«Fuso» - линейный корабль (линкор) японского императорского флота. Головной корабль одноименного класса кораблей. Корабль был назван в честь старинного названия Японии. Корабли данного класса были первыми построенными в Японии без привлечения иностранной технической помощи.
Проектирование
В основе класса кораблей «Fuso» лежит проект А-64, который был разработан на основе чертежей линейного крейсера «Kongo», полученных из Англии. Данный проект предусматривал понижение скорости корабля до 22,5 узлов, а мощности ЭУ более чем на треть, что позволило разместить две дополнительные башни главного калибра в средней части корабля и существенно усилить бронирование. Всего было построено два линкора данного класса: «Fuso» и «Yamashiro».
Конструкция
Двигатели
ЭУ состояла из турбоагрегатов «Brown-Curtis» суммарной мощность 40 000 л.с., приводивших во вращение четыре гребных вала. Пар вырабатывали 24 паровых котла «Miyahara» со смешанным отопление. Расположение котельных и машинных отделений изменилось. Между первой и второй котельными группами появился отсек с погребами башни №3. Машинные отделения находились между башнями №4 и №5.
Запас топлива составлял 5 020 т. угля и 1 025 т нефти, что обеспечивало дальность в плавания 8 000 миль при скорости хода 14 узлов. При проектировании ожидалось, что корабль сможет развить скорость в 22,5 узла, однако на испытаниях «Fuso» развил скорость в 23 узла при мощности – 47 730 л.с.
Вооружение
Бронирование
От барбета башни №1 до башни №6 простирался 305-мм главный броне пояс, который по нижней кромке утоньшался до 102-мм, с высотой 3,8 м. В оконечностях он завершался траверсами с такой же толщиной. В нос и корму от траверсов толщина уменьшалась до 203-мм, а ближе к штевням – до 102-мм. Поверх главного от башни №1 до башни №6 шел 203-мм броне пояс, поднимающийся до верхней палубы. Он так же заканчивался 127-мм траверсами. Защиту казематов обеспечивал 152-мм броне пояс.
Корабли имели одну главную 35-мм броне палубу, остальные палубы имели лишь частичное бронирование. Главная броне палуба примыкала к верхней кромке главного броне пояса. В нос и корму от траверсов главного броне пояса, толщина увеличивалась до 51-мм, а над кормовым отделением рулевой машины – до 76 -мм. Верхняя палуба в районе цитадели имела 35-мм бронирование. Палуба бака над казематом противоминной артиллерии имела 19 мм бронирование.
Толщина лобовых плит башен главного калибра составляла 305-мм, боковых стен – 203-мм и крыши – 114-мм. Барбеты имели бронирование толщиной 203- мм. Толщина стен главной рубки составляла – 350-мм, а вспомогательной – 152-мм.
Модернизации
Служба
В Первой Мировой Войне «Fuso» участия не принимали. Входили в состав 1 эскадры 1 флота. В 1920-е большую часть службы провел в китайских водах.
С 9 по 22 сентября 1923 года «Fuso» участвовал в спасении жертв великого землетрясения в Канто. С 1 июля 1924 года по 1 ноября кораблём командовал капитан Мицумаса Ёнай, будущий премьер-министр Японии. В 1925 г, а также с 1933 по 1934 гг. на линкоре «Fuso» служил брат императора Хирохито, лейтенант принц Такамацу.
С сентября 1941 г линкор находился в составе 2-й дивизии линкоров 1-го флота. В то время 2-а дивизия состояла из линкоров класса «Fuso» и двух линкоров класса «Ise». Когда началась Вторая Мировая Война для Японии 8 декабря 1941 г., 2-й дивизион, усиленный линкорами «Nagato» и «Mutsu» и авианосцем «Hōshō», был переброшен с Хасиродзимы на Бонинские острова для дистанционной поддержки 1-му Воздушному Флоту атаковавшему Перл-Харбор. Через шесть дней 2-ая дивизия вместе с «Fuso» вернулась в Хасиродзиму. 21 февраля 1942 г. линкор вернулся в Куре для замены орудийных стволов; ремонт продлился до 25 февраля.
18 апреля 1942 г. линкор в составе 2-й дивизии линейных кораблей принимал участие в перехвате американского соединения, нанесшего удар по Японии, так называемый рейд "Дуллитла". Однако перехват не удался. 5 мая сопровождал линкор «Hyuga», который был поврежден в результате взрыва башни.
28 мая 1942 г. «Fuso» в составе 2-й дивизии линейных кораблей отплыл вместе с Алеутской Группой Поддержки в то время как большая часть Императорского Флота начала атаку на острова Мидуэй, так же известна как Операция МИ. Дивизия состояла из четырех линкоров, включая «Fuso», в сопровождении двух легких крейсеров, двенадцати эсминцев и двух танкеров. В официальных документах дивизия не числилась как часть Операции Мидуэй, так же известной как Операция АЛ; они должны были обеспечить поддержку силам Алеутской группы при необходимости.
Стараясь восполнить потери авианосцев после Битвы Мидуэй, военно-морской флот разработал план по переоборудованию двух линкоров класса «Fuso» в линкоры-авианосцы, но вместо них были выбраны два линкора класса «Ise».
С 15 ноября 1942 по 15 января 1943 был учебным кораблем военно-морской академии в Этадзиме. 8 июня поднял из воды 353 членов экипажа линкора «Mutsu», погибшего от внутреннего взрыва на рейде Хасиродзимы. С 16 по 23 августа доставил пехотные части и грузы на Трук. С 17 по 26 октября участвовал в перехвате американского соединения, которое планировало налет на атолл Уэйк. До 1944 находился на базе в Труке, а 1 февраля участвовал в эвакуации базы.
В феврале – апреле 1944 «Fuso» базировался в Лингга и Сингапуре, входил в состав 1-го Мобильного флота. В мае перешел в Тави-Тави, позже в Давао. Сопровождал конвои в Биак. В начале июня линкор должен был принять участие в прикрытии переброски подкрепления в район Биак, однако из-за усиления активности американцев на Марианнах вместе с 5 ДКР вернулся на Филиппины. В сражении у Марианских островов не участвовал. 1 июля ушел на о. Таракан для пополнения запасов топлива, а 8 июля ушел в Куре для ремонта.
10 сентября 1944 в составе дивизии линейных кораблей был передан в состав 2-го флота. 22 октября «Fuso» вышел из Брунея в составе Южного соединения вместе с «Yamashiro», тяжелым крейсером «Mogami» и четырех эсминцев. Соединение направлялось на восток в море Сулу, а затем на северо-восток в море Минданао, намереваясь присоединиться к силам вице-адмирала Такэо Куриты в заливе Лейте. Корабли прошли к западу от острова Минданао в пролив Суригао, где встретили крупное американское соединение. Сражение в проливе Суригао стало важнейшим событием в битве в заливе Лейте.
24 октября в 9:08 «Fuso», «Yamashiro» и тяжелый крейсер «Mogami» заметили группу из 27 самолетов, среди которых были торпедоносцы TBF Avenger и пикирующие бомбардировщики SB2C Helldiver в сопровождении палубных истребителей F6F Hellcat. Самолеты вылетели с американских авианосцев «Enterprise» и «Franklin».
454 кг. бомба с одного из самолетов, попавшая в «Fuso», уничтожила катапульту и оба гидросамолета, а так же воспламенилась цистерна с топливом для гидросамолетов. Другая бомба попала в корабль около башни № 2 и пробила палубу, погибло много матросов на постах вспомогательной артиллерии.
В 22:52 соединение открыло огонь по американским эсминцам, в результате обстрела два эсминца получили повреждения, и заставив их отступить до того как они смогли запустить торпеды. После отступления эсминцы продолжали поддерживать визуальный контакт с японским соединением.
Ранним утром следующего дня в 1:05 «Fuso» открыл огонь по левому борту и попал в крейсер «Mogami». «Дружественным огнем» с линкора были убиты трое моряков в лазарете «Mogami».
В 3:00 начались новые атаки американских эсминцев, они выпустили 27 торпед и в 2:07 одна или две торпеды с эсминца «Melvin» ударили в правый борт «Fuso» в районе дымовой трубы. Корабль стал крениться на правый борт, замедлил ход и выпал из строя. Скорость корабля упала с 17 до 10 узлов. Возникший пожар, который не удалось взять под контроль, привел к взрыву погребов боезапаса башни №4.
Японские и Американские очевидцы позже утверждали, что «Fuso» разломился пополам, и что обе половины оставались на плаву и горели в течение часа. Но свидетели могли видеть только огонь на воде, а не какие-либо фрагменты корабля.
До 2009 считалось, согласно версии Историка Джона Толанда опубликованной в 1970, что корпус линкора разломился на две части. Дрейфовавшая в проливе носовая часть корабля в 05:30 стала целью 203 мм снарядов американского тяжелого крейсера «Louisville» и в 05:40 затонула. Кормовая секция дрейфовала до 6:40 и затонула к юго-востоку от носовой части.
После исследований историка Энтони Талли, опубликованным в 2009 году и основанным на записях судового журнала корабля «Хатчинс», где описывается потопление «Fuso» — «огромный взрыв в 03:38 поднялся над кораблем, так что казалось, он переломился пополам…». Стало доподлинно известно, что линкор был торпедирован и в результате интенсивного затопления перевернулся и затонул в течение сорока минут. «Fuso» ушел на дно между 3:38 и 3:50, из его экипажа выжили лишь несколько десятков человек. Есть свидетельство, что некоторые из них были спасены эсминцем «Asagumo», который сам затонул через некоторое время. Десять членов экипажа линкора смогли вернуться в Японию.
31 августа 1945 года «Fuso» был исключён из списков флота.