navyhistory

"Fuso" - Линейный корабль Императорского флота Японии

«Fuso» - линейный корабль (линкор) японского императорского флота. Головной корабль одноименного класса кораблей. Корабль был назван в честь старинного названия Японии. Корабли данного класса были первыми построенными в Японии без привлечения иностранной технической помощи.

Проектирование

В основе класса кораблей «Fuso» лежит проект А-64, который был разработан на основе чертежей линейного крейсера «Kongo», полученных из Англии. Данный проект предусматривал понижение скорости корабля до 22,5 узлов, а мощности ЭУ более чем на треть, что позволило разместить две дополнительные башни главного калибра в средней части корабля и существенно усилить бронирование. Всего было построено два линкора данного класса: «Fuso» и «Yamashiro»

Конструкция

Корпус кораблей данного класса конструктивно не сильно отличался от корпуса кораблей класса «Kongo». Основное отличие заключалось в том, что они были короче и шире, для компенсации возросшего веса вооружения и бронирования.  Схема бронирования, повторяла схему бронирования дредноутов класса «Kawachi».

 Башня №4, как и на «Kongo», размещалась между кормовой котельной группой и машинным отделением, однако она была смещена ближе к миделю, чем на прототипе. Бронирование башен орудий главного калибра, по сравнению с прототипом существенно усилили.

Длина корабля между перпендикулярами составляла 192,1 м, а полная – 205,13 м, ширина составляла 28,7 м, а осадка 8,7 м. Водоизмещение в стандартной нагрузке составляла 29 326 т, а в полной – 35 900 т. Экипаж корабля состоял из 1198 офицеров и матросов. 

Двигатели

ЭУ состояла из турбоагрегатов «Brown-Curtis» суммарной мощность 40 000 л.с., приводивших во вращение четыре гребных вала. Пар вырабатывали 24 паровых котла «Miyahara» со смешанным отопление. Расположение котельных и машинных отделений изменилось. Между первой и второй котельными группами появился отсек с погребами башни №3. Машинные отделения находились между башнями №4 и №5.

Запас топлива составлял 5 020 т. угля и  1 025 т нефти, что обеспечивало дальность в плавания 8 000 миль при скорости хода 14 узлов. При проектировании ожидалось, что корабль сможет развить скорость в 22,5 узла, однако на испытаниях «Fuso» развил скорость в 23 узла при мощности – 47 730 л.с.

Вооружение

Вооружение главного калибра состояло из двенадцати 356-мм орудий 45 калибра размещенных в шести двух-орудийных башнях, размещенных в диаметральной плоскости. По две линейно возвышенных башни в носу и корме, и две башни в средней части корпуса. Орудия имели вертикальные углы наклона от -5 до 30 градусов. Данные орудия вели огонь бронебойными снарядами со скоростью стрельбы выстрел в минуту и дальность стрельбы 25 420 метров. 

Вооружение вспомогательного калибра состояло из шестнадцати 152-мм орудий 50 калибра и размещалась в казематах. Угол возвышения орудий составлял 15 градусов, а максимальная дальность стрельбы – 21 000 метров. Их скорострельность составляла шесть выстрелов в минуту. Дальность стрельбы составляла 7 200 метров. Так же корабли были вооружены шестью 533-мм торпедными аппаратами, по три на каждом борту.

Бронирование

От барбета башни №1 до башни №6 простирался  305-мм главный броне пояс, который по нижней кромке утоньшался до 102-мм, с высотой 3,8 м. В оконечностях он завершался траверсами с такой же толщиной. В нос и корму от траверсов толщина уменьшалась до 203-мм, а ближе к штевням – до 102-мм. Поверх главного от башни №1 до башни №6 шел 203-мм броне пояс, поднимающийся до верхней палубы. Он так же заканчивался 127-мм траверсами. Защиту казематов обеспечивал 152-мм броне пояс.

Корабли имели одну главную 35-мм броне палубу, остальные палубы имели лишь частичное бронирование. Главная броне палуба примыкала к верхней кромке главного броне пояса. В нос и корму от траверсов главного броне пояса, толщина увеличивалась до 51-мм, а над кормовым отделением рулевой машины – до 76 -мм. Верхняя палуба в районе цитадели имела 35-мм бронирование. Палуба бака над казематом противоминной артиллерии имела 19 мм бронирование.

Толщина лобовых плит башен главного калибра составляла 305-мм, боковых стен – 203-мм и крыши – 114-мм. Барбеты имели бронирование толщиной 203- мм. Толщина стен главной рубки составляла – 350-мм, а вспомогательной – 152-мм.

Модернизации

1 декабря 1918 г. после окончания Первой Мировой Войны «Fuso» оснастили зенитным вооружением, которое состояло из  пять 76-мм орудий 40 калибра. Угол возвышения составлял 75 градусов, они вели огонь 5,99 килограммовыми снарядами со скорострельностью от тринадцати до двадцати выстрелов в минуту.

С 1923 по 1924 гг. линкоры проходили первую модернизацию. Размеры носовой надстройки были увеличены,  в результате она стала напоминать пагоду. Башни главного калибра оснастили новыми дальномерами.  Так же в это время временно установили платформу для гидросамолетов на башне главного калибра №2.

Из-за увеличившихся размеров носовой надстройки, она стала окутываться дымом, поэтому для отвода газов носовую трубу оборудовали высоким козырьком в начале 1925 г.

В период с 1926 г по 1927 г линкор прошел небольшую модернизацию, в ходе которой были демонтированы противоторпедные сети, установленные по бортам корпуса, и добавлена командная платформа в носовую надстройку.

С 12 апреля 1930 г. по 12 мая 1933 г. «Fuso» прошел вторую модернизацию.  Она проходила в два этапа.

ЭУ установка была заменена на более мощную. Она состояла из четырех турбозубчатых агрегатов и шести паровых котлов «Kampon» с суммарной мощность 75 000 л.с. Новая ЭУ была на 2000 т легче и занимала меньше места, что позволило отказаться от первой дымовой трубы. Выигрыш в весе позволил усилить палубную броню, толщина которой теперь составляла 97 мм. Запас топлива составлял 5 200 т нефти, а дальность плавания 11 800 миль при 16 узлах.

Торпедная защита была усилена за счет установки новой противоторпедной переборки толщиной 37 – 63 мм и установки, бортовых булей, правда из-за этого пришлось демонтировать все подводные торпедные аппараты.

Угол возвышения орудий главного калибра увеличили до 40 градусов, а скорость стрельбы – до 1,5 выстрела в минуту. Все 76-мм орудия были заменены четырьмя спаренными 127-мм установками 40 калибра, которые могли вести огонь на дистанции до 14 700 метров с вертикальными углами наклона 90 градусов и максимальной скорострельностью в 14 выстрелов в минуту. Однако в среднем они вели огонь со скорость шесть выстрелов в минуту. Так же установили несколько 13,2 мм пулемета. Максимальная дальность стрельбы составляла 6 500 метров, однако эффективная дальность стрельбы по авиации составляла 1000 метров.  На крыше башни №3 была установлена катапульта для запуска гидросамолетов.

С 16 сентября 1934 по март 1935 линкор прошел следующий этап модернизации, длина корпуса в кормовой оконечности была удлинена на 7,6 метра. Так же вместо шести метровых дальномеров были установлены новые восьми метровые дальномеры. На испытаниях линкор развил скорость в 24,8 узла при мощности 76 889 л.с.

С 26 февраля 1937 г по 31 марта 1938 г линкор проходил модернизацию, в ходе которых были установлены новые десяти метровые дальномеры на верхней части носовой надстройки. Так же установили новые директоры с обеих сторон дымовой трубы. Все 13,2-мм пулеметы были заменены на 25-мм автоматы. Противоминные 150-мм орудия №1 и №2 были демонтированы.  

Максимальный угол возвышения 25-мм автоматов составлял 80 градусов. При этом максимальная дальность стрельбы по наземным целям составляла 7 500 м при угле возвышения 50 градусов. Потолок стрельбы по воздушным целям – 3 500 м. Скорострельность данных автоматов варьировалась от 220 до 260 выстрелов в минуту, при этом эффективная скорострельность составляла 110 – 120 выстрелов в минуту.

С 19 декабря по апрель 1941 г на линкоре «Fuso» установили новую 19,5 м катапульту для запуска гидросамолетов, при этом ее расположение перенесли в корму. Была добавлена система аварийного управления повреждениями.

В феврале 1942 на кораблях заменили лейнеры орудий главного калибра и установили размагничивающее устройство.

В июле 1943 на корабли установили РЛС типа 21, количество 25-мм автоматов увеличили  до 37, десять из них были двух-спаренные.

В августе 1944 на линкоре усилено зенитное вооружение. Были установлены РЛС типов 13 и 22. Количество 25-мм автоматов увеличили до 73. Восемь, из которых были трех-спаренные, шестнадцать двух-спаренные и семнадцать одиночные. Так же были установлены десять 13,2-мм пулеметов. 

Служба

В Первой Мировой Войне «Fuso» участия не принимали. Входили в состав 1 эскадры 1 флота. В 1920-е большую часть службы провел в китайских водах.

С 9 по 22 сентября 1923 года «Fuso» участвовал в спасении жертв великого землетрясения в Канто. С 1 июля 1924 года по 1 ноября кораблём командовал капитан Мицумаса Ёнай, будущий премьер-министр Японии. В 1925 г, а также с 1933 по 1934 гг. на линкоре «Fuso» служил брат императора Хирохито, лейтенант принц Такамацу.

С сентября 1941 г линкор находился в составе 2-й дивизии линкоров 1-го флота. В то время 2-а дивизия состояла из линкоров класса «Fuso» и двух линкоров класса «Ise». Когда началась Вторая Мировая Война для Японии 8 декабря 1941 г., 2-й дивизион, усиленный линкорами «Nagato» и «Mutsu» и авианосцем «Hōshō», был переброшен с Хасиродзимы на Бонинские острова для дистанционной поддержки 1-му Воздушному Флоту атаковавшему  Перл-Харбор. Через шесть дней 2-ая дивизия вместе с «Fuso»  вернулась в Хасиродзиму. 21 февраля 1942 г. линкор вернулся в Куре для замены орудийных стволов; ремонт продлился до 25 февраля.

18 апреля 1942 г. линкор в составе 2-й дивизии линейных кораблей принимал участие в перехвате американского соединения, нанесшего удар по Японии, так называемый рейд "Дуллитла". Однако перехват не удался. 5 мая сопровождал линкор «Hyuga», который был поврежден в результате взрыва башни.

28 мая 1942 г.  «Fuso»  в составе 2-й дивизии линейных кораблей отплыл вместе с  Алеутской Группой Поддержки в то время как большая часть Императорского Флота начала атаку на острова Мидуэй, так же известна как Операция МИ. Дивизия состояла из четырех линкоров, включая «Fuso», в сопровождении двух легких крейсеров, двенадцати эсминцев и двух танкеров. В официальных документах дивизия не числилась как часть Операции Мидуэй, так же известной как Операция АЛ; они должны были обеспечить поддержку силам Алеутской группы при необходимости.

Стараясь восполнить потери авианосцев после Битвы Мидуэй, военно-морской флот разработал план по переоборудованию двух линкоров класса «Fuso» в линкоры-авианосцы, но вместо них были выбраны два линкора класса «Ise».   

С 15 ноября 1942 по 15 января 1943 был учебным кораблем военно-морской академии в Этадзиме. 8 июня поднял из воды 353 членов экипажа линкора «Mutsu», погибшего от внутреннего взрыва на рейде Хасиродзимы. С 16 по 23 августа доставил пехотные части и грузы на Трук. С 17 по 26 октября участвовал в перехвате американского соединения, которое планировало налет на атолл Уэйк. До 1944 находился на базе в Труке, а 1 февраля участвовал в эвакуации базы.

В феврале – апреле 1944 «Fuso» базировался в Лингга и Сингапуре, входил в состав 1-го Мобильного флота. В мае перешел в Тави-Тави, позже в Давао. Сопровождал конвои в Биак. В начале июня линкор должен был принять участие в прикрытии переброски подкрепления в район Биак, однако из-за усиления активности американцев на Марианнах вместе с 5 ДКР вернулся на Филиппины. В сражении у Марианских островов не участвовал. 1 июля ушел на о. Таракан для пополнения запасов топлива, а 8 июля ушел в Куре для ремонта.

10 сентября 1944 в составе дивизии линейных кораблей был передан в состав 2-го флота. 22 октября «Fuso» вышел из Брунея в составе Южного соединения вместе с «Yamashiro», тяжелым крейсером «Mogami» и четырех эсминцев. Соединение направлялось на восток в море Сулу, а затем на северо-восток в море Минданао, намереваясь присоединиться к силам вице-адмирала Такэо Куриты в заливе Лейте. Корабли прошли к западу от острова Минданао в пролив Суригао, где встретили крупное американское соединение. Сражение в проливе Суригао стало важнейшим событием в битве в заливе Лейте.

24 октября в 9:08 «Fuso», «Yamashiro» и тяжелый крейсер «Mogami» заметили группу из 27 самолетов, среди которых были торпедоносцы TBF Avenger и пикирующие бомбардировщики SB2C Helldiver в сопровождении палубных истребителей F6F Hellcat. Самолеты вылетели с американских авианосцев «Enterprise» и «Franklin».

454 кг. бомба с одного из самолетов, попавшая в «Fuso», уничтожила катапульту и оба гидросамолета, а так же воспламенилась цистерна с топливом для гидросамолетов. Другая бомба попала в корабль около башни № 2 и пробила палубу, погибло много матросов на постах вспомогательной артиллерии.

В 22:52 соединение открыло огонь по американским эсминцам, в результате обстрела два эсминца получили повреждения, и заставив их отступить до того как они смогли запустить торпеды. После отступления эсминцы продолжали поддерживать визуальный контакт с японским соединением.

Ранним утром следующего дня в 1:05 «Fuso» открыл огонь по левому борту и попал в крейсер «Mogami». «Дружественным огнем» с линкора были убиты трое моряков в лазарете «Mogami».

В 3:00 начались новые атаки американских эсминцев, они выпустили 27 торпед и в 2:07 одна или две торпеды с эсминца «Melvin»  ударили в правый борт «Fuso» в районе дымовой трубы. Корабль стал крениться на правый борт, замедлил ход и выпал из строя. Скорость корабля упала с 17 до 10 узлов. Возникший пожар, который не удалось взять под контроль, привел к взрыву погребов боезапаса башни №4.

Японские и Американские очевидцы позже утверждали, что «Fuso» разломился пополам, и что обе половины оставались на плаву и горели в течение часа. Но свидетели могли видеть только огонь на воде, а не какие-либо фрагменты корабля.

До 2009 считалось, согласно версии Историка Джона Толанда опубликованной в 1970, что  корпус линкора разломился на две части. Дрейфовавшая в проливе носовая часть корабля в 05:30 стала целью 203 мм снарядов американского тяжелого крейсера «Louisville» и в 05:40 затонула. Кормовая секция дрейфовала до 6:40 и затонула к юго-востоку от носовой части.

После исследований историка Энтони Талли, опубликованным в 2009 году и основанным на записях судового журнала корабля «Хатчинс», где описывается потопление «Fuso» — «огромный взрыв в 03:38 поднялся над кораблем, так что казалось, он переломился пополам…». Стало доподлинно известно, что линкор был торпедирован и в результате интенсивного затопления перевернулся и затонул в течение сорока минут. «Fuso» ушел на дно между 3:38 и 3:50, из его экипажа выжили лишь несколько десятков человек. Есть свидетельство, что некоторые из них были спасены эсминцем «Asagumo», который сам затонул через некоторое время. Десять членов экипажа линкора смогли вернуться в Японию.

31 августа 1945 года «Fuso» был исключён из списков флота.

Фотографии

Об авторе

Овчинников Александр

Я занимаюсь web-разработкой уже более трех лет, на изучение web-программирования меня вдохновила книга «Хакеры», которая входит в состав литературного сериала «Этногенез». И так как мой отец уже более 25 лет нтересуется историей военно-морского флота стран мира и создает силуэты кораблей в высоком разрешении, мною был разработан данный проект и написаны к нему статьи.