navyhistory

"Hyuga" - Линейный корабль Императорского флота Японии

«Hyuga» - линейный корабль японского императорского флота, класса «Ise». Назван в честь исторической провинции Hyuga в регионе Кюсю на юге острова Кюсю, который находиться в префектуре Миядзаки.

Проектирование

После утверждения постройки кораблей класса «Fuso» Морской технический департамент начал работы над модифицированным проектом. Изначально планировалось полностью повторить прототип, однако в ходе работ в чертежи  было внесено большое количество изменений. Главным отличием нового проекта, получившего индекс А-92, стало другое расположение башен главного калибра №3 и №4, а также иное расположение котельных отделений  в средней части корпуса.  Башню №3 переместили в сторону кормы, а все котельные отделения объединили и сдвинули в нос. Теперь башни расположенные в средней части корпуса располагались линейно возвышенно, что упростило управление огнем. Переход на 140-мм орудия противоминного калибра, позволило разместить двадцать таких орудий вместо шестнадцати 152-мм.  Постройка линкоров «Ise» и «Hyaga» была утверждена в ноябре 1912 г. Однако из-за вступления Японии в Первою Мировую Войну, строительство линкоров было свернуто. Несмотря на это, флот начал строительство линкоров за счет средств выделявшихся на текущие расходы. Официально строительство линкоров было утверждено в 1917 г.

Конструкция

Корпус линкора «Hyuga» почти полностью повторял своих предшественников. Основное отличие заключалось  в более коротком полубаке, что стало следствием перегруппировки орудий главного калибра. Схема бронирования линкора была изменена не значительно. Из-за возросшей длины корпуса увеличилось протяженность 305-мм части броневого пояса.

Единственное нововведение в плане горизонтальной защиты стало то, что главная броневая палуба получила 51-мм скосы, примыкавшие к нижней кромке броневого пояса. Зашита, башен главного калибра не изменилась, зато защита барбетов была существенно усилена.

Орудия главного калибра не отличались от установленных на «Kongo» и «Fuso». Согласно проекту, линкоры должны были оснащаться 76-мм орудиями 40 калибра, однако при постройке от них отказались. Количество торпедных аппаратов было увеличено с трех до шести.

Длина корабля между перпендикулярами составляла 195,07 м, а полная – 208,18 м, ширина составляла 28,65 м, а осадка 8,93 м. Водоизмещение в стандартной нагрузке составляла 31 260 т, а в полной – 36 500 т. Экипаж корабля состоял из 1198 офицеров и матросов. 

Двигатели

Энергетическая установка линкора «Hyuga» состояла из турбоагрегатов системы «Parsons» суммарной мощность 45 000 л.с., приводивших во вращение четыре гребных вала. Пар для турбин вырабатывали 24 паровых котла системы «Kampon» со смешанным отоплением. Благодаря увеличившейся мощности скорость корабля повысилась до 23,5 уз.

Как уже упоминалось, расположение котельных и машинных отделений было изменено и теперь оно больше напоминало схему, принятую на линейных крейсерах класса «Kongo». Однако между котельным и машинным отделением располагалось сразу две башни главного калибра.

Запас топлива составлял 4706 т. угля и 1411 т. нефти, что обеспечивало дальность плавания 9680 миль при 14 уз. скорости. 

Вооружение

Вооружение главного калибра состояло из двенадцати 356-мм орудий 45 калибра (Type 41) размещенных в шести двух-орудийных башнях, размещенных в диаметральной плоскости. В отличие от своего предшественника, все шесть башен главного калибра были линейно возвышены. Вертикальные углы возвышений орудий составляли от -5 до +20 градусов. Данные орудия вели огонь бронебойными снарядами со скоростью стрельбы полтора – два выстрела в минуту и дальность стрельбы 25 420 метров. Орудия могли заряжаться при углах наклона от -3 до +20 градусов.

К сожалению точно не известно, какими типами снарядов могли вести огонь линкоры на момент их постройки. Однако точно известно, что во время Второй Мировой Войны использовались 673,5 кг. бронебойные снаряды (Type 91). Максимальная дальность стрельбы при возвышении в 20 градусов составляла 25 000 м., а при возвышении в 43 градусов (после модернизации 1930 г.) – 35 480 м. Так же были доступны 625 кг. фугасные снаряды и специальные шрапнельные снаряды которые использовались против авиации.

Вооружение вспомогательного калибра состояло из двадцати 140-мм орудий 50 калибра (Type 3). Восемнадцать из них располагались по бортам в казематах, а остальные два на палубе бака в районе носовой дымовой трубы. Максимальные углы вертикальной наводки составляли 20 градусов с максимальной дальностью стрельбы 16 300 м. Скорострельность каждого орудия составляла десять выстрелов в минуту. Зенитное вооружение состояло из четырех 76-мм зенитных орудий 40 калибра (3rd Year Type 8-centimetre). Максимальные углы вертикальной наводки составляли 75 градусов, а скорострельность орудия составляла 13-20 выстрелов в минуту. Они вели огонь 6 кг. Снарядами с максимальной дальностью стрельбы 7 500 метров. Кроме этого корабли были вооружены шестью 533-мм торпедными аппаратами, по три на каждом борту.

Бронирование

Линейные корабли класса «Ise» имели полноценный броневой пояс вдоль ватерлинии с максимальной толщиной 305-мм высотой 3,8 м., который утоньшался до 102-мм. Он заканчивался траверсами с такой же толщиной у барбетов башен, главного калибра №1 и №6. В нос и корму от траверсов толщина снижалась сначала до 203-мм, а ближе к штевням – до 76-мм. Выше главного броневого пояса шел 203-мм пояс, который простирался от барбета башни №1 до барбета башни №6 и заканчивался 152-мм траверсами. Выше шло 152-мм бронирование казематов.

Главная броне палуба имела толщину 32-мм, а на скосах, примыкающих к нижней кромке броневого пояса, толщина составляла 51-мм. В нос и корму от 305-мм траверсов толщина броне палубы увеличивалась до 51-мм. Над рулевым отделением в корме ее толщина составляла 76-мм. Верхняя палуба в районе цитадели имела 35-мм бронирование, а палуба бака над казематом противоминной артиллерии имела 19-мм толщину.

Толщина лобовых плит башен главного калибра составляла 305 мм, боковых стен – 203 мм и крыши – 114 мм. Барбеты имели бронирование толщиной 305 мм. Толщина стен главной рубки составляла – 350 мм, а вспомогательной – 102 мм.

Модернизации

В 1921 г. были проведены работы по увеличению угла возвышения орудий главного калибра с 20 до 30 градусов. В 1927 г. на башне главного калибра №2 была установлена платформа для гидросамолета «Mitsubishi 1MF3», которая в 1928-1929 гг. была перемещена на башню №5. Так же корабли оснастили новыми гидросамолетами «Yokosuka  E1Y».

В 1930 – 1931 гг. на линкорах увеличили размеры носовой надстройки, разместив дополнительные платформы с приборами управления огнем. Башни главного калибра оснастили новыми дальномерами. Для отвода газов от надстройки, носовую трубу оснастили козырьком.

В 1933 г. на кораблях установили катапульту для запуска гидросамолетов. Корабли теперь могли нести три гидросамолета «Nakajima  E4N2», но ангары для них не были предусмотрены.

С ноября 1934 г. по сентябрь 1936 г. линкор «Hyuga» проходил кардинальную реконструкцию в Куре. В процессе модернизации корпус удлинили на 7,6 м. Установили були противоторпедной защиты. Из-за чего пришлось снять все торпедные аппараты, а ширина корпуса выросла до 31,6 м.

Бронирование главной палубы над ЭУ и погребами было усилено, толщина достигала в плоской части 98-мм, а горизонтальный участок палубы расширили до верхней кромки главного броневого пояса. Толщина на новом участке составляла 57-мм. Толщину верхней палубы в пределах цитадели повысили до 51-мм. Основание дымовой трубы защищалось 229-мм броней.

Энергетическую установку полностью переделали. Старые турбоагрегаты были заменены четырьмя новыми системы «Kampon» суммарной мощностью 80 000 л.с. Пар для турбин теперь вырабатывали восемь паровых котлов системы «Kampon», работающих на нефти. Благодаря тому, что новая ЭУ была легче и занимала меньше места, носовую дымовую трубу убрали. Хранилище топлива расширили, что позволило хранить 5 197 т. нефти, а дальность плавания составила 9 060 миль при скорости хода 16 узлов. На испытаниях корабль развил скорость в 24,5 уз.

Угол возвышения орудий главного калибра увеличили до 43 градусов. Количество 140-мм орудий противоминной артиллерии сократили до 16, сняли первую пару орудий с казематов и оба на палубе бака.76-мм зенитные орудия заменили на восемь 127-мм зенитных орудия 40 калибра (Type 89). Они располагались в четырех двух-орудийных установках по бокам от носовой надстройки. При стрельбе по наземным целям их дальность стрельбы составляла 14 700 метров, а при ведении огня по воздушным целям их предельная высота составляла 9 440 м., при максимальном угле возвышения 90 градусов. Максимальная скорость стрельбы данных орудий составляла четырнадцать выстрелов в минуту, но реально они вели огонь со скорострельность восемь выстрелов в минуту. Их дополняли две 40-мм двух-орудийных зенитных установки 40 калибра производства «Vickers» (QF 2-pounder naval gun). Эти зенитные орудия имели максимальный угол возвышения 80 градусов и скорость стрельбы двести выстрелов в минуту.  Кроме этого на корабли установили двадцать 25-мм автоматов (Hotchkiss 25 mm Type 96), установленных в десяти двух-орудийных установках.  После модернизации стандартное водоизмещение составляло 36 000 т., несмотря на это благодаря более мощной ЭУ и увеличенной длине корпуса позволили повысить скорость до 25,3 уз.

Во время ремонта в мае 1942 г.  проходившего в Куре, с линкора «Hyuga» демонтировали поврежденную взрывом башню главного калибра №5 и усилили зенитное вооружение. Были добавлены четыре трехспаренных установки с 25-мм автоматами. Так же установили новую радиолокационную станцию, но она оказалась неудачной, и ее сняли.

После гибели четырех авианосцев в ходе сражения у атолла Мидуэй, был подготовлен проект переоборудования линкоров класса «Ise» в авианосцы,  способные нести по 54 самолета каждый. Однако из-за больших затрат и долгих сроков реализации проекта, было принято решение переоборудовать в немевшие аналогов ни в одном флоте мира линкоры-авианосцы. Кормовые орудия главного калибра при этом демонтировались, а вместо них располагалась  небольшая взлетная площадка в корме и сохранялась большая  часть орудий главного калибра.  Работы по переоборудованию «Hyuga» прошли с мая по ноябрь  1943 г. в Сасебо.

Первоначально на роль палубного самолета, предназначался колесный пикирующий бомбардировщик  D4Y3 «Suisei».  При этом слишком короткая взлетная площадка в корме не позволяла садиться самолетам, запущенные с линкоров-авианосцев самолеты должны были приземляться или на авианосцы или на наземные аэродромы. Из-за нехватки D4Y3 «Suisei» корабли были переориентированы на несение такого же числа пикирующих бомбардировщиков E-16A1 «Zuiun».

 Авиагруппы линкора состояли из четырнадцати D4Y2 и восьми E-16A1.

Как мы уже упоминали, орудия главного калибра №5 и №6 были сняты и все пространство, было отведено под ангар.  Поверх ангара располагалась 60-м. палуба для базирования и обслуживания техники. Для подъема авиатехники служил Т-образный лифт, с грузоподъемность 6 т. Для запуска самолетов служили две 25-м. катапульты.

Перемещение самолетов по палубе от подъемника к катапультам, осуществлялось тележками по проложенным рельсовым путям.

Кроме всего выше перечисленного были сняты все 140-мм орудия, вместо них добавили восемь 127-мм зенитных орудия 40 калибра, так же установленные в двух-орудийных установках. Спаренные 25-мм автоматы заменили строенными и общее их число, возросло до 57. Запас топлива сократился до  4 249 т.,  а длина увеличилась до 219,6 м. Стандартное водоизмещение теперь составляло 35 350 т, а полное 38 676 т. Несмотря на это, скорость кораблей осталась на уровне 25,3 уз.

На «Hyuga» вначале 1944 г. дополнительно установили одиннадцать 25-мм автоматов на взлетной палубе. В мае установили еще двадцать четыре 25-мм автоматов смонтированных в трех-орудийных установках.

В начале ноября 1944 г. с линкоров «Ise» и «Hyuga»  были сняты катапульты для увеличения углов обстрела башен главного калибра №3 и №4.

Служба

После ввода в строй, линкор «Hyuga» был зачислен в 1-й дивизион линкоров 1-го флота. В 1919 г. на линкоре произошел  взрыв в одной из башен главного калибра, в результате чего погибло одиннадцать человек и еще двадцать пять получили ранения. Перед началом войны на Тихом океане, линкор находился у берегов Советского Союза, Кореи и Китая, а так же проводил учения в Японских водах. В 1923 г. участвовал в перевозке припасов пострадавшим от великого землетрясения в Канто.  В 1926 г. линкор принимал участие в учениях совместно с другими линейными кораблями, в процессе учебной артиллерийской стрельбы «Ise» потопил эсминец «Yayoi». Все остальное время в промежутке с 1920 г. по 1930 г. занимался патрулированием у берегов Китая.  Во время Второй Китайско-Японской войны, линкоры «Ise» и «Hyuga» были привлечены для обеспечения блокады у берегов Китая, наложенной Японией. В августе 1937 г. линкор доставил два батальона Специальных Военно-морских сил в Порт-Артур.  15 ноября 1940 г. линкор был переведен в состав 2-й дивизии линкоров 1-го флота. В состав 2-й дивизии так же входили линкоры: «Ise», «Fuso» и «Yamashiro».

Когда Япония начала Тихоокеанскую Войну, нападением на Перл-Харбор, «Hyuga» в составе 2-й дивизии, усиленной линкорами «Mutsu», «Nagato» и легким авианосцем «Hōshō» находился на островах Бонин. 2-й дивизии была поставлена задача, по оказанию дистанционной поддержи 1-му Воздушному Флоту. Через шесть дней соединение вернулось в Хаширодзиму. 11 марта линкор «Hyuga» вместе с «Ise» покинули рейд Хаширодзимы, что бы присоединиться к поиску американского соединения нанесшего авиаудар по островам Маркус. Американское соединение так и не было найдено, поэтому линкоры вернулись в Хаширодзиму. Позже 18 апреля «Hyuga» в составе дивизии преследовал американское соединение авианосцев, нанесшее удар по Японии, но догнать не смогли. Эта атака в истории известна как рейд «Дулиттла».  5 мая 1942 г. во время артиллерийской стрельбы в районе Ивонада, в левом орудии башни главного калибра №5 произошёл затяжной выстрел. В результате чего возник пожар, что вынудило затопить погреба кормовых башен во избежание детонации боекомплекта. Из-за взрыва погиб 51 человек, а башню №5 демонтировали в Куре и больше никогда не устанавливали назад. Вместо башни установили круглую бронеплиту, на которую установили строенные 25-мм зенитные установки.

Во время осуществления японским флотом плана Операции МI, «Hyugo» в составе 2-й дивизии линкоров, в сопровождении двух крейсеров, двадцати эсминцев и двух танкеров должны были обеспечить поддержку, силам Алеутской группы. 14 июня соединение вернулось в Хаcирадзиму.

Как мы уже писали выше, в ходе сражения за острова Мидуэй японский флот потерял четыре авианосца и стараясь восполнить потери было принято решение переоборудовать линкоры класса «Ise» в линкоры-авианосцы. 14 июля оба корабля были преданы Объединенному флоту для переоборудования и модернизации. Ремонт был закончен 18 октября 1943 г. 30 ноября включен в состав 2-й дивизии линкоров, но 1 мая 1944 г. переведен в состав 4-й дивизии авианосцев 3-го флота. В конце июня осуществлял испытательные полеты гидросамолетов E-16A1.

5 октября 1944 г. линкоры-авианосцы «Ise» и «Hyuga» были зачислены в состав Мобильного соединения Объединенного флота.  20 октября «Hyuga» вышел из Йосимы в составе Северного соединения, которое должно было развертываться по планам операции «Сего». 

25 октября участвовал в сражении у мыса Энганьо, находился в ордере противовоздушной обороны с авианосцами «Chitose» и «Chiyoda», а так же легкий крейсер «Tama». В ходе сражения получил повреждения от близких разрывов авиабомб. Пытался буксировать потерявший ход авианосец «Chiyoda», а 25 октября прибыл в Куре.

В начале ноября прошел ремонт, в ходе которого с корабля сняли катапульты. 11 ноября вместе с «Ise» приняли на борт пехотные подразделения и боеприпасы, после чего отправились в Манилу. В конце ноября находился в Лингга, с середины декабря – в бухте Камрань, в январе 1945 г. – снова в Лингга. 10 февраля вышел из Сингапура в составе соединения с грузом топлива, каучука, олова и цинка. Соединение включало линкоры-авианосцы «Ise», «Hyuga» и крейсер «Ōyodo». 19 февраля прибыл в Японию, избежав атак американских подводных лодок.

19 марта в результате авианалета на Куре, получил прямое попадание 454-кг бомбы с истребителя-бомбардировщика, запущенных с авианосца «Wasp» в среднюю часть и несколько близких разрывов.  В результате взрыва погибло 40 человек. В июне передан в подчинение береговой обороны.

24 июля 1945 г. в результате нападения авиации с американского соединения TF.38 на Куре, «Hyuga» получил десять прямых попаданий бомб с истребителей-бомбардировщиков «Хэллдайвер», запущенных с авианосца «Ticonderoga», вызвавших сильные повреждения корпуса и надстроек. К концу дня линкор-авианосец оставлен командой и затонул на мелководье.

20 ноября 1945 г. «Hyuga» исключен из списков флота, а в 1946 – 1947 гг. поднят и разобран на металл в Куре.

Фотографии

Об авторе

Овчинников Александр

Я занимаюсь web-разработкой уже более трех лет, на изучение web-программирования меня вдохновила книга «Хакеры», которая входит в состав литературного сериала «Этногенез». И так как мой отец уже более 25 лет нтересуется историей военно-морского флота стран мира и создает силуэты кораблей в высоком разрешении, мною был разработан данный проект и написаны к нему статьи.