабость зенитного вооружения. В феврале – марте 1942 г на корабль были установлены четыре 37-мм автомата 70-К, к 20 апреля установили спаренную 76-мм артиллерийскую установку 81-К. В сентябре 1942 г линкор получил опытный образец счетверенного 37-мм автомата 46-К. Боезапас зенитного вооружения увеличили за счет снижения боезапаса орудий противоминного калибра. Кроме этого в ходе работ по устранению повреждений было улучшено горизонтальное бронирование.
В апреле 1942 г линкор подвергся атаки авиации противника, в общей сложности его атаковало 62 самолета противника, и было сброшено 48 бомб. При этом было сбито три и повреждено два самолета противника, линкор повреждений не получил.
Находясь в Ленинграде линкор, неоднократно подвергался массированному артобстрелу 203-мм и 254-мм орудий. В ходе обстрелов корабль получил восемь попаданий, разрушивших ряд помещений, при этом погибло 48 человек и еще 149 получили ранения разной тяжести.
В начале 1944 г линкор «Октябрьская революция» участвовал в окончательном снятии блокады Ленинграда. За восемь стрельб корабль выпустил 182 305-мм снарядов, было зафиксировано семь прямых попаданий в железобетонные доты, дзоты и блиндажи-командные пункты.
Весной 1944 г часть личного состава была отправлена в Англию для укомплектования экипажем принимаемого линкора «Royal Sovereign», переданного во временное пользование , что привело к появлению 50 – 60% некомплекта в личном составе.
Последние выстрелы орудиями главного калибра линкор произвел 9 июня 1944 г по финским укреплениям в Карельском перешейке. Всего за годы Второй Мировой Войны линкор «Октябрьская революция» произвел 126 стрельб, выпустив 1 442 снаряда. Корабль отразил 24 налета авиации противника, в которых участвовало 597 самолетов, сбив тринадцать и повредив три машины противника.
22 июля 1944 г линкор был награжден орденом Красного Знамени.
После войны в 1944 – 1945 гг на линкоре установили полученную по ленд-лизу новую радиолокационную станцию. К концу 1947 г была установлена новая американская радиолокационная станция обнаружения надводных целей SG-1 и английские станции обнаружения воздушных и надводных целей типа 281. Кроме этого была установлена радиолокационная аппаратура опознавания.
В марте 1946 г линкор был зачислен в состав эскадры Северо-Балтийского флота, при этом до 1947 г корабль почти не выходил в море.
Предпринятые в годы войны усиление зенитного вооружения, послевоенная установка новых радиолокационных систем, обновление средств радиосвязи и навигации привело к существенному увеличению численности экипажа корабля. На 1 июня 1951 г экипаж линкора составлял 1 815 человек.
В октябре 1951 г линкор «Октябрьская революция» был переведен в 85-ю бригаду учебных кораблей. В 1953 – 1954 гг американские и английские радиолокационные станции были заменены отечественными. В это же период обновили и корабельные средства радиосвязи, а так же штурманское вооружение. 24 июля 1954 г корабль был преобразован в учебный линейный корабль. В декабре 1954 г с линкора сняли все 120-мм орудия противоминного калибра, а в феврале 1955 г – 12,7-мм пулеметы. С марта 1956 г он находился в подчинении Кронштадтской военно-морской крепости.
17 февраля 1956 г линкор «Октябрьская революция» был исключен из списков флота и отправлен на слом.