navyhistory

"Szent István" - Линейный корабль ВМФ Австро-Венгрии

«Szent István» - линейный корабль военно-морского флота Австро-Венгрии класса «Tegetthoff». Корабль был назван в честь венгерского короля Иштвана I Святого, сделавшего христианство официальной религией Венгрии. Корабль был потоплен во время случайной встречи австро-венгерского отряда с двумя торпедными катерами итальянского флота между островами Груция и Сельве.

Проектирование

Впервые упоминание о линкорах класса «Tegetthoff» можно отнести к февралю 1908 г, когда на объединенных парламентских слушаниях двуединой монархии главнокомандующий флотом империи заявил, что будущие линкоры должны иметь водоизмещение 18 000 – 19 000 тонн. К этому времени первый британский линкор уже год находился в составе Королевского флота, а отчеты о его испытаниях полностью подтвердили перспективность концепции однокалиберного линкора. В 1907 г парламент выделил деньги на строительство трех новых линейных кораблей, однако из-за ограниченности финансирования водоизмещение будущих кораблей ограничивалось 14 500 тонн и о едином тяжелом калибре не могло идти и речи. В результате был достигнут компромисс – в концевых башнях главного калибра установили 305-мм орудия, а в четырех бортовых – 240-мм орудия.

Однако из-за известия, пришедшего из Италии, о начале постройки первого итальянского линкора «Dante Alighieri» c двенадцатью 305-мм орудиями главного калибра, 5 октября 1908 г австро-венгерский Военно-морской департамент выдал проектные спецификации на новый линкор компании “Стабилименто Текнико Триестино”. В декабре 1908 г был объявлен формальный конкурс на лучший проект, для выявления наиболее перспективных альтернативных решений.

5 мая 1909 г проектный отдел “Стабилименто Текнико Триестино” подготовило четыре варианта эскизных проектов корабля с двухкалиберным вооружением. Данные эскизы были подготовлены для того, что бы утвердить гипотезу, что при использовании “большого” и “малого” главного калибра невозможно создать линкор с адекватной наступательной мощью. Кроме формальных эскизных проектов, был подготовлен проект с десятью 305-мм орудиями размешавшихся в пяти двух-орудийных башнях и водоизмещением в 20 000 тонн. 

27 апреля были разработаны новые эскизные проекты корабля. На этот раз по проекту линкор должен был нести двенадцать 305-мм орудий расположенных в шести двух-орудийных башнях. Из которых четыре должны были быть линейно возвышенными в оконечностях, а оставшиеся – располагаться по бортам. Под варианты данного проекта отличались только вооружением противоминного калибра.  Так же был разработан проект корабля с двенадцатью 305-мм орудиями, однако они размещались в четырех линейно возвышенных трех-орудийных башнях. Данный проект был признан наиболее перспективным, так как сочетал достаточный состав артиллерии главного калибра с ее расположением в трех-орудийных башнях, что давало 15 – 20% выигрыш в водоизмещении.

В окончательном проекте было увеличено количество 150-мм орудий противоминной артиллерии до двенадцати. В целях экономии веса длину стволов 305-мм орудий сократили до 45 калибра, так же отказались от тяжелых треногих мачт.  После чего была выдана задача на постройку четырех линкоров: «Viribus Unitis», «Tegetthoff», «Prinz Eugen» и «Szent István».

Конструкция

Из-за ограниченного театра Адриатического моря, требование к скорости будущего линкора составляло 20 узлов, что позволило ограничиться сравнительно небольшим отношением длины к ширине корпуса. Коэффициент полноты составлял 0,584, что позволяло придать корпусу хорошие пропульсивные качества.

Корабли имели три непрерывные палубы: верхнюю, среднюю и нижнюю. Они защищали корабль от навесных попаданий снарядов. Так же корабли имели “бронированное днище”, которое состояло из двойных листов стали.

Корабли имели стальные литые форштевни и ахтерштевни, причем форштевень отличался ярко выраженной таранной формой, что было явным анахронизмом для линкора с его мощной батареей главного калибра. Линия киля имела длинный и высокий подъем к основанию тарана, впоследствии данное решение значительно снизило маневренные качества линкора.

В ходе службы выяснилось, что при полной загрузке у кораблей образовывался дифферент на нос около 0,25 м, что приводило к зарыванию линкоров во встречную волну. При таких условиях использование носовой башни главного калибра было невозможно.

Длина корабля по ватерлинии составляла 151 м., а общая – 152,18 м. Ширина корпуса составляла 27,34 м., а осадка – 8,23 м. Стандартное водоизмещение составляло 20 000 т., а полное – 21 600 т. Экипаж корабля состоял из 1 087 офицеров и матросов.

Двигатели

Энергетическая установка на линкорах класса «Tegetthoff» была не однотипной. Это было вызвано тем фактом, что линкор «Szent István» строился на венгерской верфи, которая не имела опыта судового машиностроения.

На первых трех кораблях: «Viribus Unitis», «Tegetthoff» и «Prinz Eugen» установили четыре прямо приводные паровые турбины «Parsons», работавшие на четыре вала. Пар для турбин вырабатывали двенадцать паровых котлов «Yarrow».

Энергетическая установка линкора «Szent István» состояла из четырех паровых турбин «AEG Curtis», работавших на два вала. Пар для турбин вырабатывали двенадцать паровых котлов «Babcock & Wilcox».

Общая мощность двигательной установки по разным источникам колеблется от 25 000 до 27 000 л.с.  Паровые котлы располагались в двух котельных отделениях, разделенных поперечной переборкой. Запас топлива кораблей составлял 1 563 т угля и 162,6 т нефти, которая распылялась поверх горящего слоя угля при движении полным ходом. Дальность плавания составляла 4 200 миль при 10 уз. Максимальная проектная скорость хода составляла 20,5 уз.

Во время ходовых испытаний в открытом море линкоры «Viribus Unitis», «Tegetthoff» и «Prinz Eugen»  не смогли развить проектную скорость в 20,5 уз, их скорость колебалась от 20,28 до 20,41 уз.  К сожалению, при вступлении в строй линкор «Szent István» не проходил приемные испытания по полной программе и его реальная максимальная скорость остается не известной.  Однако в различных документах не раз отмечалось, что в походах  он постоянно отставал.

Вооружение

Вооружение главного калибра кораблей класса «Tegetthoff» состояло из двенадцати 305-мм орудий 45 калибра размещенных в четырех трех-орудийных линейно возвышенных башнях. Расположение башен главного калибра было позаимствовано у американского линкора «Michigan». Данные орудия вели огонь 450-кг снарядами с начальной скорость 800 м/с, расчетная броне пробиваемость на дистанции 6 400 м составляла 470-мм. Углы возвышения составляли от -4 до 20 градусов. Заряжание орудий происходило при постоянном угле возвышения в 2,5 градуса. Скорострельность орудий составляла два выстрела в минуту. Боезапас к каждому орудию составлял 76 снарядов.

Вооружение противоминного калибра было смешанным и состояло из двенадцати 150-мм орудий 50 калибра, которые размещались в казематах в средней части корпуса и восемнадцати 66-мм орудий 50 калибра расположенных на верхней палубе.

150-мм орудия вели огонь 45,5 кг снарядами, с начальной скоростью 880 м/с. Углы возвышения составляли от -6 до 15 градусов.  Дальность стрельбы при максимальном угле возвышения составляла 15 000 м. Боезапас каждого орудия – 180 снарядов.

66-мм орудия вели огонь 8,5-кг снарядами патронного типа со скорострельностью 20 выстрелов в минуту. Боезапас орудий составлял 400 снарядов. Данные орудия, были малоэффективными для отражения атак миноносцев и могли выйти из строя уже после первого близкого разрыва тяжелого снаряда, из-за отсутствия бронирования.

Так же по проекту предусматривалась установка двенадцати 66-мм практических орудий 50 калибра размещавшихся на крышах башен главного калибра. По замыслу данные орудия должны были использоваться для тренировки наводчиков орудий главного калибра и уменьшить расход 305-мм снарядов. Однако при вступлении в строй только линкор «Viribus Unitis» имел полный комплект 66-мм практических орудий.

Помимо прочего, корабли были вооружены четырьмя 533-мм подводными торпедными аппаратами. В форштевне и  ахтерштевне вдоль корпуса размещалось по одному торпедному аппарату и еще два – с каждого борта.

Бронирование

Главный броневой пояс по ватерлинии простирался между осями концевых башен главного калибра, его максимальная толщина составляла 280-мм. В районе оконечностей его толщина уменьшалась до 150-мм, а у самого форштевня она составляла 110-мм. В корму за башней главного калибра №4 его толщина уменьшалась до 150-мм. В нос и корму главный броне пояс заканчивался траверзами с толщиной 160-мм.

 Выше до уровня средней палубы шел броне пояс толщиной 180-мм, в нос его толщина уменьшалась до 110-мм. В кормовой части бронирование на уровне верхнего броне пояса отсутствовало.  Верхний броне пояс в нос и корму заканчивался траверзами с толщиной 120-мм и 180-мм соответственно.

Вертикальное бронирование казематов осуществлялось бронеплитами толщиной 180-мм, а горизонтальное – палубой состоящей из двух листов стали повышенного сопротивления толщиной 15-мм.

Бронирование средней палубы на участке от форштевня до батареи и затем в корму от нее до башни главного калибра №4 выполнялась из двух листов стали повышенного сопротивления толщиной 15-мм.

Нижняя палуба в пределах цитадели так же состояла из двух листов стали, однако толщина листов составляла 18-мм, а на скосах толщина листов составляла 18-мм и 30-мм соответственно. За пределами цитадели в оконечности в носу толщина листов составляла 18-мм и 25-мм, а в корме – 18-мм и 30-мм.

Фронтальное бронирование башен главного калибра составляло 200-м, боковое – 280-мм и крыши – 150-мм. Бронирование барбетов составляло 280-мм. Толщина стен боевых рубок колебалось от 250-мм до 280-мм. Бронирование крыши боевых рубок выполнялось из двух листов стали повышенной прочности. Бронирование крыши носовой и кормовой боевой рубки было не одинаковым и составляло 60-мм и 50-мм соответственно.

Так же корабли имели защиту от подводных взрывов названной “противоминной броней”. Она выполнялась в виде двойного дна глубиной в 1,5 м, с усиленной внутренней обшивкой, выполненной из двух слоев стали толщиной 25-мм.

Модернизации

Начиная с 1915 г по 1916 г, на кораблях было установлено зенитное вооружение, состоящее из 66-мм зенитных орудий. Данные орудия вели огонь 1,5-кг снарядами и имели максимальный угол возвышения в 90 градусов. Потолок стрельбы по воздушным целям составлял 5 000 м. Скорострельность стрельбы составляла 20 выстрелов в минуту. Расположение данных орудий различалось, так на линкорах «Viribus Unitis» и «Tegetthoff» орудия располагались по два на крышах башен главного калибра №2 и №3. На линкорах «Szent István» и «Prinz Eugen» по одному орудию на башне главного калибра №2 и по два на башне №3.

Служба

Весной 1914 г «Viribus Unitis» и «Tegetthoff» в сопровождении дредноута «Zrínyi» совершили дальний поход в Восточное Средиземноморье, при этом посетив такие порты как: Смирна, Адалия, Мерсина, Александретта, Бейрут, Александрия, Валона и Дураццо, а так же в период с 22 по 28 мая – Мальту. После убийства супружеской четы наследников престола 28 июня 1914 г совершенного  в Сараеве, линкор «Viribus Unitis» доставил их тела в Триест.

С началом Первой Мировой Войны линкоры «Viribus Unitis», «Tegetthoff» и «Prinz Eugen» были зачислены в состав 1-й дивизии линкоров. 7 августа 1-я и 2-я дивизия линейных кораблей вышли на юг для прикрытия возможного прорыва германских кораблей «Goeben» и «Breslau» в Полу. Однако на широте мыса планка, было получено сообщение, что кайзеровские корабли вышли из окружения восточнее Матапана и направляются в Константинополь. Поэтому австро-венгерские линейные корабли взяли обратный курс.

24 мая 1915 г 1-я дивизия в сопровождении значительных сил флота выдвинулась к восточному побережью Апеннин и открыла огонь, с дистанции 6 400 м, по береговым батареям, складам и железнодорожным сооружениям у Анконы. При этом корабли не получили ни единого попадания. Данная операция задержало итальянское наступление Фриуль и линию Изонца, вследствие чего война на суше приобрела позиционный характер. Несмотря на успешную операцию, проведенную австро-венгерским флотом, больше активных боевых действий линкоры до конца войны не предпринимали, так как соединения линкоров Франции и Италии по боевой мощи более чем вдвое  превосходили соединения Австро-Венгрии в Адриатике.  В ноябре 1915 г линкор «Szent István» вошел в состав 1-й дивизии. Большую часть времени корабли находились на внутреннем рейде Полы, эпизодически проводя плановые учения.

11 декабря 1917 г кайзер германского рейха Вильгейм II побывал с инспекцией на борту «Viribus Unitis» в Поле.

После перехода войны на Адриатике в позиционную фазу, союзники начали активно использовать свою авиацию. Линкоры класса «Tegetthoff»  принимали активное участие в отражении атак авиации противника. Согласно вахтенным журналам кораблей 1-й дивизии, в 1916 г флот и береговые сооружения 36 раз подвергались атакам с воздуха, а в 1917 г – 42 раза. Несмотря на массивность авиационных налетов, в которых порой принимало участие до 150 самолетов, ущерб, нанесенный ими, был не велик.

Однако отражение атак авиации мало соответствовало прямому назначению линейных кораблей – решительному артиллерийскому бою с равноценным противником. Так австрийский историк Э. Зихе, сопоставив по вахтенным журналам «Szent István» количество проведенного им в плаваниях времени со временем пассивного ожидания и пришел к выводу, что вся служба корабля продолжалась всего 937 дней, при этом в море он находился всего 54 дня. При этом, из 54 дней проведенных в море, корабль только раз совершил настоящий двухсуточный поход к острову Паго. При этом, у всех остальных кораблей 1-й дивизии была практически же статистика. Исходя из этого, можно заключить, что экипажи кораблей были плохо подготовлены для настоящих морских сражений.

Зарубежная военно-морская литература изобилует обстоятельствами и подробными описаниями гибели линкора «Szent István», однако, несмотря на большое количество мемуаров и исследовательских работ, до сих пор доподлинно не известно как могла произойти встреча итальянских торпедных катеров с австро-венгерскими линкорами. Официальные бумаги так же не могут ответить на данный вопрос, так как все документы, хранившиеся в Поле, после подписания перемирия бесследно исчезли.

Доподлинно известно, что австро-венгерское командование планировало грандиозную наступательную операцию на сухопутном фронте Италии. 15 июня 1918 г должно было начаться одновременное наступление войск на всем участке от Тирольских Альп до устья Пиаве, которое должно было принести двуединой монархии долгожданную победу.

В момент наступления сухопутных войск, флот должен был ударить во фланг с моря, однако в итоге грандиозный замысел полностью провалился. Сухопутные войска так и не смогли достичь решительного успеха на фронте, а флот вообще не оказал поддержки с моря. Вместо этого он был привлечен к крайне не своевременной операции против Отрантского противолодочного барража. До сих пор непонятно, как оказалась возможна такая несогласованность действий армии и флота в такой решающий момент.

Согласно плану, все четыре линкора класса «Tegetthoff»  составляли единую группу поддержки легких сил. Полу они должны были покинуть двумя парами. Первыми вышли в море «Viribus Unitis» и «Prinz Eugen». На флагман флота были приглашены журналисты и киносъемочная группа.  Днем 8 июня корабли покинули рейд Поли и направились в канал Фазаны. Ночью они проследовали вдоль далматского побережья к заливу Таджер, где укрылась на светлое время суток. В течение следующей ночи отряд совершил переход в небольшой залив Слано, к северу от Рагузы.

Второй отряд, состоявший из линкоров «Tegetthoff» и «Szent István» в сопровождении эсминца и шести миноносцев 9 июня должен был выйти из Поле и идти тем же маршрутом. Однако вовремя выйти в море соединение не смогло, так как входные боны небыли вовремя разведены. Выйдя в море, отряду пришлось снизить ход с 16 до 12 уз, так как у линкора «Szent István» начала сильно разогреваться группа турбин правого борта. В походных условиях сделали все возможное для приведения температуры в норму, и скорость хода удалось поднять до 14 уз. К моменту роковой встречи с итальянскими торпедными катерами отставание отряда от графика движения достигало уже полтора часа.

Итальянская группа состояла из катеров MAS-15 и MAS-21. Катера вышли из Анконы 9 июня на буксирах, для экономии топлива. Вначале группа осуществляла поиск целей между островами Груция и Сельве. В этом районе пролегал отрезок маршрута австро-венгерских пароходов от Фиуме до Каттара, поддерживавших снабжение Албанского фронта. Прибыв на место, группа начала травление мин на 30-ти метровой глубине, что вызвало удивление у экипажей катеров. До сих пор точно не известно, зачем нужно было заниматься вылавливанием мин в прибрежных водах противника. Историки считаю, что итальянское морское командование планировало начать подводную компанию на путях следования австро-венгерских боевых и вспомогательных кораблей на пути из Фиуме и обратно.

На исходе ночи итальянские катера двинулись к месту рандеву со своими миноносцами, которое должно было состояться между 03:00 – 04:15. В 03:15 катера заметили дымы с правого борти и немедленно взяли курс навстречу приближающимся кораблям. Катера проскользнули между австро-венгерскими миноносцами охранения, и в 03:25 MAS-15 выпустил с дистанции 800 м обе своих торпеды. Они попали точно в середину корпуса головного линкора «Szent István». В результате взрыва образовалась пробоина в правом борту, из-за чего второе котельное отделение было заполнено забортной водой, а линкор получил крен в 10 градусов на правый борт.

Катер MAS-21 тем временем атаковал «Tegetthoff», но попаданий не последовало. После атаки итальянским катерам пришлось спасаться от погони ринувшегося на них миноносца охранения. Чтобы уйти от преследования итальянским катерам пришлось почти прямо под форштевень миноносца сбросить весь запас глубинных бомб, а механики пытались выжать все возможное из двигателей катеров. Тем временем «Tegetthoff» вышел из строя и пошел зигзагом, ожидая торпедной атаки из-под воды. Со всех наблюдательных постов поступали доклады о перископах, после чего все легкое вооружение открывало ураганный огонь в указанном направлении. Только в 04:45 линкор «Tegetthoff» предпринял попытку взять «Szent István» на буксир.

К этому моменту турбины на поврежденном линкоре уже были остановлены, а крен уменьшен до 7 градусов контрзатоплением. Его малым ходом повели в залив Бргульджи. Тем временем носовое котельное отделение начало постепенно заполняться водой. Крен снова начал расти, что привело к затоплению средних и правых паровых котлов. Корабль почти полностью лишился энергии, что вызвало остановку всех насосов, а освещения едва хватало для поддержания освещения.

Что бы уменьшить крен, весь боезапас первой подачи выбросили за борт, а башни главного калибра развернули на противоположный борт.  При этом все попытки аварийной партии завести на пробоину пластырь окончились неудачей. Остановка насосов и слабость клепаных швов переборок вели к тому, что отсек за отсеком постепенно наполнялся водой. Крен продолжал расти, и вскоре батарея противоминного калибра погрузилась в воду. Надежда выбросить погибающий корабль на мель полностью растаяла. Был отдан приказ оставить корабль. В 06:05 линкор «Szent István» перевернулся и пошел ко дну. Кораблями сопровождения было подобрано 1 005 человек, 89 человек разделили судьбу линкора.

После гибели линкора была образована комиссия для расследования причин катастрофы. К сожалению, подлинный отчет комиссии был утрачен, однако сохранились мемуары с переводом всех материалов. Согласно этим мемуарам комиссия выяснила, что вследствие крупных недостатков в частности разделение корпуса на водонепроницаемые отсеки и отсутствия необходимого запаса остойчивости, торпедное попадание, приведшее к затоплению обоих котельных отделений, должно было стать для корабля смертельным, что и подтверждалось чертежами расчетов непотопляемости. Низкое же качество клепки, не будучи основной причиной гибели корабля, несомненно, усугубило его бедственное положение. В итоге вывод гласил: линкор просто не мог пережить двойного торпедного попадания в район котельных отделений.

Что же касается причины встречи австро-венгерских кораблей с итальянскими торпедными катерами, то комиссия склонялась к факту утечки информации. Данная версия до сих пор довольно популярна среди части австрийских историков. Несмотря на это, существует версия, что встреча произошла случайно и является чередой фатальных неудач для Австро-Венгрии.

Фотографии

Об авторе

Овчинников Александр

Я занимаюсь web-разработкой уже более трех лет, на изучение web-программирования меня вдохновила книга «Хакеры», которая входит в состав литературного сериала «Этногенез». И так как мой отец уже более 25 лет нтересуется историей военно-морского флота стран мира и создает силуэты кораблей в высоком разрешении, мною был разработан данный проект и написаны к нему статьи.