navyhistory

"Andrea Doria" - Линейный корабль Италии

«Andrea Doria» - линейный корабль Королевского флота Италии, головной корабль одноименного класса кораблей. Назван в честь генуэзского адмирала Андреа Дориа. Участвовал в Первой и Второй Мировой Войне. 

Проектирование

В 1911 г. в итальянском Адмиралтействе стало известно о планах Франции приступить к постройке новой серии дредноутов (линкоров). А в Австро-Венгрии ожидалась закладка еще двух дредноутов. Эти новости заставили руководство итальянского флота заказать еще два дредноута. При проектировании за основу был взят «Conte di Cavour». Изменения затронули расположение башни главного калибра №3, на палубу ниже для повышения остойчивости, а так же переход на 152-мм. калибр противоминной артиллерии.  В сентябре 1911 г. последовал заказ на постройку двух линкоров, получивших названия «Andrea Doria» и «Caio Duilio».

Конструкция

Броневая защита, механизмы, форма корпуса и артиллерия главного калибра линкоров «Andrea Doria» в основном повторяла «Conte di Cavour». Отличия касались надстроек и орудий вспомогательного калибра. Фок-мачта была расположена перед дымовой трубой, что нарушило симметричность носовой и кормовой части корабля. Полубак стал короче — он оканчивался сразу за передней трубой. В нём размещались передние батареи противоминного калибра. Уменьшение полубака привело к сокращению числа кают и соответственному ухудшению обитаемости. Кормовые батареи перенесли на ярус ниже, под верхнюю палубу. Барбеты концевых башен несколько сблизили. 

Длина линкора составляла 176 м, ширина 28 м, осадка 9,4 м. Максимальное водоизмещение корабля составляло от 24 715 до 24 729 т. Экипаж состоял из 1 233 человек: 35 офицеров и 1 198 матросов. 

Двигатели

Оригинальные машинные отделения состояли из трех турбоагрегатов «Parsons», каждый размещался в своем машинном отделении. В каждом из машинных отделений, расположенных по бокам от средней башни, находился агрегат из турбин высокого и низкого давления, соединенных последовательно и приводящих во вращение внешние грибные валы. Средний турбоагрегат стоял в машинном отделении, расположенном между кормовой котельной группой и средней башней. В него входили параллельно установленные турбины высокого и низкого давления, вращавшие левый и правый внутренние гребные валы. Пар для турбин вырабатывали двадцать водо-трубных котла системы «Yarrow». 8 котлов чисто нефтяного и 12 котлов смешанного отопления.  Котлы располагались двумя группами впереди и позади машинного отделения. При разработке планировалось, что корабли смогут развивать максимальную скорость в 22 узла, однако на испытаниях они смогли развить максимальную скорость в 21 – 21,3 узла. Корабли могли хранить 1 512 тонн угля и 900 тонн нефти, при этом дальность плавания составляла 4 800 морских миль при 10 узлах. Каждый корабль был снабжен тремя турбогенераторами, которые вырабатывали 150 кВт при 110В.

Вооружение

Вооружение главного калибра состояло из тринадцати орудий 305-мм 46 калибра, расположенных в трех трех-орудийных башнях и двух двух-орудийных башнях. Данные орудия были разработаны  Armstrong Whitworth  и Vickers. Башни главного калибра размещались на одной линии, при этом двух-орудийные  размещались над трех-орудийными, в носу и корме. Третья трех-орудийная башня располагалась в средней части судна. Боезапас корабля состоял из 88 снарядов для каждого орудия.  Данные орудия имели вертикальные углы наклона от -5 до +20 градусов и могли вести огонь 452 килограммовыми бронебойными снарядами с максимальной дальностью стрельбы 24 000 метров.

Вооружение вспомогательного калибра состояло из шестнадцати орудий 152-мм 45 калибра, так же разработанного Armstrong Whitworth. Они размещались в казематах по бокам корабля и рядом с орудийными башнями главного калибра.  Вертикальные углы наклона данных орудий были такими же как и у вооружения главного калибра. Они могли вести огонь 22,1 килограммовыми фугасными снарядами со скорострельностью – 6 выстрелов в минуту и с максимальной дальностью стрельбы 16 000 метров. Боезапас к данным орудиям составлял 3 440 снарядов. 

Противоминное вооружение состояло из девятнадцати орудий 76-мм 50 калибра. Они могли размещаться в 39 разных местах. Вертикальные углы наклона данных орудий были такими же как и у вооружения главного калибра. Их скорострельность достигала десяти выстрелам в минуту. Они стреляли 6 килограммовыми бронебойными снарядами с максимальной дальностью стрельбы 9 100  метров.  Кроме этого корабли были вооружены тремя 450 мм торпедными аппаратами утопленными на 45 сантиметров. Они размещались по одному на каждом борту и один в корме.

Бронирование

Корабли класса «Andrea Doria» имели полноценный броне пояс вдоль ватерлинии, высота его составляла 2,8 метра, он выступал на 1,2 метра над ватерлинией и на 1,6 метра был под водой. В средней части его толщина составляла 250 мм, к корме и носу толщина уменьшалась до 130 мм и до 80 мм. Толщина у нижней кромки составляла 170 мм.  Выше главного броне пояса располагался броне пояс с толщиной 220 мм и протяженностью 2,3 метра. Между главной и верхней палубой располагался броне пояс с толщиной 130 мм и с протяженностью 138 метров, от носа до башни №4. Самый верхний броне пояс, который защищал казематы, имел толщину в 110 мм. Корабли имели две броне палубы. Главная палуба имела толщину 24 мм и имела два слоя. Она имела максимальную толщину 40 мм на скосах, примыкающих к нижней кромке главного броне пояса. Между башнями №1 и №4 проходила броне палуба толщиной 30 мм, шедшая на уровне кромки 220 мм броне пояса и,  так же имела два слоя. Верхняя палуба не бронировалась, за исключением участка толщиной 30 мм от кромки 170 мм броне пояса до стенки каземата. Толщина палубы бака над казематами 120-мм орудий составляла 44 мм.

Лобовая броня башен главного калибра 280 мм, по бокам 240 мм и 85 мм на крыше. Их барбеты имели толщину над баком в  230 мм, от бака до верхней палубы она уменьшалась до 180 мм, ниже главной палубы броня имела толщину 130 мм. Стены боевой рубки имели толщину 280 мм, а запасного командного поста  - 180 мм. Общий вес бронирования корабля составлял 5 150 тонн, а общий вес защитной системы составлял 6 122 тонны.

Модернизации

На протяжении 1920-х гг. все изменения на корабле сводились к установке зенитных орудий и катапульты на палубе бака, как это было сделано на линкорах класса «Conte di Cavour»

В 1937 г. последовало решение реконструировать линейные корабли класса «Andrea Doria» с использованием некоторых технических решений и систем вооружения, примененных на находящихся в постройке новейших линкоров класса «Vittorio Veneto»

В апреле 1937г. «Andrea Doria» и «Caio Duilio» встали на реконструкцию в Триесте и Генуе соответственно. Бак был расширен до главной мачты. Корма корабля была отстроена,  благодаря чему длина корабля выросла до 186,9 м, а водоизмещение до 28882 т. Турбоагрегаты «Parsons» были заменены на четыре ТЗА «Beluzzo».  Двадцать старых котлов были заменены восьмью новыми работающими на нефти, благодаря чему повысилась мощность  до 75  тысяч л.с., а скорость до 26 узлов. 320-мм орудия главного калибра были получены путем рассверливания старых 305-мм стволов и получили обозначение «320-мм/44 орудие модели 1934 г.». Так как толщина стенок после этого уменьшилась, а вес снаряда вырос, то итальянские конструкторы снизили начальную скорость снаряда. Башенные установки, так же были модернизированы, в результате чего угол возвышения вырос до 30 градусов, а дальность стрельбы до 159 кбт. Центральная башня главного каблибра и торпедные аппараты были убраны. 157-мм орудия были заменены на двенадцать орудий 135 мм 45 калибра расположенных в четырех трех-орудийных башнях, установленных по бокам от носовой надстройки одна над другой. Противовоздушная оборона корабля была полностью изменена. На корабль было установлено: десять орудий 90-мм 50 калибра (такие же были установлены на линкоре «Vittorio Veneto»), пятнадцать орудий 37-мм 54 калибра и шестнадцать 20-мм орудий 65 калибра (позднее были добавлены четыре 37-мм и убраны два 20-мм орудия). 90-мм орудия были размещены в центре корабля, по пять с каждого борта. Орудия стояли в стабилизированных установках, отличавшихся недостаточной надежностью.  После модификации экипаж стал составлять 35 офицеров и 1450 матросов. Реконструкция закончилась летом 1940 г. За счет более строгого весового контроля при проведении работ, удалось избежать главного недостатка кораблей класса «Conte di Cavour», 250 мм броне пояс уходил под воду.

Весной 1942 г. на оба линкора добавили по два спаренных 37-мм автомата 54 калибра, а в 1944 г. с кораблей сняли по два спаренных 20-мм автомата 65 калибра и все одиночные 37-мм автоматы 54 калибра.

Служба

Во время Первой Мировой Войны «Andrea Doria»«Caio Duilio» и «Dante Alighieri» входили в состав 2-й дивизии. В войну Италия вступила  не сразу, хотя и входила в Тройственный союз с Германией и Австро-Венгрией. В результате долгих переговоров, Антанте удалось  добиться нейтралитета Италии, а в дальнейшем выступить на стороне Антанты. Задача линкоров в этой войне был бой с Австро-Венгерскими дредноутами класса «Tegetthoff». Однако после начала войны в Адриатике, выяснилось, что главную опасность представляют подводные лодки противника, потопившие за неделю июля 1915 года три больших броненосных крейсера, в том числе два итальянских. Из-за подводной угрозы «Andrea Doria», как и прочие итальянские линкоры, за всю войну не сделали ни одного выстрела по противнику и в основном стояли в гаванях.

После завершения войны, 10 ноября 1918 года  «Andrea Doria»«Caio Duilio» и ещё один линкор «Guilio Cesare» прибыли на остров Корфу для очередных учений. 9 июня 1919 года «Andrea Doria» и «Caio Duilio» прибыли в Константинополь как часть итальянской делегации, участвовавшей в обсуждении раздела побеждённой Османской империи и определении зон влияния. Италия защищала свои интересы в зоне Измира, где базировался итальянский корпус, оказывавший помощь Белому движению в России. «Andrea Doria» и «Caio Duilio» вошли в состав 2-го дивизиона из Левантской морской команды: первый корабль должен был оказывать помощь Белым в Севастополе, а второй — помогать грузинским войскам в Батуми. 9 ноября «Andrea Doria» покинул Босфор и вернулся сначала в Таранто, а затем в Специю.

 В 1920 г. большая часть итальянского флота была временно демобилизована, что бы обеспечить бывшие немецкие военные корабли экипажами, полученные Италией по Версальскому договору. В это время только  «Andrea Doria» сохранил боеспособность. 

В ноябре 1920 года «Andrea Doria» и «Caio Duilio» были отправлены в город Фиуме для ликвидации восстания Габриэ́ле д’Анну́нцио, так же иственного как фиумский конфликт.  Линкоры организовали морскую блокаду города Фиуме и 24 декабря устроили массовый артобстрел города, который в историю вошёл под именем «Кровавое Рождество». 26 декабря «Andrea Doria» открыл огонь из 76-мм орудий по эсминцу «Espero», который примкнул к восстанию д’Анну́нцио. Орудийный огонь сильно повредил эсминец «Espero». Кроме этого «Andrea Doria» обстрелял штаб-квартиру д’Анну́нцио. В результате обстрела Габриэ́ле д’Анну́нцио был ранен и сдался 31 декабря. В ходе конфликта город перешёл к Италии, и этот статус был закреплён Рапалльским договором.

В 1923 году «Andrea Doria»«Caio Duilio» и «Conte di Cavour» снова отправились в боевой поход: на этот раз на остров Корфу, где шли бои с греческими войсками. Линкоры были отправлены для разгрома греческих войск в знак мести за расправу над итальянцами в Янине. 27 августа 1923 года генерал Теллини вместе с итальянской делегацией, который был направлен по решению Конференции Послов для разрешения вопроса по поводу албано-греческой границы, были расстреляны греческими солдатами из засады. Итальянское правительство потребовало от Греции принести извинения и допустить итальянские корабли в порт Афин, но, не дождавшись ответа, отдало приказ отправить итальянскую эскадру на Корфу. 29 августа 1923 года корабли разрушили старинный форт на острове Корфу, и греки вскоре немедленно приняли корабли в порту Фалерон недалеко от Афин. 30 сентября 1923 года «Andrea Doria» вернулся в Таранто. Среди прочих церемоний, в которых участвовал линкор, были также встреча с испанской королевской семьёй.

В 1925 году после завершения работ по модификации, линкор отправился в Лиссабон по случаю 400-летия со дня рождения Васко да Гама, вернувшись 7 февраля в Специю для дополнительного ремонта. В июне он вернулся в строй и принял участие в летних военных манёврах, показав лучшую скорость и отличное качество стрельбы. 5 ноября он отправился к побережью Сирии во главе эскадры эсминцев для эвакуации итальянских граждан, поскольку там бушевало антифранцузское восстание в автономии Джабаль аль-Друз. 12 декабря линкор покинул Сирию, прибыв уже 5 января 1926 года в Специю и пройдя по пути порта Патмос, Калино, Коо, Лимассол, Яффу, Александрию, Тобрук и Бенгази.

С 1926 по 1927 годы «Andrea Doria» принимал участие в учениях близ Остии. В сентябре 1927 года он посетил Задар, в 1928 году побывал в портах Занте, Фалерон и Аргостоли, в 1929 году посетил Киренаику, порты Египта, Палестины и Турции, а также совершил круиз по Эгейскому морю. В 1930—1931 годах он снова отправился в Восточное Средиземноморье, посетив Додеканес и Ливию. В августе 1932 года его отправили в резерв. 27 марта 1937 года он перебазировался в Триест, где 8 апреля начались работы по радикальной реконструкции линкора.

«Andrea Doria» вошел в строй после модернизации и 26 ноября 1940 г. был зачислен в состав 5-й дивизии линкоров. Во время ночного нападения 11 ноября 1940 г. британской авиации на Таранто, «Andrea Doria» находился в порту, однако повреждений не получил и на следующий день вместе с линкорами «Guilio Cesare» и  «Vittorio Venetto» был переведен в Неаполь. С 9 по 10 февраля 1941 г. линкоры: «Andrea Doria»«Vittorio Venetto» и «Guilio Cesare», три тяжелых крейсера и десять эсминцев занимались безрезультативным поиском в Лигурийском море британского Соединения «H». Которое, включало линкор «HMS Malaya», линейный крейсер «HMS Renown», авианосец «HMS Ark Royal», крейсер и десять эсминцев, обстрелявшего Геную. В операции против британских конвоев в Эгейском море, завершившимся сражением у м. Матапан, не участвовал из-за низкой скорости хода, находился в порту Таранто. 

С 13 по 19 декабря 1941 г. линкор участвовал в операции по прикрытию североафриканского конвоя во время Первого боя в в заливе Сирт вечером 17 декабря, но из-за большой дистанции огня не открывал. В дальнейшем из-за хронической нехватки топлива, линкор в море почти не выходил, а в середине 1942 г. был выведен в резерв и частично разукомплектован. В начале июня 1943 г. был выведен из резерва, прошел ремонт и стал флагманом 5-й дивизии. В ожидании вторжения союзников Аппенинский полуостров переведен в Таранто, где и находился до выхода Италии из войны.

9 сентября 1943 г. перешел на Мальту, а 8 июня 1944 г. перебазировался на Аугусту, став первым итальянским линкором, вышедшим в море после интернирования. 14 марта 1945 г. перешел в Таранто. Вплоть до конца карьеры использовался в качестве учебного корабля. 1 декабря 1956 г. исключен из списков флота и сдан на слом.

Фотографии

Об авторе

Овчинников Александр

Я занимаюсь web-разработкой уже более трех лет, на изучение web-программирования меня вдохновила книга «Хакеры», которая входит в состав литературного сериала «Этногенез». И так как мой отец уже более 25 лет нтересуется историей военно-морского флота стран мира и создает силуэты кораблей в высоком разрешении, мною был разработан данный проект и написаны к нему статьи.