«BB-37 Oklahoma» - линейный корабль военно-морского флота США, второй корабль класса «Nevada». Назван в честь штата Оклахома. Корабли класса «Nevada» являются первыми в истории мирового кораблестроения, бронирование которых выполнялось по принципу "все или ничего".
Проектирование
В начале, 1910 г. новая концепция системы бронирования под названием “все или ничего” нашла широкое понимание в американских военно-морских кругах, что вызвало довольно много дискуссий. Согласно данной концепции, грядущие бои будут вестись на больших дистанциях, из-за чего процент попаданий будет мал. Из-за того, что тяжелые бронебойные снаряды в воздухе медленнее теряют скорость и лучше сохраняют бронебойные свойства на больших дистанциях стрельбы, то акцент делался на 356-мм орудия. Кроме этого снаряды, выпущенные с большой дистанции достигая цель падали по крутой траектории и как следствие возрастала вероятность поражения горизонтальных поверхностей корабля.
Исходя из всего выше перечисленного, бронирование получили основные жизненно важные элементы корабля и объем в корпусе, необходимый для поддержания плавучести и остойчивости корабля. Все остальное не бронировалось, снаряды должны были пробивать эти части корабля насквозь, нанося лишь минимальные повреждения.
Весной 1910 г. были подготовлены первые эскизы нового линкора, за основу был взят линкор «New York». Нижние концевые башни сделали трех-орудийными, а от башни главного калибра в средней части корпуса отказались. Уменьшилось количество орудий противоминного калибра. Изменили расположение энергетической установки. В апреле Генеральный совет предложил внести изменения в проект. За счет уменьшения скорости увеличить количество орудий главного калибра до 12, улучшить бронирование корабля.
После ряда изменений в проекте 13 февраля 1911 г. Бюро конструирования и ремонта предоставило очередную редакцию проекта. Согласно нему, основная часть орудий противоминного калибра размещались в казематах на протяженном полубаке, а остальная в корме. Борт ниже главного броне пояса бронировался 127-мм бронеплитами. Из-за того, что по новому проекту линкор получался слишком длинный, Генеральный совет его отклонил.
Несмотря на то, что окончательного проекта еще не было, 4 марта 1911 г. Конгресс утвердил постройку двух линкоров «Nevada» и «Oklahoma».
В течение марта 1911 г. Бюро предоставило несколько вариантов проекта с разными скоростями и количеством орудий главного калибра. После рассмотрения всех вариантов, 30 марта Генеральный совет остановился на варианте с десятью орудиями главного калибра и скоростью хода 20,5 уз. Так же была изменена система бронирования линкора. После внесения небольших изменений в проект, 22 января 1912 г. состоялась выдача заказов на постройку линкоров «Nevada» и «Oklahoma».
Конструкция
По сравнению с предшественником длина корпуса осталась на прежнем уровне, а вот в ширину линкор стал уже на 3 м. Отказ от башен главного калибра расположенных в средней части корпуса позволил изменить расположение энергетической установки. Хотя на линкорах класса «Nevada» башен главного калибра было на одну меньше, количество орудий осталось на прежнем уровне, кроме этого сами орудия ничем не отличались от установленных на линкоре «New York». Сохранить количество орудий главного калибра позволило установка новых трех-орудийных башен главного калибра в корме. Противоминное вооружение линкоров оставили без изменений.
Бронирование линкора было сильно изменено согласно доктрине “все или ничего”. Главный броне пояс стал шире и толще. Бронирование траверсов было усилено, а вот защита кормового рулевого отделения была уменьшена. Башни главного калибра получили существенную защиту. Схема горизонтального бронирования была изменена, главная броне палуба была усилена, кроме этого была добавлена противоосколочная палуба.
Из-за того, что нефть стала основным источником топлива, в качестве энергетической установки были использованы паровые турбины. По сравнению с предшественником скорость слегка снизилась, зато дальность плавания увеличилась.
Длина корабля по ватерлинии составляла 175,3 м., а общая – 177,7 м. Ширина корпуса составляла 26,1 м., а осадка – 8,7 м. Стандартное водоизмещение составляло 27 500 т., а полное – 28 400 т. Экипаж корабля состоял из 864 офицеров и матросов.
Двигатели
Линкоры класса «Nevada» были первыми кораблями, использующими чисто нефтяное отопление, что позволило использовать паровые турбины. На линкоре «Nevada» в качестве энергетической установки установили двух-вальную паровую турбину «Curtis» общей мощностью 26 291 л.с. В то время как на линкоре «Oklahoma» были установлены паровые машины тройного расширения мощность 26 500 л.с.
Пар вырабатывали 12 паровых котлов «Yarrow» использующих нефтяное отопление и размещались в трех котельных отделениях. Нормальный запас топлива составлял 1 362 т., а максимальный – 2 042 т. Во время проектирования расчетная дальность плавания должна составлять 8 000 миль при скорости хода 10 уз., но на практике дальность плавания составляла 5 120 миль при 12 уз. Максимальная скорость хода составляла 20,5 уз.
Вооружение
Вооружение главного калибра линкоров класса «Nevada» состояло из десяти 356-мм орудий 45 калибра, модели 356-мм/45 Mk.8. Орудия размещались в двух-орудийных (возвышенных) и трех-орудийных (концевых) линейно возвышенных башнях. Данные орудия вели огонь 640-кг бронебойными снарядами со скорострельностью до 1,75 выстрела в минуту. По сравнению со снарядами данного калибра других мировых стран, они считались сравнительно легкими, но при этом имели большую начальную скорость. Углы возвышения орудий составляли 15 градусов с максимальной дальностью стрельбы 19 000 м.
Противоминное вооружение состояло из двадцати одного 127-мм орудия 51 калибра, модели 127-мм/51 Mk.15. Размещение противоминных орудий полностью повторяло предыдущий класс линкоров «New York». Десять орудий располагались в средней части корпуса в казематах, на орудийных палубах в носу и корме располагалось четыре и соответственно пять орудий. Оставшиеся два орудия располагались в надстройке по бокам боевой рубки. Орудия вели огонь 23-кг снарядами и имели скорострельность в семь выстрелов в минуту. Углы возвышения составляли 45 градусов с максимальной дальностью стрельбы 13 200 м.
Торпедное вооружение линкоров включало два 533-мм траверзных подводных аппарата.
Бронирование
Главный броне пояс высотой 5,3 м. шел от барбета башни главного калибра №1 до барбета башни №4, длина пояса составляла 122 м. Он набирался из броне плит толщиной 343-мм и к нижней кромке он утоньшался до 203-мм. В оконечностях он заканчивался 320-мм траверсами. В кормовой оконечности позади главного броне пояса, для защиты рулевого отделения, шел 203-мм пояс, который с кормы замыкался 229-мм траверсом. Длина пояса составляла 18,3 м, а высота – 2,6 м.
Горизонтальное бронирование состояло из 89-мм броне палубы, которая располагалась над цитаделью. Уровнем ниже располагалась 38-мм противоосколочная палуба , которая на скосах примыкала к нижней кромке бортового пояса. Толщина противоосколочной палубы на скосах составляла 51-мм. За кормовым траверсом цитадели толщина палубы составляла 63-мм.
Бронирование башен главного калибра различалось, фронтальное бронирование было лучше у трех-орудийных чем у двух-орудийных башен. Так толщина лобовых плит у возвышенных башен составляла 406-мм, а у концевых – 457-мм. Толщина боковых плит колебалась от 229-мм до 254-мм, а толщина крыши – 127-мм. Бронирование барбетов башен выше броневой палубы составляла 300-мм, а ниже – 114-мм. Толщина стен боевой рубки составляла 457-мм.
Противоторпедная защита состояла из двух пустых отсеков глубиной 3 м. Внутренний отсек ограничивался 38-мм противоторпедной переборкой, которая опускалась от излома противоосколочной палубы до второго дна.
Модернизации
Вскоре после вступления в строй на линкоры установили два 76-мм зенитных орудия. Дальностью стрельбы при угле возвышения 43,5 градусов составляла 5 500 м. Скорострельность данных орудий колебалась между восьмью – девятью выстрелами в минуту. Во время ремонта 1919 – 1920 гг. количество орудий увеличили до восьми, модернизировали систему управления огнем орудий главного калибра.
В конце 1922 г. на линкорах класса «Nevada» в корме смонтировали поворотную пневматическую катапульту для запуска гидросамолетов.
В 1920-х годах была подготовлена программа по кардинальной модернизации линкоров, «Nevada» проходила модернизацию в Норфолке на верфи ВМС с сентября 1927 г. по ноябрь 1929 г., а «Oklahoma» - в Филадельфии на верфи ВМС с сентября 1927 г. по июль 1929 г.
Поверх главной броневой палубы уложили дополнительный слой бронеплит толщиной 51-мм, доведя общую толщину до 127-мм. Толщина скосов противоосколочной палубы была увеличена до 76-мм, толщина крыши боевой рубки была доведена до 203-мм. Так же были установлены противоторпедные були, что увеличило ширину линкоров до 32,9 м. Позади противоторпедной переборки установили еще одну продольную переборку. При этом общая глубина противоторпедной защиты на миделе составила 5,8 м.
Старые паровые котлы были заменены шестью новыми котлами «Bureau Express», дымовую трубу сдвинули назад. На линкоре «Nevada» установили турбоагрегаты «Parsons». Нормальный запас топлива составлял 3 148 т., а максимальный – 6 274 т. нефти.
В ходе модернизации углы возвышения орудий главного калибра увеличили до 30 градусов, что увеличило дальность стрельбы до 22 800 м. Полностью заменили системы управления огнем. Решетчатые мачты-башни заменили треногими фок и грот-мачтами.
Демонтировали все орудия противоминной артиллерии расположенные в казематах, а их порты заделали. На палубе бака возвели надстройку, в которой разместили по пять 127-мм орудий с каждого борта. Орудия, расположенные на носовой и кормовой орудийной платформе демонтировали. Все 76-мм орудия были сняты и вместо них на палубе надстройки разместили восемь 127-мм зенитных орудий 25 калибра, по четыре на каждом борту. Они вели огонь 24-кг снарядами и скоростью стрельбы в пятнадцать – двадцать выстрелов в минуту. Максимальный угол возвышения составлял 85 градусов с максимальной дальностью стрельбы 13 300 м.
На испытаниях «Nevada» развил скорость в 20,22 уз., а «Oklahoma» - 19,68 уз. Нормальное водоизмещение составило 30 500 т., а полное – 33 901 т.
В 1940 – 1941 гг. модернизировали приборы управления огнем зенитных орудий. В июле 1941 г. на линкоре «Oklahoma» установили 4х4 28-мм зенитных автомата, разместив два по бокам носовой надстройки вместо 127-мм противоминных орудий и два на верхней палубе у основания грот-мачты.
Служба
2 мая 1916 г. линкор «Oklahoma» был полностью укомплектован и зачислен в состав флота. Вплоть до вступления 6 апреля 1917 г. Соединенных Штатов в Первую Мировую Войну линкор занимался боевой подготовкой, учебными маневрами и стрельбой. Несмотря на это, линейный флот США не сразу отправился за океан. Только после подписания 2 ноября 1917 г. соглашения Лэнсинга-Ишии в Европу отправилась 9-я линейная дивизия. В ее состав вошли только корабли работающие на угольном отоплении, так как для линкоров с нефтяным отоплением в Европе не хватило бы топлива.
В этот период линкор прошел свой первый крупный ремонт, в ходе которого установили две 76-мм универсальных орудия. В 1917 г. с корабля сняли девять 127-мм орудия, которыми позже вооружили транспорты.
Летом 1918 г. было принято решение перебросить в Европу 6-ю дивизию линейных кораблей, в состав которой входили линкоры «Nevada» и «Oklahoma». Задачей для вновь прибывших линкоров являлось противодействие тяжелым кораблям противника, если они попытаются прорваться в Атлантику. Там в это время шли нескончаемые вереницы конвоев с войсками и оружием из США. Каждый месяц летом 1918 г. океан пересекали с запада на восток в среднем 300 тысяч солдат. Изменить исход войны противник уже не мог, однако командование полагало, что атака конвоев германских линейных крейсеров с большими людскими потерями со стороны союзников может вдохновить противника на продолжение сопротивления.
В состав 6-й дивизии входил линкор «Utah», который являлся флагманом. 13 августа линкоры «Nevada» и «Oklahoma» покинули Хэмптон-Роуд и взяли курс к юго-западной оконечности Ирландии и направились в Берхэвен. Через десять дней в 275 милях к западу от Ирландии линкоры соединились с 6 эсминцами, после чего соединение устремилось к цели. Спустя 18 дней в гавань Берхэвена вошел линкор «Utah». Здесь соединение стало ждать сообщение о вероятном появлении германских линейных крейсеров, а получив его, раньше немцев найти и взять под защиту суда, попавшие в опасный район. Однако противник не пошел на прорыв.
В сентября единственным оперативным действием были трехдневные учения, проведенные вместе с четырьмя британскими эсминцами. В заливе Бэнтри линкоры «Utah» и «Oklahoma» тренировались в стрельбе.
Информация о возможном прорыве германских рейдеров на океанские коммуникации поступила только в октябре месяце. 10 октября был согласован план перехват и спустя четыре дня 6-я дивизия в сопровождении семи эсминцев вышли в море. В это время немецкие линейные крейсера уже должны были находиться в Атлантике. Вероятной целью немецких рейдеров могли стать два конвоя приближающиеся к берегам Франции. Из-за плохой погоды скорость хода соединения было ограничено 15 узлами. Следующим утром был установлен контакт с одним из конвоев и американские линкоры заняли позицию в 500-600 метрах от хвоста транспортов. В полдень конвой миновал опасный район и был оставлен на попечение эсминцам. 6-я дивизия линкоров отправилась разыскивать второй конвой. Вскоре к дивизии присоединились эсминцы из Куинстауна. Конвой был замечен с линкора «Utah», к тому времени даже теоретической опасности уже не существовало и соединение повернуло назад в Берхэвен.
11 ноября в 09:00 радиостанция на линкоре «Oklahoma» приняла сообщение о согласии противоборствующих сторон заключить перемирие. Команда линкора приветствовала победу, а вот местные жители относились к ней неоднозначно, из-за чего произошло несколько неприятных инцидентов. Так группа моряков в увольнительной подверглась атаке приверженцев партии «Шин Фейн» прямо в порту. Не ожидавшие атаки моряки были сброшены в холодную ноябрьскую воду. Никто не погиб, но некоторые моряки чуть было не утонули. В тот же день американцы взяли матч реванш в городском ресторане. К счастью и на этот раз, убитых не было, но драка закончилась полным разгромом ресторана. Когда командир линкора узнал о происшествии, он приказал своим морякам “пустить шляпу по кругу” и за собственный счет возместить ущерб нанесенный городу. Когда нужная сумма была собрана, командующий 6-й дивизии лично передал ее меру города.
26 ноября «Oklahoma» и «Utah» с эскортом из четырех американских эсминцев перешла в Порсмут. 30 ноября к ним присоединился линкор «Arizona». 4 декабря в Порсмут пришел линкор «Nevada», а на следующий день пришли пять линкоров 9-й дивизии. После сопровождения президента США в Брест, часть американских линкоров, включая «Oklahoma» и «Nevada», 14 декабря отправились домой и прибыли в Нью-Йорк к Рождеству.
Затем начались зимние учения в Карибском море. В середине 1919 г. международная обстановка была крайне напряженной. Япония держала свои войска в Китае и Сибири и не собиралась выводить их по доброй воле. Так же настораживало стремление Японии закрепиться на подмандатных территориях в Тихом океане. Для этого Императорский флот планировал пополнить свой состав мощными линкорами и крейсерами. Перед лицом США вставал новый опасный противник.
В конце второго срока, президент Вудро Вильсон санкционировал переброску основных сил флота на западное побережье с дислокацией на Гавайях. Летом 1919 г. «Oklahoma» отправилась на другую сторону Атлантики. Линкор прибыл в Брест, что бы по завершению мирной конференции сопроводить президента США из его второго турне в Европу.
В начале августа в залив Сан-Педро пришли линкоры «Nevada», «Oklahoma» и «Arizona». Корабли предприняли круиз вдоль побережья: Санта-Барбара, Сан-Франциско, Бремертон и Сиэтл. Основной базой продолжали оставаться Сан-Диего и расположенный неподалеку Лонг-Бич.
Вскоре линкор возвратился к базированию на восточном побережье, входя в состав 7-й дивизии линкоров. Зимой 1920-1921 гг. принимал участие в зимних маневрах в Карибском море у берегов Южной Америки. Планировалось совместное плавание с Тихоокеанским флотом.
4 января 1921 г. эскадра Атлантического флота в составе 7 линкоров, 18 эсминцев и кораблей обеспечения покинула бруклинскую верфь и вышла в океан. 9 января эскадра прибыла в Гуантанамо. Эскадра пробыла в Гуантанаме недолго и уже 17 января направилась в порт Колон на входе в Панамский канал. Спустя двое суток флоты встретились в порте Колон, а 22 января начался совместный круиз на юг. 31 января Атлантический флот прибыл в перуанский порт Кальяно и пробыл там, в течение недели. Корабли Тихоокеанского флота тем временем обвинялись на юг к Чили. Через неделю флоты опять соединились и пошли на север в Панаму, где экипажи кораблей провели многочисленные спортивные состязания. Затем флоты разошлись и занялись учениями.
Летом того же года линкоры «Nevada», «Oklahoma» и «Arizona» опять ходили в Кольято, что бы 28 июля принять участие в празднованиях в честь 100-летия независимости Перу. После чего соединение отправилось на север к родным берегам.
Линкоры «Nevada» и «Oklahoma» на долгое время перешли на западное побережье США. «Oklahoma» до 1927 г. служила в составе Тихоокеанского флота. Некоторая разрядка после Вашингтонской конференции быстро сменилась нарастающей конфронтацией с Японией. В 1925 г. Тихоокеанский флот США совершил плавание в Австралию и Новую Зеландию, сопоставимое по значимости с кругосветным плаванием “большого белого флота” в 1907-1909 гг.
К 1925 г. на Тихом океане было сосредоточено шестнадцать из восемнадцати линкоров США. Именно они должны были обеспечить победу над вероятным противником в генеральном сражении наподобие Ютландского. Причем сделать это следовало, двинувшись всем флотом на запад и навязав противнику решительный бой. Таким образом, обеспечивалась защита изолированных Филиппин и Гуама. Таким образом, для проверки стратегической оборонной концепции США был предпринят поход в Австралию и Новую Зеландию. Одновременно укреплялись военные и экономические связи с важными союзниками в Тихоокеанском бассейне.
15 апреля американская эскадра собралась у Сан-Франциско и взяла курс на запад. В поход отправилось 12 линкоров работающих на нефтяном отоплении, сопровождаемые легкими крейсерами и эсминцами. «Nevada» и «Oklahoma» входили в состав 3-й дивизии линкоров.
26 апреля эскадра пришла в Гавайи. Здесь планировалась сделать основательную остановку для последних приготовлений. Завершив учения, эскадра двинулась 1 июля к островам Самоа. По пути было разыграно сражение с вражеским флотом, кроме этого проводились и другие флотские учения. Огромное соединение двигалось в форме стрелы и занимало 20 квадратных миль. Впереди шли легкие крейсера и эсминцы, экономя топливо, шли со скоростью в 11 узлов.
10 июля эскадра достигла архипелага Самоа и бросила якорь у Паго-Паго. 21 июля на подходе к Австралии в точке, равноудаленной от Сиднея и Мельбурна, флот разделился на две части с примерно одинаковой численность экипажа. В Сидней прибыло 13 кораблей эскадры, в то время как Мельбурн посетило 43 судна. А так как Сидней и Мельбурн постоянно соревновались во всем, то жители Сиднея оказали холодный прием американцам.
А тем временем Мельбурн открыл свое сердце заокеанским гостям. В число счастливчиков попали экипажи линкоров «Nevada», «Oklahoma» и «Pennsylvania». Многие моряки потом вспоминали эти дни как лучшие в своей жизни.
Нельзя не отметить забавный эпизод во время официального обеде в здании парламента. Выставленные на столах флажки США имели клеймо “сделано в Японии”. Это вызвало много шуток и смеха.
6 августа флот начал переход к Новой Зеландии. Группа кораблей ,гостившая в Мельбурне взяла курс на Веллингтон. В то же время оставшаяся часть флота, находившаяся в Сиднее, пошла курсом на Окленд. Визит американского флота в целом прошел не плохо, но сухо и формально. Пребывание флота омрачил неприятный инцидент, произошедший в Крайстчерче. В этом городе местные радикалы спровоцировали американцев на драку, пытаясь понизить роль США в победе над германским блоком. В результате чего были арестованы несколько моряков. За 13 дней пребывания флота в Новой Зеландии был совершен 31 арест.
24 августа американский флот покинул Новую Зеландию и двинулся к Самоа, а затем через Гавайи пошел в Калифорнию. 5-ти месячный поход в 15 000 миль закончился. По возвращению из Новой Зеландии линкор «Oklahoma» еще полтора года базировался на западном побережье, совершая время от времени круизы в Атлантику для участия в учениях, проводившихся в Карибском море.
Так же линкор выполнял функции учебного корабля, на его борту проходили практику гардемарины. 27 мая 1927 г. корабль пришел в Аннаполис и принял на борт группу гардемаринов. Курс учебного похода проходил через Панамский канал к Сан-Педро и Сан-Франциско. На обратном пути посетили Гуантанамо и Гаити. 25 августа линкор вернулся в Аннаполис и уже в сентябре отправился на филадельфийскую военно-морскую верфь для двухлетней модернизации.
В августе 1929 г. обновленный линкор покинул Филадельфию и двинулся в Карибское море, где надлежало провести всесторонние испытания всех систем и механизмов. В июне 1930 г. «Oklahoma» вернулась на западное побережье и вошла в состав 1-й дивизии линкоров.
10 августа 1933 г. во время землетрясения в Калифорнии линкор находился в Лонг-Бич, накануне проводился объединенный смотр тихоокеанского и атлантического флотов. Спустя 10 минут после землетрясения 3000 моряков включая 107 с линкора «Oklahoma» вели спасательные работы. Силами корабельных служб в городе были развернуты госпитали, пункты питания и палаточные лагеря. Часть пострадавших нашли временный приют на борту кораблей.
С наступлением темноты началось мародерство, полиция не справлялась и патрулям флота, пришлось взять на 12 дней ответственность за общественный порядок.
30 декабря 1934 г. Япония объявила, что с 1 января 1936 г. считает себя свободной от всех обязательств, принятых в Вашингтоне и Лондоне. В этот же день главком флота сделал заявление о проведении на Тихом океане крупнейших в истории учений – “Fleet Problem XVI” . Они планировались на период с 29 апреля по 10 июня 1935 г. Район учений охватывал треугольник площадью 5 млн. квадратных миль между Алеутскими островами, Перл-Харбором и атоллом Мидуэй. Позже район учений был уменьшен, что бы успокоить японцев. Теперь корабли флота не должны были пересекать 180-й меридиан и подходить ближе, чем на 2000 миль к японским островам.
11 февраля 1935 г. линкоры «Oklahoma», «Nevada» и восемь других линкоров отбыли из Сан-Педро и направились в Сан-Франциско. По пути планировалось провести тактические учения. На следующий день корабли приняли сообщение об аварии дирижабля флота «Мэкон», потерпевшего крушение в районе Поинт Сар. Развив полный ход, линкоры через час прибыли на место крушения. Безрезультативные поиски заняли семь часов, после чего был продолжен учебный поход.
С 9 июля по 9 ноября 1935 г. линкор «Oklahoma» находился в Атлантике и участвовал в очередных учениях флота. Вернувшись на Тихий океан линкор, стал на плановый ремонт и модернизацию. После окончания ремонта линкор получил приказ вернуться в Атлантику. 9 апреля 1936 г. линкор отправился в Портсмут, куда прибыл 30 апреля. 20 мая линкор направился в Норфолк, а через три дня был в Аннаполисе. Здесь линкор присоединился к учебной эскадре военно-морской академии, включавшей так же «Wyoming» и «Arkansas». Здесь линкоры приняли на борт гардемаринов и 5 июня группа учебных кораблей, оставила за кормой Аннаполис и двинулся на восток.
Через две недели линкор «Oklahoma» пришел в английский порт Портсмут. Корабль пополнил запасы, а моряки и гардемарины смогли отдохнуть. 27 июня линкор продолжил свой учебный поход, теперь кораблю предстояло идти на Балтику. 3 июля линкор бросил якорь в Гетеборге. В этом порту корабль пробыл шесть дней. Американским морякам шведы оказали теплый прием. Дальше по плану следовал французский Шербур. «Oklahoma» двигалась Северным морем к Шотландии, а затем в обход Ирландии. 19 июля бросили якорь у Шербура. Отдохнуть морякам линкора не дали, этому помешала гражданская война в Испании. Накануне командир линкора получил приказ из Вашингтона идти к испанскому городу Сан-Себастьяно и 23 июля линкор оставил Шербур. На командира линкора были возложены обязанности командующего ВМС США в Северной Испании, ему предстояло обеспечить защиту американцев в охваченной войной стране.
«Oklahoma» шла полным ходом и 24 июля достигла Бильбао. Вскоре на борт прибыл американский консул с начальником порта. Следовало как можно скорее разыскать посла США в Испании, местонахождение которого было неизвестно. Следующим утром корабль принял на борт 16 американцев и 14 подданных других стран.
25 июля линкор совершил переход в Сантандер, где приняли на борт еще 10 человек, а утром следующего дня отправились во французский Байон. После выгрузки гражданских лиц, линкор вернулся в Бальбао. Линкор еще дважды доставлял беженцев в Байон, на борт принимали не только граждан США, но и немцев, французов, англичан и кубинцев. Гуманитарная миссия линкора длилась еще долго до 30 августа 1936 г., за 34 дня корабль вывез 189 человек. За это время он побывал в Сатандере, Виго, Кадисе, Малаге, Барселоне и других городах, общей численность в восемь. В Малаге команда линкора стала свидетелем страшной казни республиканских солдат. Когда линкор принимал на борт нескольких беженцев, команда линкора увидела францисканскую субмарину с прикованными к палубе пленными республиканскими солдатами. На глазах остолбеневших американцев субмарина погрузилась под воду.
31 августа линкор «Oklahoma» покинул Гибралтар и 11 сентября пришел в Портсмут. Затем линкор отправился к Панамскому перешейку. 26 октября 1936 г. корабль бросил якорь в Сан-Педро.
Почти четыре года линкор провел в разнообразных морских учениях и маневрах. В учебных сражениях отрабатывали версию воздушной атаки на Перл-Харбор или эскадру линейных кораблей в море, а так же нападение на Панамский канал разнообразными силами флота и авиации.
В марте 1938 г. флот США провел учения в районе Гавайских островов под названием “Fleet Problem XIX”, давшие очень настораживающие результаты. Авианосец «Saratoga» смог уклониться от сил, защищающих Перл-Харбор, и незамеченным выйти на ударную позицию с северо-запада от Оаху. Командование списало успех атакующей стороны на погодный фронт, который скрыл ее действия.
После обострения международной обстановки, флот получил усиленное снабжение. На «Oklahoma» и других линкорах были заменены учебные снаряды на бронебойные снаряды новой конструкции.
1 сентября в Старом Свете началась большая война. Англия и Франция сконцентрировала свои военно-морские силы в европейских водах. Их дальневосточные колонии негласно передоверялись защите флота США, иной силы сдержать агрессию Японии просто не существовало.
В начале 1940 г. было объявлено, что весной пройдут большие маневры “Fleet Problem XXI” в треугольнике Аляска-Гавайи-Панама с участием практически всех сил базировавшихся в Перл-Харборе, Сан-Диего и Сан-Педро. Планировалось задействовать 140 кораблей, 350 самолетов и более 45 тысяч человек. В том числе 11 линкоров, 3 авианосца, 20 крейсеров и 60 эсминцев. Эти учения проходили намного восточнее, чем “Fleet Problem XVI”, но шуму из Токио на этот раз было значительно больше. Японцы усматривали прямую угрозу.
Американское командование планировало провести маневры в течении шести недель и 9 мая корабли должны были вернуться на свои базы. Однако за два дня до этой даты, адмирал командовавший учениями, распорядился продлить их еще на две недели. В след за этим последовал приказ оставаться в море до особого распоряжения. В районе Гавайев было организовано воздушное наблюдение. Так же часть линейных сил, включая линкоры «Oklahoma» и «Nevada», в сопровождении нескольких крейсеров были отправлены на рейд Лахаина у острова Оаху. Все эти спонтанные действия объяснялись обстановкой в Европе.
В конце весны 1940 г. линкор отправился на верфь Пьюджет-Саунд для планового ремонта и модернизации. Утром 19 сентября линкор покинул верфь и вышел в море для плановых испытаний систем корабля. Во время выхода в море произошел неприятный инцидент, из-за низкого тумана линкор чуть не столкнулся с буксиром. С буксиром линкор успешно разминулся. Однако он тащил за собой баржу, груженную железнодорожными вагонами. «Oklahoma» столкнулась с буксирным тросом, баржа накренилась, и один состав упал в воду. По счастью никто не пострадал. Как позже выяснилось, железнодорожный состав был гружен лесом и вагон остался на плаву, позже его удалось спасти. После косметологического ремонта линкор отправился в Перл-Харбор.
13 февраля 1941 г. линкор «Oklahoma» снова вернулся на верфь в Пьюджет-Саунд , для модернизации зенитного вооружения корабля. После чего линкор вернулся на место дислокации в Перл-Харбор.
В мае тихоокеанский флот США был разделен на три оперативных соединения. Как минимум два оперативных соединения должны были находиться в море. Наличие американского соединения в Перл-Харборе не помешало Японцам захватить Индокитай. После захвата, США объявило о заморозке активов островной империи. Однако Америка этим не ограничилась и 1 августа 1941 г. наложило эмбарго на ввоз нефти и металлолома в Японию, что как принято считать стало поводом для начала Тихоокеанской войны.
Конфронтация между Японией и США накалилась до придела, флот ждал войны. Маневры и учения в 1941 г. практически не прекращались. В основном они проводились в районе Гавайев, атолла Мидуэй и острова Уэйк.
22 августа линкор отправился из Перл-Харбора в Сан-Педро. По пути корабль попал в сильный шторм, из-за которого несколько матросов были травмированы, а один канонир пропал без вести. Однако на этом несчастья линкора не закончились, 23 августа появилась вибрация, вскоре оба двигателя были остановлены. После осмотра винтов водолазами выяснилось, что повреждена внешняя арматура правого вала. Поврежденный линкор в сопровождении идущих впереди двух эсминцев двинулся на северо-восток. С кормы его прикрывал линкор «Nevada». 28 августа «Oklahoma» прибыла в залив Сан-Франциско, а на следующий день встала на ремонт в Хантерс-Поинт. После завершения ремонта корабль вернулся в Перл-Харбор. По пути следования было получено и расшифровано секретное сообщение, из которого следовало, что армейская разведка перехватило донесение, адресованное шпионской сети на Гавайях. От японских агентов требовали дать полную информацию о размещении кораблей в Перл-Харборе. Как ни парадоксально, но к командующему тихоокеанским флотом это сообщение не попало. Тот, кто должен был знать все, не знал ничего.
22 октября соединение TF2 вместе с 1-й дивизией линкоров, в состав которой входили «Oklahoma», «Nevada» и «Arizona» проводило маневры юго-западнее острова Оаху. Линкоры двигались кильватерным строем. Из-за плохой погоды видимость была низкая. В 17:42 руководитель маневров приказал принять строй пеленга слева от «Arizona». В 18:05 с «Oklahoma» заметили прожектор на расстоянии примерно в 4,5 км. В 18:17 флагманский линкор появился внезапно в 550 метрах по правой раковине и приближался на поперечном курсе. Сразу же были приняты меры, что бы избежать столкновения с флагманом, однако было уже поздно. «Oklahoma» протаранила флагмана 1-й дивизии в районе среза полубака. Благодаря принятым мерам столкновение было смягчено. Тем не менее, линкор «Arizona» получил пробоину с размерами 1,2 на 3,7 м. с затоплением ряда отсеков. Максимальный крен корабля успел достичь 10 градусов, прежде чем корабль спрямили контрзатоплением.
26 октября 1-я дивизия линкоров вернулась в Перл-Харбор. После анализа происшествия, комиссия не смогла выдвинуть претензии к командиру линкора «Oklahoma».Однако его повышение временно задержалось, а командование линкором принял другой офицер. Вечером 10 ноября линкор вышел в море для участия в морских маневрах в составе группы соединения TF2 вместе с авианосцем «Enterprise». Вскоре авианосец был признан потопленным и получил приказ вернуться на базу. На этот раз авианосец не заметил затемненный линкор. И каким то образом «Enterprise» вышел на курс сближения со стороны левой раковины. В последний момент авианосец отработал полный назад, но избежать контакта не удалось. Угол полетной палубы задел флагшток линкора, по счастью повреждения оказались ничтожными.
13 ноября 1941 г. корабль встал на ремонт в сухой док, из которого только что вышел линкор «Arizona». 29 ноября линкор оставил сухой док и вернулся в Перл-Харбор. На следующее утро «Oklahoma» вышла с Перл-Харбора и направился в район учений флота где встретился с линкорами «Nevada» и «Arizona». 1 декабря линкоры 1-й дивизии рассредоточились для индивидуальных учений. Ночью вахтенные офицеры заметили подводную лодку, это вызвало беспокойство, так как в этом районе американских субмарин быть не должно. На утро все свободные эсминцы вышли на поиск субмарины. Позже с линкора «Arizona» сообщили, что неопознанную субмарину видели еще раз.
4 декабря 1-я дивизия линкоров и корабли сопровождения направились в Перл-Харбор. Линкор «Oklahoma» первый раз за весь год встала на причальной позиции F-5, пришвартовавшись к борту «Maryland». Предполагалось, что линкор будет находиться в Перл-Харборе несколько дней, а на понедельник были назначены смотры материальной части. Командир стал готовить линкор с большим рвением и пренебрег указанием “Condition Z”. Палубные люки и двери между переборками были открыты, что должно было облегчить инспектирование начальством. Не стали исключением и верхние люки булей, которые на остальных линкорах оставались закрыты. Кроме этого затворы с пулеметов и универсальных орудий были сняты, а боеприпасы первых выстрелов отправлены на склад. В связи с эти артиллерийский офицер линкора «Oklahoma» высказал свои опасения командиру о потери кораблем боеготовности. Но командир не согласился с подчиненным и оставил свой приказ в силе.
Ночь с субботы на воскресенье прошла спокойно. Утро началось повседневно, на камбузах готовили завтрак. Как обычно утренняя побудка в выходные прошла на час позже. В 07:55 на линкоре готовились поднять флаг и исполнить национальный гимн. Оркестр уже собрался на корме. В этот момент небо наполнилось самолетами. Кто-то подумал, что это начальство устроило воскресные учения. Но первые бомбы разорвались на острове Форд, поразив ангар патрульных гидропланов. Даже после первых разрывов бомб многие не могли поверить в случившееся.
Авианосцев во время атаки Японцев в гавани не было и первоочередной целью для пилотов стали линкоры. В нападении на Перл-Харбор участвовало 183 японских самолета, из которых 40 были торпедоносцами. В 16 километрах они разделились на две группы. Первая группа из 16 машин должна была атаковать Жемчужную гавань с запада, а вторая из 24 машин направилась к Перл-Харбору с юго-востока.
В 07:57 вторая группа спикировала до высоты 40-50 метров и направилась к линкорному ряду. Первыми атаковали шесть машин с авианосца «Akagi»,из них часть машин направилась к «West Virginia», а остальные взяли курс на «Oklahoma». Самолеты летели на высоте 20 метров со скоростью 290-300 км/ч с интервалом между машинами 600 м. В результате нападения оба атакованных линкора получили по два попадания.
Следующими атаковали шесть торпедоносцев с этого же авианосца. Пилоты машин выбрали своими целями линкоры «Oklahoma», «West Virginia» и «California». Затем подключились еще пять машин с авианосца «Hiryu», их целями стали «Oklahoma» и «West Virginia».
В 08:01 прилетели еще 12 торпедоносцев с авианосца «Kaga». Половина машин выбрала своею целью линкор «Oklahoma». К этому времени значительно усилился зенитный огонь и четыре машины были сбиты до сброса торпеды.
Эти несколько минут решили судьбу линкора, корабль был полностью не готов к нападению. Как мы писали выше внешние люки и двери переборок были открыты, затворы орудий сняты, а боеприпасы первых выстрелов сданы на склад. Даже после взрывов, многие матросы думали, что это начальство организовало воскресные учения.
В 07:57 прозвучала команда, призвавшая к бою дивизионы противовоздушной обороны. Спустя мгновение сигнальщики увидели приближающиеся торпедоносцы с левого борта. С начальством они не смогли связаться и поэтому бросились на шлюпочную палубу с криками: “Огонь по самолетам!”. К их удивлению прислуга ближайшего универсального орудия мирно беседовала, командир отделения предположил, что ребята вчера перебрали. Самолеты – наши! В ответ ему, молча, указали на воду – серебристая черта торпедного следа уже тянулась к линкору. Через мгновение загремели колокола громкого боя – тревога, все по местам!
О восстановлении на линкоре состояния «Z» говорить не приходилось, было уже слишком поздно. Вплотную с линкором промчались торпедоносцы. Экипажи лишь частично заняли посты по боевому распорядку, когда прогремел первый взрыв. Попадание пришлось ниже поясной брони, на глубине 6 метров, между дымовой трубой и грот-мачтой. Взрыв разметал большую секцию буля, разрушил несколько отсеков следующего слоя противоторпедной защиты. Следующий подводный взрыв прогремел через шесть секунд после первого. Противоторпедная защита линкора выдержала и второй удар, но стал ощущаться крен на левый борт.
Тем временем экипаж корабля занимал свои посты, не забывая запирать люки и двери по предписанию «Z». Зенитчики разыскивали свои затворы, к этому времени смогли укомплектовать только 127-мм универсальные орудия №3 и №1. Правда, по врагу открыть огонь уже не могли из-за большого крена.
Примерно в 08:00 линкор «Oklahoma» получил третье попадание торпеды. Теперь торпеда угодила под нижнюю кромку броневого пояса, так как корабль успел приобрести ощутимый крен. Противоторпедная защита не выдержала. Все отсеки на уровне 2-й платформы оказались пробиты. Была разрушена переборка в кормовое котельное отделение. Снесло остатки буля, покорежило смежные топливные баки и пустые отсеки противоторпедной защиты. Продольная переборка в районе носовых котельных отделений была оторвана. Стремительно возрастал крен. Из-за чего натянулись как струна швартовы, связывающие «Oklahoma» с «Maryland». Когда офицеры линкора «Maryland» приказали рубить швартовы, прогремел четвертый подводный взрыв. Теперь торпеда угодила в броне пояс накренившегося линкора.
В этот момент командир линкора, видя безвыходность ситуации, отдал приказ покинуть корабль. Линкор уже имел крен, на левый борт, 30 градусов и продолжал увеличиваться. С момента первого попадания прошло около двух минут.
После небольшой паузы линкор настигла очередная торпеда. Крен стал расти быстрее. Вскоре линкор «Oklahoma» получил еще три попадания торпед. По мере нарастания крена удары смещались от нижней кромки броне пояса к верхней. Левый борт линкора был разрушен на длине примерно в 80 метров. От противоторпедной защиты ничего не осталось, внутренности корабля были вскрыты и растерзаны на большую глубину.
Крен быстро приблизился к 45 градусам. Его нарастание несколько замедлилось, линкор левым бортом уперся в дно, но все еще продолжал медленно опускаться, погружаясь в илистое дно. В этот момент девятая торпеда настигла линкор. Попадание пришлось в полубак на уровне верхней палубы. Диаметр пробоины составил 12 метров, вода полностью овладела кораблем. Линкор повалился на борт. Примерно в четверть девятого линкор замер, крен его составил 151,5 градуса. От первого торпедного попадания до гибели линкора прошло лишь восемь минут.
Несмотря на кромешный ад, царивший вокруг, в 09:15 начались спасательные работы. Вначале спасатели обладили очень скудными ресурсами: вельбот с погибшего линкора и моторный катер, имевший оборудование для спуска одного водолаза. Несмотря на это начался опрос экипажа и простукивание корпуса. При простукивании были получены отклики живых членов экипажа. После получения чертежей линкора начали резать днище корпуса автогеном, работа шла медленно.
В час ночи на помощь пришли две шлюпки с рабочими из мастерской. Благодаря подоспевшей помощи в семь часов утра были освобождены шесть первых моряков. В два часа дня было спасено еще пять человек укрывшихся в отделении погребов 127-мм универсальных орудий. Затем около четырех часов вечера удалось пробиться в помещение кормовых рулевых машин, откуда спасли еще восьмерых моряков. Последних двух человек спасли 9 декабря около половины третьего ночи. В 09:00 того же дня спасательные работы были прекращены в связи отсутствия признаков жизни. Всего в результате гибели линкора погибло 448 человек.
Стоимость подъема линкора с последующей постановкой его в сухой док составила 1,5 млн. долларов. Задача по спрямлению корпуса решалась с июля 1942 г. до середины 1943 г. Чтобы поднять линкор со дна с него откачали топливо, по возможности линкор максимально облегчили, пробоины по возможности постарались залатать. Было создано семь герметичных водонепроницаемых секций. После чего сжатым воздухом вытеснили 20 тысяч тонн воды. После чего используя лебедки, установленные на острове Форд и соединенные тросами с корпусом корабля, стали уменьшать крен затонувшего линкора. 16 июня 1943 г. крен составил 2 градуса 10 минут. Теперь можно было заняться развороченным левым бортом корабля. К 3 октября вдоль левого борта был построен внешний кофердам. Он представлял собой полую 4-футовую стену на всю высоту борта, охватывавшего пространство от барбетов башен главного калибра №1 и №4. К 15 октября откачали воду между корпусом и кофердамом. Извлекли и с почестями похоронили погибших. Позже удалили значительную часть 127-мм снарядовов.
24 декабря 1943 г. линкор всплыл на поверхность. 28 декабря линкор на буксире двинулся к доку, куда вошел в 07:45, после чего приступили к дальнейшим работам. 11 февраля линкор вывели из дока и поставили на якорь в Жемчужной гавани.
1 сентября 1944 г. линкор «Oklahoma» был исключен из состава флота США.
26 октября 1946 г. старый линкор был выставлен на аукционе и продан за 46 127 долларов. Утром 12 мая 1947 г. флотские буксиры вывели его из Перл-Харбора. Дальше путь лежал в залив Сан-Франциско и Окленд. В Сиэтле флотские буксиры передали его двум нанятым компанией морским буксирам.
Но бывшему линкору не суждено было стать булавками и бритвенными принадлежностями. Несмотря на тихую погоду, утром 16 мая у него обнаружился крен на левый борт, некогда развороченный торпедами. Причина утраты корпусом стабильности осталось не выясненной. В течение следующих четырех дней крен достиг 30 градусов. Приблизительно в 600 милях от Гонолулу буксиры получили приказ возвращаться и на полных оборотах повели бывший линкор обратно. Однако они не успели, однажды ночью он внезапно выпрямился и стал стремительно погружаться под воду. Около 06:00 он полностью затонул.