navyhistory

"Ise" - Линейный корабль Императорского флота Японии

«Ise» - линейный корабль японского императорского флота, головной корабль одноименного класса кораблей. Назван в честь исторической провинции в южной части острова Хонсю.

Проектирование

После утверждения постройки кораблей класса «Fuso» Морской технический департамент начал работы над модифицированным проектом. Изначально планировалось полностью повторить прототип, однако в ходе работ в чертежи  было внесено большое количество изменений. Главным отличием нового проекта, получившего индекс А-92, стало другое расположение башен главного калибра №3 и №4, а также иное расположение котельных отделений  в средней части корпуса.  Башню №3 переместили в сторону кормы, а все котельные отделения объединили и сдвинули в нос. Теперь башни расположенные в средней части корпуса располагались линейно возвышенно, что упростило управление огнем. Переход на 140-мм орудия противоминного калибра, позволило разместить двадцать таких орудий вместо шестнадцати 152-мм.  Постройка линкоров «Ise» и «Hyuga» была утверждена в ноябре 1912 г. Однако из-за вступления Японии в Первою Мировую Войну, строительство линкоров было свернуто. Несмотря на это, флот начал строительство линкоров за счет средств выделявшихся на текущие расходы. Официально строительство линкоров было утверждено в 1917 г.

Конструкция

Корпус линкора «Ise» почти полностью повторял своих предшественников. Основное отличие заключалось  в более коротком полубаке, что стало следствием перегруппировки орудий главного калибра. Схема бронирования линкора была изменена не значительно. Из-за возросшей длины корпуса увеличилось протяженность 305-мм части броневого пояса.

Единственное нововведение в плане горизонтальной защиты стало то, что главная броневая палуба получила 51-мм скосы, примыкавшие к нижней кромке броневого пояса. Зашита, башен главного калибра не изменилась, зато защита барбетов была существенно усилена.

Орудия главного калибра не отличались от установленных на «Kongo» и «Fuso». Согласно проекту, линкоры должны были оснащаться 76-мм орудиями 40 калибра, однако при постройке от них отказались. Количество торпедных аппаратов было увеличено с трех до шести.

Длина корабля между перпендикулярами составляла 195,07 м, а полная – 208,18 м, ширина составляла 28,65 м, а осадка 8,93 м. Водоизмещение в стандартной нагрузке составляла 31 260 т, а в полной – 36 500 т. Экипаж корабля состоял из 1198 офицеров и матросов. 

Двигатели

Энергетическая установка линкора «Ise» состояла из турбоагрегатов системы «Brown-Curtis» суммарной мощность 45 000 л.с., приводивших во вращение четыре гребных вала. Пар для турбин вырабатывали 24 паровых котла системы «Kampon» со смешанным отоплением. Благодаря увеличившейся мощности скорость корабля повысилась до 23,5 уз.

Как уже упоминалось, расположение котельных и машинных отделений было изменено и теперь оно больше напоминало схему, принятую на линейных крейсерах класса «Kongo». Однако между котельным и машинным отделением располагалось сразу две башни главного калибра.

Запас топлива составлял 4706 т. угля и 1411 т. нефти, что обеспечивало дальность плавания 9680 миль при 14 уз. скорости. 

Вооружение

Вооружение главного калибра состояло из двенадцати 356-мм орудий 45 калибра (Type 41) размещенных в шести двух-орудийных башнях, размещенных в диаметральной плоскости. В отличие от своего предшественника, все шесть башен главного калибра были линейно возвышены. Вертикальные углы возвышений орудий составляли от -5 до +20 градусов. Данные орудия вели огонь бронебойными снарядами со скоростью стрельбы полтора – два выстрела в минуту и дальность стрельбы 25 420 метров. Орудия могли заряжаться при углах наклона от -3 до +20 градусов.

К сожалению точно не известно, какими типами снарядов могли вести огонь линкоры на момент их постройки. Однако точно известно, что во время Второй Мировой Войны использовались 673,5 кг. бронебойные снаряды (Type 91). Максимальная дальность стрельбы при возвышении в 20 градусов составляла 25 000 м., а при возвышении в 43 градусов (после модернизации 1930 г.) – 35 480 м. Так же были доступны 625 кг. фугасные снаряды и специальные шрапнельные снаряды которые использовались против авиации.

Вооружение вспомогательного калибра состояло из двадцати 140-мм орудий 50 калибра (Type 3). Восемнадцать из них располагались по бортам в казематах, а остальные два на палубе бака в районе носовой дымовой трубы. Максимальные углы вертикальной наводки составляли 20 градусов с максимальной дальностью стрельбы 16 300 м. Скорострельность каждого орудия составляла десять выстрелов в минуту. Зенитное вооружение состояло из четырех 76-мм зенитных орудий 40 калибра (3rd Year Type 8-centimetre). Максимальные углы вертикальной наводки составляли 75 градусов, а скорострельность орудия составляла 13-20 выстрелов в минуту. Они вели огонь 6 кг. Снарядами с максимальной дальностью стрельбы 7 500 метров. Кроме этого корабли были вооружены шестью 533-мм торпедными аппаратами, по три на каждом борту.

Бронирование

Линейные корабли класса «Ise» имели полноценный броневой пояс вдоль ватерлинии с максимальной толщиной 305-мм высотой 3,8 м., который утоньшался до 102-мм. Он заканчивался траверсами с такой же толщиной у барбетов башен, главного калибра №1 и №6. В нос и корму от траверсов толщина снижалась сначала до 203-мм, а ближе к штевням – до 76-мм. Выше главного броневого пояса шел 203-мм пояс, который простирался от барбета башни №1 до барбета башни №6 и заканчивался 152-мм траверсами. Выше шло 152-мм бронирование казематов.

Главная броне палуба имела толщину 32-мм, а на скосах, примыкающих к нижней кромке броневого пояса, толщина составляла 51-мм. В нос и корму от 305-мм траверсов толщина броне палубы увеличивалась до 51-мм. Над рулевым отделением в корме ее толщина составляла 76-мм. Верхняя палуба в районе цитадели имела 35-мм бронирование, а палуба бака над казематом противоминной артиллерии имела 19-мм толщину.

Толщина лобовых плит башен главного калибра составляла 305 мм, боковых стен – 203 мм и крыши – 114 мм. Барбеты имели бронирование толщиной 305 мм. Толщина стен главной рубки составляла – 350 мм, а вспомогательной – 102 мм.

Модернизации

В 1921 г. были проведены работы по увеличению угла возвышения орудий главного калибра с 20 до 30 градусов. В 1927 г. на башне главного калибра №2 была установлена платформа для гидросамолета «Mitsubishi  1MF3», которая в 1928-1929 гг. была перемещена на башню №5. Так же корабли оснастили новыми гидросамолетами «Yokosuka  E1Y».

В 1930 – 1931 гг. на линкорах увеличили размеры носовой надстройки, разместив дополнительные платформы с приборами управления огнем. Башни главного калибра оснастили новыми дальномерами. Для отвода газов от надстройки, носовую трубу оснастили козырьком.

В 1933 г. на кораблях установили катапульту для запуска гидросамолетов. Корабли теперь могли нести три гидросамолета «Nakajima  E4N2», но ангары для них не были предусмотрены.

С августа 1935 г. по март 1937 г. линкор «Ise» проходил кардинальную реконструкцию в Куре. В процессе модернизации корпус удлинили на 7,6 м. Установили були противоторпедной защиты. Из-за чего пришлось снять все торпедные аппараты, а ширина корпуса выросла до 31,6 м.

Бронирование главной палубы над ЭУ и погребами было усилено, толщина достигала в плоской части 98-мм, а горизонтальный участок палубы расширили до верхней кромки главного броневого пояса. Толщина на новом участке составляла 57-мм. Толщину верхней палубы в пределах цитадели повысили до 51-мм. Основание дымовой трубы защищалось 229-мм броней.

Энергетическую установку полностью переделали. Старые турбоагрегаты были заменены четырьмя новыми системы «Kampon» суммарной мощностью 80 000 л.с. Пар для турбин теперь вырабатывали восемь паровых котлов системы «Kampon», работающих на нефти. Благодаря тому, что новая ЭУ была легче и занимала меньше места, носовую дымовую трубу убрали. Хранилище топлива расширили, что позволило хранить 5 197 т. нефти, а дальность плавания составила 9 060 миль при скорости хода 16 узлов. На испытаниях корабль развил скорость в 24,5 уз.

Угол возвышения орудий главного калибра увеличили до 43 градусов. Количество 140-мм орудий противоминной артиллерии сократили до 16, сняли первую пару орудий с казематов и оба на палубе бака.76-мм зенитные орудия заменили на восемь 127-мм зенитных орудия 40 калибра (Type 89). Они располагались в четырех двух-орудийных установках по бокам от носовой надстройки. При стрельбе по наземным целям их дальность стрельбы составляла 14 700 метров, а при ведении огня по воздушным целям их предельная высота составляла 9 440 м., при максимальном угле возвышения 90 градусов. Максимальная скорость стрельбы данных орудий составляла четырнадцать выстрелов в минуту, но реально они вели огонь со скорострельность восемь выстрелов в минуту. Их дополняли две 40-мм двух-орудийных зенитных установки 40 калибра производства «Vickers» (QF 2-pounder naval gun). Эти зенитные орудия имели максимальный угол возвышения 80 градусов и скорость стрельбы двести выстрелов в минуту.  Кроме этого на корабли установили двадцать 25-мм автоматов (Hotchkiss 25 mm Type 96), установленных в десяти двух-орудийных установках.  После модернизации стандартное водоизмещение составляло 36 000 т., несмотря на это благодаря более мощной ЭУ и увеличенной длине корпуса позволили повысить скорость до 25,3 уз.

Во время короткого ремонта в мае 1942 г. на линкоре «Ise» установили новую радиолокационную систему.

После гибели четырех авианосцев в ходе сражения у атолла Мидуэй, был подготовлен проект переоборудования линкоров класса «Ise» в авианосцы,  способные нести по 54 самолета каждый. Однако из-за больших затрат и долгих сроков реализации проекта, было принято решение переоборудовать в немевшие аналогов ни в одном флоте мира линкоры-авианосцы. Кормовые орудия главного калибра при этом демонтировались, а вместо них располагалась  небольшая взлетная площадка в корме и сохранялась большая  часть орудий главного калибра.  Работы по переоборудованию «Ise» прошли с февраля по март 1943 г. в Куре.

Первоначально на роль палубного самолета, предназначался колесный пикирующий бомбардировщик  D4Y3 «Suisei».  При этом слишком короткая взлетная площадка в корме не позволяла садиться самолетам, запущенные с линкоров-авианосцев самолеты должны были приземляться или на авианосцы или на наземные аэродромы. Из-за нехватки D4Y3 «Suisei» корабли были переориентированы на несение такого же числа пикирующих бомбардировщиков E-16A1 «Zuiun».

 Авиагруппы линкора состояли из восьми D4Y2 и четырнадцати E-16A1.

Как мы уже упоминали, орудия главного калибра №5 и №6 были сняты и все пространство, было отведено под ангар.  Поверх ангара располагалась 60-м. палуба для базирования и обслуживания техники.  Для подъема авиатехники служил Т-образный лифт, с грузоподъемность 6 т. Для запуска самолетов служили две 25-м. катапульты.

Перемещение самолетов по палубе от подъемника к катапультам, осуществлялось тележками по проложенным рельсовым путям.

Кроме всего выше перечисленного были сняты все 140-мм орудия, вместо них добавили восемь 127-мм зенитных орудия 40 калибра, так же установленные в двух-орудийных установках. Спаренные 25-мм автоматы заменили строенными и общее их число, возросло до 57. Запас топлива сократился до  4 249 т.,  а длина увеличилась до 219,6 м. Стандартное водоизмещение теперь составляло 35 350 т, а полное 38 676 т. Несмотря на это, скорость кораблей осталась на уровне 25,3 уз.

С мая по июнь 1944 г. на «Ise» были дополнительно установлены сорок семь 25-мм автоматов, одиннадцать из которых были одиночные, а остальные трехспаренные.

В начале ноября 1944 г. с линкоров «Ise» и «Hyuga»  были сняты катапульты для увеличения углов обстрела башен главного калибра №3 и №4.

Служба

После ввода в строй, линкор «Ise» был зачислен в 1-й дивизион линкоров 1-го флота. Перед началом войны на Тихом океане, линкор находился у берегов Советского Союза, Кореи и Китая, а так же проводил учения в Японских водах. 12 апреля 1922 г. на борту линкора побывал принц Уэльский, будущий король Эдуард VIII, прибывший на линейном крейсере «Renown».  Во время великого землетрясения Канто произошедшего в 1923 г., линкоры «Ise» и «Hyuga» отправились 4 сентября в Кюсю для загрузки припасами пострадавшим. Во время учебной артиллерийской стрельбы в 1926 г., «Ise» потопил эсминец «Yayoi».  В период с 1920 по 1930 гг. большую часть времени провел в патрулировании у берегов Китая.

В период с 1928 г. по 1937 г. как мы уже писали выше, линкор прошел серию модернизаций, в ходе которых он кардинально перестроился.

Несмотря на все модернизации,  проведенные до начала Второй Мировой Войны, линкор все равно считался устаревшим и не воспринимался как боевой линкор из-за низкой скорости, большой команды и малой дальности плавания.  С сентября 1941 г. линкоры «Ise» и «Hyuga» входили в состав 2-й дивизии линкоров 1-го флота, при этом «Ise» являлся флагманом флота. Кроме этого в составе 2-й дивизии находились линкоры класса «Fuso».

«Ise» участвовал в Объединенном нападении флотов на Перл-Харбор. Правда в непосредственном бою он участия не принимал, его задача сводилась к дальней поддержке основных сил японского флота. 8 декабря 1941 г. Линкор в составе 2-й дивизии усиленной линкорами «Nagato» и «Mutsu» и авианосцем «Hōshō», находился у островов Бонин, после чего вернулся в Хасирадзиму.

11 марта 1942 г. «Ise» участвовал в поиске и перехвате американского авиационного соединения нанесшего удар по островам Маркус. Данные острова находятся всего в тысяче милях от Токио. Однако обнаружить американское соединение не удалось, и 21 марта линкор вернулся в Хаширодзиму.

18 апреля 1942 г. линкор в составе 2-й дивизии вышел на перехват американского соединения участвовавшего в рейде «Дуллитла», нанесшего авиационный удар по Японии. Однако перехват не состоялся, и соединение вернулось в Хасирадзиму.

 11 мая 1942 г. на линкоре произошла авария, в результате чего было затоплено второе машинное отделение. Во время ремонтных работ проходивших в Куре и занявших месяц, так же установили новый экспериментальный радар Type 21.

Во время атаки японского Императорского флота на острова Мидуэй , известной в документах как Операция МИ, «Ise» в составе 2-й дивизии усиленной двумя легкими крейсерами, двадцатью эсминцами в сопровождении двух танкеров , должны были обеспечить поддержку силам Алеутской группы при необходимости и 14 июня дивизия вернулась в Хасирадзиму.

Как мы уже писали выше, японский флот потерял четыре авианосца в сражении при Мидуэй, и было принято решение переоборудовать линкоры класса «Ise» в линкоры-авианосцы.  14 июля оба корабля были преданы Объединенному флоту для переоборудования и модернизации. Ремонт был закончен 8 октября 1943 г.

Уже 13 октября 1943 г. линкор-авианосец «Ise» ушел на Трук, куда прибыл 20 октября с пехотными подразделениями для усиления обороны базы. После выгрузки пехотных подразделений, обеспечивал охрану базы. 31 октября ушел с Трука в Куре, куда прибыл 6 ноября.

1 мая 1944 г. «Ise» в связи с новым статусом зачислен в состав 4-й дивизии авианосцев 3-го флота. В конце июня на Хасирском рейде были проведены испытательные полеты гидросамолетов E-16A1 с линкора-авианосца «Ise».

5 октября 1944 г. линкоры-авианосцы «Ise» и «Hyuga» были зачислены в состав Мобильного соединения Объединенного флота.  20 октября «Ise» вышел из Йосимы в составе Северного соединения, которое должно было развертываться по планам операции «Сего». 24 октября вместе с «Hyuga» и четырьмя эсминцами отделен в авангард для защиты авианосцев 3-й дивизии. Данная дивизия являлась последней боеспособной группой авианосцев. 25 октября находился в ордере противовоздушной обороны с авианосцами «Zuikaku» и «Zuiho», а так же легкий крейсер «Oyodo». Весь световой день соединение подвергалось ударам авиации американского соединения TF.38. Во время боя корабли держали скорость 22 уз. «Ise» получил прямое попадание авиабомбы малого калибра в башню главного калибра №2. Во время атаки линкор-авианосец сбил пять из десяти пикирующих бомбардировщиков.  В 17:30 был атакован 80 пикирующими бомбардировщиками и несколькими торпедоносцами. В результате атаки получил попадание в катапульту левого борта. Кроме этого из-за большого количества близких разрывов авиабомб (более 30), разошлись листы обшивки котельного отделения левого борта. Через образовавшуюся пробоину и осколочные пробоины начала поступать забортная вода. Анти авиационная защита корабля оказалась не эффективной и к концу боя американская авиация потопила авианосцы «Zuikaku», «Zuihō» и «Chitose», а так же эсминец «Akizuki». Во время перехода  с остатками флота в метрополию, подвергся безрезультатным атакам американских подводных лодок.

В начале ноября прошел ремонт в Сасебо, а уже 11  ноября вышел в Манилу с пехотными военными соединениями и грузом боеприпасов. В конце ноября находился в Лингга, с середины декабря – в бухте Камрань, в январе 1945 г. – снова в Лингга. 10 февраля вышел из Сингапура в составе соединения с грузом топлива, каучука, олова и цинка. Соединение включало линкоры-авианосцы «Ise», «Hyuga» и крейсер «Ōyodo». 19 февраля прибыл в Японию, избежав атак американских подводных лодок.

До сентября 1945 г. находился в Куре с минимальным запасом топлива. 19 марта в ходе авианалета авиации американского соединения TF.58 получил два прямых попадания бомб и несколько близких разрывов.

24 июля, в ходе налета на Куре авиации американского соединения TF.38, «Ise» получил пять прямых попаданий 454-кг. бомб с истребителей-бомбардировщиков, запущенных с авианосца «Belleau Wood» в район ангара, центральной группы башен главного калибра и надстройку. Корабль получил крен на левый борт. К 28 июля воду с корабля откачали и готовили поставить в док, но был атакован истребителями-бомбардировщиками «Корсар» запущенных  с авианосца «Hancock».  «Ise» получил пять прямых попаданий 454-кг. бомб, а затем еще тринадцать до конца дня и множество близких разрывов. Линкор-авианосец получил сильные повреждения корпуса и надстроек, к концу дня был оставлен командой и затонул на мелководье.

20 ноября 1945 г. «Ise» исключен из списков флота, а в 1946 – 1947 гг. поднят и разобран на металл в Куре.

Фотографии

Об авторе

Овчинников Александр

Я занимаюсь web-разработкой уже более трех лет, на изучение web-программирования меня вдохновила книга «Хакеры», которая входит в состав литературного сериала «Этногенез». И так как мой отец уже более 25 лет нтересуется историей военно-морского флота стран мира и создает силуэты кораблей в высоком разрешении, мною был разработан данный проект и написаны к нему статьи.