«Dante Alighieri» - первый линейный корабль Королевского флота Италии. Назван в честь известного итальянского поэта, основоположника итальянского литературного языка и написавшего «Божественную Комедию», был единственным кораблем названным в честь поэта. Участвовал в Первой Мировой Войне.
Проектирование
До 1908 года Итальянский флот не проявлял большого интереса к линейным кораблям (линкорам). Ситуация изменилась в 1908 году когда флоты всех великих морских держав начали интенсивно пополняться кораблями данного класса. Первым линкором итальянского флота стал «Dante Alighieri». Корабль был разработан Контр-Адмиралом Инженерии Эдоардо Масдеа, Главным Конструктором королевских военно-морских сил Италии, основанных на идеях Генерала Витторио Куниберти который выступал за создание линейных кораблей с главными орудиями одного калибра и оптимизированных для ведения бортового огня. В дополнение к этому корабельные надстройки и дымовые трубы должны были сведены к минимуму.
Конструкция
Особенностью конструкции линкора являлось расположение орудий главного калибра в трех-орудийных башнях расположенных в линейной плоскости. Данное расположение позволяло вести бортовой огонь всеми тринадцатью орудиями, а в нос и корму тремя. Линкор являлся типичным представителем итальянской кораблестроительной школы; защита корабля была принесена в жертву вооружению и скорости. По техническим требованиям флота нормальное водоизмещение не должно было превышать 20 000 тонн, а скорость не должна быть менее 22 узлов. Бронирование корабля должно быть достаточным для защиты от фугасных снарядов артиллерии крупного и среднего калибра на дистанции до 40 кабельтовых.
«Dante Alighieri» оказался последним итальянским линейным кораблем, сохранившим таранное образование форштевня, а кормовая оконечность имела обычную крейсерскую форму. Впервые устанавливались один за другим два руля, чем обеспечивалась хорошая поворотливость корабля и повышалась живучесть рулевого устройства. Линкор обладал приземистым силуэтом, в котором доминировали четыре башни артиллерии главного калибра и четыре дымовые трубы, сгруппированные по две в двух блоках - носовом и кормовом.
Длина корабля по ватерлинии составляла 158,4 метра, а общая 168,1 метра. Ширина линкора составляла 26,6 метра, а осадка 8,8 метра. Водоизмещение «Dante Alighieri» при нормальной загрузке составлял 19 866 т., а при полной – 21 900 т. Так же корабль имел два руля, расположенные один за другим, экипаж состоял из 981 человек: 31 офицер и 950 матросов.
Двигатели
Энергетическая установка «Dante Alighieri» состояла из трех групп паротурбинных агрегатов системы «Parsons» прямого действия. Каждая из которых включала турбины высокого и низкого давления. Две группы паротурбинных агрегатов располагались в бортовых машинных отделениях и приводили в движение внешние гребные валы. В центральном машинном отделении турбины высокого и низкого давления располагались параллельно и приводили в движение левый и правый внутренний гребной вал. Пар для турбин вырабатывали двадцать три паровых котла системы «Blechynden», семь из которых были чисто нефтяного и шестнадцать смешенного отопления. В отличие от отечественных дредноутов класса «Петропавловск» машинные отделения размешались между погребами боезапаса, второй и третьей 305-мм башен, а котельные отделения - между первой и второй башнями, а также третьей и четвертой. Очевидно, что концентрация главных механизмов в одном главном отсеке, хотя и с разделением этого отсека тремя продольными водонепроницаемыми переборками на четыре турбинных отделения, не способствовала живучести корабля при поражение его минным и торпедным оружием. Более того, в условиях отсутствия автоматической противокреновой системы, затопление двух турбинных отделений с одного борта влекло за собой большой аварийный крен корабля. Линкор был разработан, чтобы развить максимальную скорость в 23 узла, однако на морских испытаниях он смог развить скорость в 22,83 узла. Корабль мог хранить 2400 т. угля и 600 т. нефти с дальностью плавания в 4800 миль при 10 узлах и 1000 миль при 22 узлах.
Вооружение
Из-за стремления как можно больше уменьшить массу артиллерийского вооружения, привело к решению сгруппировать орудия главного калибра в трех-орудийных башнях. Вооружение главного калибра «Dante Alighieri» состояло из двенадцати 305-мм орудий 46 калибра модели «Т» 1909 г. разработанные английской фирмой «Armstrong». Башни главного калибра были размещены по линейной схеме, такая же схема применялась на российских дредноутах, строившихся в то же время, и больше нигде не применялась. Данные орудия могли вести огонь 417-кг. бронебойными и фугасными 401-кг снарядами со скорострельностью два выстрела в минуту и максимальной дальностью стрельбы 24 000 м. В 1919 г. на вооружение был принят 452-кг. бронебойный снаряд, однако нет точных данных, применялись ли такие снаряды на «Dante Alighieri». Вертикальное наведение трех-орудийных башен осуществлялось в интервале от -5 до 20 градусов. Штатный боекомплект состоял из 40 бронебойных и 30 фугасных снарядов для каждого 305-мм орудия и хранился в четырех погребах, расположенных под башнями.
Вооружение вспомогательного калибра состояло из двадцати 120-мм орудий 40 калибра. Восемь орудий размещались в двух-орудийных башнях расположенных по бокам возле носовой и кормовой башни главного калибра. Остальные двенадцать орудий размещались в казематах по бортам линкора. Вертикальные углы наклона составляли от -7 до 25 градусов и скорострельность до шести выстрелов в минуту. Они могли вести огонь 22,1-кг. фугасными и 25,1-кг шрапнельными артиллерийскими снарядами с максимальной дальностью стрельбы 13 000 м. Для защиты от миноносцев «Dante Alighieri» нес тринадцать 76-мм орудия 50 калибра. Вертикальные углы наклона этих орудий были такие же, как и у вспомогательного вооружения, при скорострельности до десяти выстрелов в минуту. Они вели огонь 6-кг. бронебойными снарядами с максимальной дальностью стрельбы 9 100 метров. Так же на корабле были установлены три 450-мм торпедных аппарата типа W200/450, по одному на каждом борту и один в корме. Боекомплект торпедных аппаротов состалял по 3 торпеды для каждого аппарата.
Бронирование
Бронирование корабля выполнялось по классической схеме: наиболее толстая броня располагалась по ватерлинии, становясь тоньше с каждым межпалубным промежутком. Для брони применялись сталеникелевые плиты, цементированные по технологии Круппа. Плиты поставляла итальянская фирма «Терни».
Вертикальное бронирование состояло из сплошного по всей ватерлинии броневого пояса, толщиной в районе турбинных отделений до 254-мм, к корме и носу толщина уменьшалась до 76-мм и 100-мм соответственно. Он замыкался траверсами толщиной 100-мм в носу и 76-мм в корме. Выше главного располагался второй пояс, толщиной 203-мм. Горизонтальная защита линкора состояла из: главной, верхней и нижней палубы. Все палубы были двухслойными. Верхний слой изготавливался из стали высокого сопротивления, а нижний – из обычной корабельной стали. Главная палуба имела толщину 30-мм (18+12), а верхняя – 24-мм (12+12) и имели плоскую форму. Нижняя палуба имела, карапасную форму, в приделах главного броневого пояса имела толщину 24-мм (12+12) в плоской части и 50-мм (25+25) на скосах, примыкавших к нижней кромке главного пояса. В корме карапасная палуба служила для защиты рулевых машин. 305-мм башни вкруговую покрывала 254-мм броня, а крыша имела толщину 76 мм. Башни и казематы 120-мм орудий защищались 98-мм броней. Толщина стен носовой боевой рубки составляла 280-мм, а кормовой – 200-мм. Защиту от подводных взрывов обеспечивали: тройное дно, двойной борт и продольные переборки. Полная масса бронирования немногим превышала 20% от нормального водоизмещения. После постройки оказалось, что корабль был сильно перегружен и главный броневой пояс практически полностью находится под водой.
Модернизации
В 1913 г. на борту линкора «Dante Alighieri» расположили гидросамолет «Кертис», однако после серии опытов его убрали. В 1915 г. все 76-мм орудия были заменены на такое же количество 76-мм орудий 50 калибра. Из них четыре были зенитные. В 1923 г. была переоборудована носовая фок-мачта, ее перенесли вперед и расположили перед первой группой дымовых труб. Это было сделано, что бы вовремя движения она не окутывалась дымом, а для увеличения устойчивости ее сделали треногой. Передние дымовые трубы были увеличены на 3 м., что бы уменьшить поступление дыма на мостик. На марсе фок-мачты был расположен пост управления артиллерийским огнем, а на верхнем ярусе носовой надстройки установили два поста управления огнем противоминной артиллерии. В 1924 г. прошли испытания новой системы управления огнем на дистанциях до 26 000 м. Штатив новой фок-мачты оказался недостаточно крепким, что бы выдержать вес системы, но он был признан успешным и впоследствии был установлен на корабли класса «Conte di Cavour». В 1925 г. на башне №3 главного калибра, установили платформу для гидросамолета «Makki» M.18. Его спуск на воду и подъем осуществлялся штатными грузовыми стрелами.
Служба
Церемония спуска линкора «Dante Alighieri» состоялась в субботу, 20 августа 1910 г. Значение данного события было большим, об этом говорит тот факт, что на нем присутствовала королевская чета, а крестной матерью линкора стала королева Елена, разбившая о его обшивку традиционную бутылку шампанского. Процесс достройки линкора длился два с половиной года и только 15 января 1913 г. линкор вошел в состав флота. 1 апреля 1913 г. корабль совершил поход в Атлантику для проверки его ходовых качеств. За время похода, линкор прошел 7197 миль и посетил порты: Дакар, Фуншал, Пунта-Дельгада и Виго.
По возвращении, «Dante Alighieri» принял на борт короля Виктора Эммануила III с семьей и отправился в Кастелламаре-ди-Стабия для участия в церемонии спуска на воду линейного корабля «Caio Duilio». После этого, корабль большую часть времени провел в водах Тирренского моря, проводя учения. В августе того же года линкор был зачислен в состав 1-й дивизии Второй эскадры, которая базировалась на Додеканезских островах и принял участие в больших общефлотских маневрах. В это же время на борту линкора в очередной раз побывал король.
В мае 1914 г. линкор вошел в состав 1-ой дивизии Первой эскадры, так же в составе дивизии находились линкоры «Guilio Cesare» и «Leonardo da Vinci», крейсер «Nino Bixio» и дивизион эсминцев класса «Animozo».
С сентября по ноябрь 1914 г. дивизия базировалась в Специи и выполняла рутинные обязанности мирного времени, так как в это время Италия еще не вступила в войну. В это время дивизии был придан второй дивизион эсминцев класса «Impavido».
23 мая 1915 г. Антанте удалось склонить Италию на свою сторону, и она объявила войну Австро-Венгрии. Итальянский флот к этому времени представлял собой внушительную силу но, несмотря на это Италия не собиралась рисковать своими линейными кораблями и 1-я дивизия линкоров почти всю войну простояла на рейде Таранто.
29 ноября 1916 г. линкоры «Dante Alighieri», «Caio Duilio» и «Andrea Doria» в составе 2-й дивизии направились на остров Корфу. Эскорт линкорам составляли шесть эсминцев вышедших из Бридзини. Позже к ним присоединились эсминцы «Garibaldini» и «Lancere», миноносцы «Sirio» и «Saffo». На следующий день корабли присоединились к французской эскадре. Силы, базирующиеся на о. Корфу должны были обеспечить заслон на случай выхода австрийских линейных кораблей из Адриатического моря. Пребывание союзных флотов на острове Корфу подразумевало взаимодействие между флотами, однако итальянцы ограничились самостоятельной боевой подготовкой. Из-за этого никакого реального взаимодействия между флотами не было. Пребывание на острове Корфу длилось менее двух месяцев и 27 января «Dante Alighieri» вернулся в Таранто. В течение следующих полтора лет, линкор простоял в Таранто.
В ночь на 30 сентября «Dante Alighieri», в сопровождении эсминцев «Insidiozi», «Impavido» и «Irrecveto», перешел из Таранто в Бриндизи, откуда днем 2 октября отправился в боевой поход против Дураццо в сопровождении легких крейсеров: «Raccia», «Riboti», «Rossarol», «Pepe», «Poerio» и эсминцев «Skafino», «Nevo». Однако соединение «Dante Alighieri» в непосредственной бомбардировке, порта и опорных пунктов вокруг него , участия не принимала. Она осуществляла дальнее прикрытие и маневрировала в Отрантском проливе, а после получения сигнала об успешном завершении бомбардировки вернулась в Таранто.
За весь период Первой Мировой войны линкор «Dante Alighieri» совершил четыре боевых похода, находился в море 62 ходовых часов и 418 часов провел в учениях.
После завершения войны, активность линейного флота Италии резко увеличилась. 9 ноября 1918 г. «Dante Alighieri» перебазировался в Венецию, для осуществления поддержки операции по занятию Далматинского побережья. После нормализации обстановки, 11 января линкор вернулся на рейд в Таранто, но вскоре был направлен в Верхнюю Адриатику. За время пребывания в Адриатике, он посетил новоприобретённые города: Фазана, Фиуме, Себенико и Зара. 25 февраля «Dante Alighieri» вошел в Полу, бывшую главную базу австрийского флота, что бы сопроводить капитулировавшие австрийские корабли во главе с линкором «Tegetthoff» в Венецию.
Во время политического кризиса вокруг Фиуме, линкор находился в порту в период с 20 мая 1919 г. по 6 января 1921 г. Вернувшись в Италию, на линкоре были проведены ремонтные работы в Арсенале Специи, после чего 22 апреля 1922 г. перешел с Геную, где в это время проходила экономическая конференция. По ее завершению «Dante Alighieri» вернулся в Специю, где был выведен в резерв до конца 1923 г. За это время на корабле провели модернизацию и ремонтные работы.
Весной 1924 г. линкор вернулся в строй. В июне 1924 г. на его борту Его Величество Виктор Эммануил III совершил официальный визит в Испанию. 6 июня «Dante Alighieri» в сопровождении «Conte di Cavour» и «Caio Duilio» прибыли в Валенсию, а на следующий день перешли в Барселону и 16-го вернулись в Специю.
В 1924 г.«Dante Alighieri» вместе с остальными линкорами участвовал в больших учебных маневрах, которые проходили у южного побережья Сицилии, между Аугустой и о-вом Фавиньяна. В течении следующего года линкор занимался боевой подготовкой, так же участвовал в учениях в районе Аугустой и Термини-Имерезе. В этом же году принял участие в морском параде на рейде Сиракуз. В 1926 г. был выведен в резерв. Весной 1927 г. вернулся в строй и принял участие в морских маневрах в районе Мессина-Анцио, а 15 июля – в большом параде в Остии.
В сентябре 1927 г. «Dante Alighieri» вместе с линкором «Andrea Doria», крейсером «Panther» и дивизионом эсминцев, совершил поход по Адриатическому морю, посетив порт Зара, после чего прибыл в Венецию. 1 июля 1928 г. линкор был выведен в резерв, а 1 ноября 1928 г. Королевским декретом №2601 линкор был исключен из состава флота. В последствии корпус линкора был продан на слом.