navyhistory

"Caio Duilio" - Линейный корабль Италии

«Caio Duilio»  — линкор Королевского итальянского флота класса «Andrea Doria», участвовал в Первой и Второй мировой войне. Назван в честь Гая Дуилия, римского флотоводца, который одержал первую в истории римского флота морскую победу в Первой Пунической войне. 

Проектирование

В 1911 г. в итальянском Адмиральтействе стало известно о планах Франции приступить к постройке новой серии дредноутов (линкоров). А в Австро-Венгрии ожидалась закладка еще двух дредноутов. Эти новости заставили руководство итальянского флота заказать еще два дредноута. При проектировании за основу был взят «Conte di Cavour». Изменения затронули расположение башни главного калибра №3, на палубу ниже для повышения остойчивости, а так же переход на 152-мм. калибр противоминной артиллерии.  В сентябре 1911 г. последовал заказ на постройку двух линкоров, получивших названия «Andrea Doria» и «Caio Duilio».

Конструкция

Броневая защита, механизмы, форма корпуса и артиллерия главного калибра линкоров «Andrea Doria» в основном повторяла «Conte di Cavour». Отличия касались надстроек и орудий вспомогательного калибра. Фок-мачта была расположена перед дымовой трубой, что нарушило симметричность носовой и кормовой части корабля. Полубак стал короче — он оканчивался сразу за передней трубой. В нём размещались передние батареи противоминного калибра. Уменьшение полубака привело к сокращению числа кают и соответственному ухудшению обитаемости. Кормовые батареи перенесли на ярус ниже, под верхнюю палубу. Барбеты концевых башен несколько сблизили. 

Длина линкора составляла 176 м, ширина 28 м, осадка 9,4 м. Максимальное водоизмещение корабля составляло от 24 715 до 24 729 т. Экипаж состоял из 1 233 человек: 35 офицеров и 1 198 матросов. 

Двигатели

Оригинальные машинные отделения состояли из трех турбоагрегатов «Parsons», каждый размещался в своем машинном отделении. В каждом из машинных отделений, расположенных по бокам от средней башни, находился агрегат из турбин высокого и низкого давления, соединенных последовательно и приводящих во вращение внешние грибные валы. Средний турбоагрегат стоял в машинном отделении, расположенном между кормовой котельной группой и средней башней. В него входили параллельно установленные турбины высокого и низкого давления, вращавшие левый и правый внутренние гребные валы. Пар для турбин вырабатывали двадцать водо-трубных котла системы «Yarrow». 8 котлов чисто нефтяного и 12 котлов смешанного отопления.  Котлы располагались двумя группами впереди и позади машинного отделения. При разработке планировалось, что корабли смогут развивать максимальную скорость в 22 узла, однако на испытаниях они смогли развить максимальную скорость в 21 – 21,3 узла. Корабли могли хранить 1 512 тонн угля и 900 тонн нефти, при этом дальность плавания составляла 4 800 морских миль при 10 узлах. Каждый корабль был снабжен тремя турбогенераторами, которые вырабатывали 150 кВт при 110В.

Вооружение

Вооружение главного калибра состояло из тринадцати орудий 305-мм 46 калибра, расположенных в трех трех-орудийных башнях и двух двух-орудийных башнях. Данные орудия были разработаны  Armstrong Whitworth  и Vickers. Башни главного калибра размещались на одной линии, при этом двух-орудийные  размещались над трех-орудийными, в носу и корме. Третья трех-орудийная башня располагалась в средней части судна. Боезапас корабля состоял из 88 снарядов для каждого орудия.  Данные орудия имели вертикальные углы наклона от -5 до +20 градусов и могли вести огонь 452 килограммовыми бронебойными снарядами с максимальной дальностью стрельбы 24 000 метров.

Вооружение вспомогательного калибра состояло из шестнадцати орудий 152-мм 45 калибра, так же разработанного Armstrong Whitworth. Они размещались в казематах по бокам корабля и рядом с орудийными башнями главного калибра.  Вертикальные углы наклона данных орудий были такими же как и у вооружения главного калибра. Они могли вести огонь 22,1 килограммовыми фугасными снарядами со скорострельностью – 6 выстрелов в минуту и с максимальной дальностью стрельбы 16 000 метров. Боезапас к данным орудиям составлял 3 440 снарядов. 

Противоминное вооружение состояло из девятнадцати орудий 76-мм 50 калибра. Они могли размещаться в 39 разных местах. Вертикальные углы наклона данных орудий были такими же как и у вооружения главного калибра. Их скорострельность достигала десяти выстрелам в минуту. Они стреляли 6 килограммовыми бронебойными снарядами с максимальной дальностью стрельбы 9 100  метров.  Кроме этого корабли были вооружены тремя 450 мм торпедными аппаратами утопленными на 45 сантиметров. Они размещались по одному на каждом борту и один в корме.

Бронирование

Корабли класса «Andrea Doria» имели полноценный броне пояс вдоль ватерлинии, высота его составляла 2,8 метра, он выступал на 1,2 метра над ватерлинией и на 1,6 метра был под водой. В средней части его толщина составляла 250 мм, к корме и носу толщина уменьшалась до 130 мм и до 80 мм. Толщина у нижней кромки составляла 170 мм.  Выше главного броне пояса располагался броне пояс с толщиной 220 мм и протяженностью 2,3 метра. Между главной и верхней палубой располагался броне пояс с толщиной 130 мм и с протяженностью 138 метров, от носа до башни №4. Самый верхний броне пояс, который защищал казематы, имел толщину в 110 мм. Корабли имели две броне палубы. Главная палуба имела толщину 24 мм и имела два слоя. Она имела максимальную толщину 40 мм на скосах, примыкающих к нижней кромке главного броне пояса. Между башнями №1 и №4 проходила броне палуба толщиной 30 мм, шедшая на уровне кромки 220 мм броне пояса и,  так же имела два слоя. Верхняя палуба не бронировалась, за исключением участка толщиной 30 мм от кромки 170 мм броне пояса до стенки каземата. Толщина палубы бака над казематами 120-мм орудий составляла 44 мм.

Лобовая броня башен главного калибра 280 мм, по бокам 240 мм и 85 мм на крыше. Их барбеты имели толщину над баком в  230 мм, от бака до верхней палубы она уменьшалась до 180 мм, ниже главной палубы броня имела толщину 130 мм. Стены боевой рубки имели толщину 280 мм, а запасного командного поста  - 180 мм. Общий вес бронирования корабля составлял 5 150 тонн, а общий вес защитной системы составлял 6 122 тонны.

Модернизации

На протяжении 1920-х гг. все изменения на корабле сводились к установке зенитных орудий и катапульты на палубе бака, как это было сделано на линкорах класса «Conte di Cavour»

В 1937 г. последовало решение реконструировать линейные корабли класса «Andrea Doria» с использованием некоторых технических решений и систем вооружения, примененных на находящихся в постройке новейших линкоров класса «Vittorio Veneto»

В апреле 1937г. «Andrea Doria» и «Caio Duilio» встали на реконструкцию в Триесте и Генуе соответственно. Бак был расширен до главной мачты. Корма корабля была отстроена,  благодаря чему длина корабля выросла до 186,9 м, а водоизмещение до 28882 т. Турбоагрегаты «Parsons» были заменены на четыре ТЗА «Beluzzo».  Двадцать старых котлов были заменены восьмью новыми работающими на нефти, благодаря чему повысилась мощность  до 75  тысяч л.с., а скорость до 26 узлов. 320-мм орудия главного калибра были получены путем рассверливания старых 305-мм стволов и получили обозначение «320-мм/44 орудие модели 1934 г.». Так как толщина стенок после этого уменьшилась, а вес снаряда вырос, то итальянские конструкторы снизили начальную скорость снаряда. Башенные установки, так же были модернизированы, в результате чего угол возвышения вырос до 30 градусов, а дальность стрельбы до 159 кбт. Центральная башня главного каблибра и торпедные аппараты были убраны. 157-мм орудия были заменены на двенадцать орудий 135 мм 45 калибра расположенных в четырех трех-орудийных башнях, установленных по бокам от носовой надстройки одна над другой. Противовоздушная оборона корабля была полностью изменена. На корабль было установлено: десять орудий 90-мм 50 калибра (такие же были установлены на линкоре «Vittorio Veneto»), пятнадцать орудий 37-мм 54 калибра и шестнадцать 20-мм орудий 65 калибра (позднее были добавлены четыре 37-мм и убраны два 20-мм орудия). 90-мм орудия были размещены в центре корабля, по пять с каждого борта. Орудия стояли в стабилизированных установках, отличавшихся недостаточной надежностью.  После модификации экипаж стал составлять 35 офицеров и 1450 матросов. Реконструкция закончилась летом 1940 г. За счет более строгого весового контроля при проведении работ, удалось избежать главного недостатка кораблей класса «Conte di Cavour», 250 мм броне пояс уходил под воду.

Весной 1942 г. на оба линкора добавили по два спаренных 37-мм автомата 54 калибра, а в 1944 г. с кораблей сняли по два спаренных 20-мм автомата 65 калибра и все одиночные 37-мм автоматы 54 калибра.

Служба

Во время Первой мировой войны «Andrea Doria»«Caio Duilio» и «Dante Alighieri» входили в состав 2-й дивизии. В войну Италия вступила  не сразу, хотя и входила в Тройственный союз с Германией и Австро-Венгрией. В результате долгих переговоров, Антанте удалось  добиться нейтралитета Италии, а в дальнейшем выступить на стороне Антанты. Задача линкоров в этой войне был бой с Австро-Венгерскими дредноутами класса «Tegetthoff». Однако после начала войны в Адриатике, выяснилось, что главную опасность представляют подводные лодки противника, потопившие за неделю июля 1915 года три больших броненосных крейсера, в том числе два итальянских. Из-за подводной угрозы «Andrea Doria», как и прочие итальянские линкоры, за всю войну не сделали ни одного выстрела по противнику и в основном стояли в гаванях. «Caio Duilio», за всю войну, четырежды выходил на патрулирование, проведя в море около 70 часов.

В первых числах ноября 1918 г. «Caio Duilio» прибыл в Таранто. После завершения войны, 10 ноября 1918 года  «Andrea Doria»«Caio Duilio» и ещё один линкор «Guilio Cesare» прибыли на остров Корфу для очередных учений. 26 января 1919г линкор был отправлен в Таранто, где и располагался до апреля 1919г. 26 апреля был отправлен в Измир. По пути следования чуть не вступил в бой с крейсером   «Georgios Averof», однако позднее приказ был отменён: греки заняли Измир. 9 июня 1919 года «Andrea Doria» и «Caio Duilio» прибыли в Константинополь как часть итальянской делегации, участвовавшей в обсуждении раздела побеждённой Османской империи и определении зон влияния. Италия защищала свои интересы в зоне Измира, где базировался итальянский корпус, оказывавший помощь Белому движению в России. «Andrea Doria» и «Caio Duilio» вошли в состав 2-го дивизиона из Левантской морской команды: первый корабль должен был оказывать помощь Белым в Севастополе, а второй — помогать грузинским войскам в Батуми. Вскоре «Caio Duilio» отплыл в Смирну, где 9 сентября его место занял «Guilio Cesare». 12 сентября «Caio Duilio» вернулся в Таранто, уйдя в резерв.

В ноябре 1920 года «Andrea Doria» и «Caio Duilio» были отправлены в город Фиуме для ликвидации восстания Габриэ́ле д’Анну́нцио, так же известного как фиумский конфликт.  Линкоры организовали морскую блокаду города Фиуме и 24 декабря устроили массовый артобстрел города, который в историю вошёл под именем «Кровавое Рождество». 26 декабря «Andrea Doria» открыл огонь из 76-мм орудий по эсминцу «Espero», который примкнул к восстанию д’Анну́нцио. Орудийный огонь сильно повредил эсминец «Espero». Кроме этого «Andrea Doria» обстрелял штаб-квартиру д’Анну́нцио. В результате обстрела Габриэ́ле д’Анну́нцио был ранен и сдался 31 декабря. В ходе конфликта город перешёл к Италии, и этот статус был закреплён Рапалльским договором.

В 1923 году «Andrea Doria»«Caio Duilio» и «Conte di Cavour» снова отправились в боевой поход: на этот раз на остров Корфу, где шли бои с греческими войсками. Линкоры были отправлены для разгрома греческих войск в знак мести за расправу над итальянцами в Янине. 27 августа 1923 г. года генерал Теллини вместе с итальянской делегацией, который был направлен по решению Конференции Послов для разрешения вопроса по поводу албано-греческой границы, были расстреляны греческими солдатами из засады. Итальянское правительство потребовало от Греции принести извинения и допустить итальянские корабли в порт Афин, но, не дождавшись ответа, отдало приказ отправить итальянскую эскадру на Корфу. 29 августа 1923 г. года корабли разрушили старинный форт на острове Корфу, и греки вскоре немедленно приняли корабли в порту Фалерон недалеко от Афин. В том же году  сопровождал «Dante Alighieri» по пути в Испанию. 8 апреля 1925 г. на борту линкора из-за взрыва боеприпасов прогремел взрыв, что повредило третью орудийную башню главного калибра. Корабль был отправлен на ремонт в Ла Специю, откуда вернулся в апреле 1928. С 18 марта по 15 июня 1930 г.  линкор реставрировался в Таранто. 11 августа 1932 г. был отправлен в резерв, откуда вернулся через год. 19 мая 1937 г. «Caio Duilio» отправился в Геную, где стал на трёхлетний ремонт.

10 июня 1940 г., когда Италия объявила войну Франции и Англии, в итальянском флоте лишь два линкора были готовы к бою: «Conte di Cavour» и «Guilio Cesare». Они составляли 5-й дивизион 1-й эскадры. Новые линейные корабли «Vittorio Venetto» и «Littorio», составлявшие 9-й дивизион, толь­ко что покинули верфи, и для их введения в строй требовалось не менее 3 месяцев. Продолжалось строительство линкоров «Roma» и «Impero». «Caio Duilio» и «Andrea Doria» готовились к испытани­ям после реконструкции. Во флот  «Caio Duilio» вернулся 15 июля 1940 в 5-й дивизион 1-й эскадры из Таранто.

31 августа 1940 состоялся первый выход «Caio Duilio», ускоренные ис­пытания которого были завершены, во время Второй мировой войны.  Линкор с частью флота (так же в походе участвовали «Conte di Cavour» и «Guilio Cesare») отправился на перехват британских соединений (в том числе супер дредноута «Valiant»), шед­ших из Гибралтара и Александрии для снабжения Мальты и переброски нескольких кораблей с запада на восток.

Из-за плохой работы разведки, особенно воз­душной, перехват не удался. Итальянцы надеялись добиться успеха на второй день, но ночью разыг­рался сильный шторм, несколько кораблей получили повреждения и эскадра была вынуждена вер­нуться на базу. Англичане успешно довели опе­рацию до конца. 1 сентября эскадра отправилась в Таранто.  В Таранто линкор пробыл не долго и уже  7 сентября  отправился на боевое задание для перехвата сил соединения «H». Перехват не удался и соединение ушло в Дакар. После чего линкор вернулся в Таранто, где оставался до ноября.

Во время ночного нападения 11 ноября 1940 г. британской авиации на Таранто в порту находилось как минимум шесть линкоров, в том числе «Vittorio Venetto» и «Littorio».  Двадцать один бомбардировщик типа «Фэйри Суордфиш» с авианосца «Illustrious»  атаковали в гавани итальянский флот двумя волнами. В результате атаки первой волны  в «Conte di Cavour» попала одна торпеда, в «Littorio» - две. После атаки второй волны в «Caio Duilio» попала одна торпеда, в «Littorio» еще две торпеды (правда одна не разорвалась). В результате попадания у «Caio Duilio» образовалась пробоина в правом борту размерами 11х7 м, что привело к затоплению двух отсеков с боеприпасами главного калибра.

«Littorio» и «Caio Duilio» затонули на мел­ководье, сев носовой частью на грунт. «Conte di Cavour» затонул на большей глубине, так как пы­тался выброситься на берег, но решение было принято слишком поздно. В итоге линкор накре­нился на правый борт, над поверхностью воды остались только надстройка и башни главного ка­либра.

На следующий день оставшиеся неповрежден­ными линкоры «Guilio Cesare», «Andrea Doria» и «Vittorio Venetto» были переведены в Неаполь, по­скольку противовоздушная оборона Таранто сильно пострадала. Сразу же начались работы по подъему поврежденных кораблей. Вернуть плавучесть «Caio Duilio» и «Littorio» было не слишком сложно, и это удалось сделать за месяц, хотя полный их ре­монт занял значительно больше времени. «Conte di Cavour», однако, пострадал сильнее и перед подъемом его пришлось основательно разгружать.

Опыт нападения англичан на Таранто не остался незамеченным японцами, но был проигнориро­ван американцами. Успешное нападение японцев на Перл-Харбор годом позже во многом явилось под­ражанием операции англичан.

В январе 1941 года «Caio Duilio» был отправлен на ремонт в Геную, который начался 26 января.

На рассвете 9 февраля 1941 г. английское сое­динение «H» под командованием адмирала Сомервилла, включавшее линкор «HMS Malaya», линейный крейсер «HMS Renown», авианосец «HMS Ark Royal», крейсер и 10 эсминцев, в течение полутора часов бомбарди­ровало Геную. Корабли обстреляли порт, а ко всему прочему самолёты с авианосца «HMS Ark Royal» сбросили магнитные мины в гавань.  Их целями были верфи, мастер­ские и линкор «Caio Duilio», стоявший там на ре­монте.

Итальянцы считались с возможностью такого нападения, и в море находились силы, способные отразить его: линкоры «Andrea Doria»«Vittorio Venetto» и «Guilio Cesare» (к тому времени неболь­шие повреждения на нем были исправлены), три тяжелых крейсера и 10 эсминцев. Однако из-за плохой погоды, нечетко работавшей связи итальян­ские корабли ушли слишком далеко на юг и, не­смотря на выгодную позицию, не смогли перехва­тить англичан.

Англичане потопили в Генуе артиллерийским огнем несколько торговых судов, однако «Caio Duilio» избежал попаданий.  Всего после налета было потоплено пять кораблей. Во время боя линкор выпустил около 8 тысяч пуль по британским самолётам. 16 мая 1941 линкор покинул Таранто, войдя в 1-ю эскадру.

29 ноября 1941 г. «Caio Duilio», ставший флагманом итальянского флота, отправился прикрывать итальянский конвой в Северную Африку под прикрытием крейсера «Giuseppe Garibaldi» и шести эсминцев.  13 декабря линкор отправился сопровождать конвой M41, однако вскоре вынужден был оставить конвой и поспешить на помощь к «Vittorio Venetto», который был торпедирован. В порт «Caio Duilio» вернулся 14 декабря, отправившись через два дня на прикрытие конвоя M42 к югу от Мессины при поддержке трёх крейсеров и четырёх эсминцев,  дальнее охранение осуществляли линкоры «Littorio», «Andrea Doria», «Guilio Cesare», 2 тя­желых крейсера и 10 эсминцев. Вовлечение в опера­цию столь крупных сил подчеркивало серьезность создавшейся ситуации. Из-за ошибочных данных разведки итальянцы были уверены, что англичане уже вышли в море им наперехват. В действительно­сти был обнаружен английский конвой на Мальту. Противоборствующие стороны вступили в контакт 17 декабря. Англичане получили приказ избегать боя до тех пор, пока не будет обеспечена безопас­ность эскортируемого танкера. Наперехват англича­нам шли силы дальнего охранения. Однако в 17 ч. адмирал Якино решил отойти по двум причинам. Во-первых, итальянский конвой был обнаружен противником и нуждался в поддержке, во-вторых, адми­рал, не располагая радарами, опасался вступать в ночной бой. Как раз в это время на горизонте была отмечена стрельба зенитных орудий, стало ясно, что английские корабли подверглись нападе­нию с воздуха. Якино сразу же повернул в сторону непри­ятеля и уже в сумерках в 17 ч. 53 мин. его корабли открыли огонь с расстояния 32 000 м, захватив англичан врасплох. Они немедленно поставили дымовую завесу, а эсминцы обеих сторон начали артил­лерийскую дуэль. Но в 18 ч. 04 мин. стало совсем темно и боевые действия прекрати­лись. Всю ночь, ожидая воз­можного наступления, Якино держал корабли между своим и английским конвоями, а к утру итальянский конвой бла­гополучно достиг места на­значения.

Хотя ни одна сторона не понесла потерь, результаты столкновения можно считать благоприятными для италь­янцев, они решили постав­ленную задачу. Англичанам в этой операции явно не хвата­ло поддержки авианосцев, что лишний раз подчеркнуло зна­чение кораблей этого класса. Несмотря на успех, еще раз проявилась слабость авиационной разведки италь­янцев, которые наткнулись на англичан совершенно случайно. Если бы они сумели обнаружить англий­ские корабли раньше, то могли бы нанести им су­щественный урон. Описанные события получили название: «Первое столкновение в заливе Сирт».

Линкор вернулся в Таранто 19 декабря. С 3 по 6 января 1942 линкор успешно сопровождал конвой M43 в Триполи, с 22 января по 5 февраля он прикрывал конвой T18, в котором до Триполи добрались четыре из пяти транспортов.

В феврале «Caio Duilio» отправился на перехват британских конвоев в Средиземноморье. 14 февраля корабль при поддержке пары лёгких крейсеров и семи эсминцев покинул порт, однако вскоре вернулся обратно, поскольку британцы пропали из виду. 21 февраля он сопровождал конвой K7 из Мессины и Корфу в Таранто. Уже к этому моменту на флоте стали заканчиваться запасы топлива, что привело к ограничению числа операций и их масштабов. В конце концов, «Caio Duilio» отправился в резерв.

 9 сентября 1943, после капитуляции Италии, он прибыл на Мальту, где был интернирован весь итальянский флот.

В июне 1944 года союзники разрешили вернуться «Caio Duilio» в Италию: он находился в Таранто, Сиракузах и Аугусте. 1 мая 1947 линкор стал флагманом ВМС Италии, а 10 ноября 1949 сложил с себя эти полномочия. В 1953 году «Caio Duilio» прибыл в Ла Специю, где простоял до конца службы. 15 сентября 1956 он был исключён из списков флота, продан и разрезан на металл через год.

Фотографии

Об авторе

Овчинников Александр

Я занимаюсь web-разработкой уже более трех лет, на изучение web-программирования меня вдохновила книга «Хакеры», которая входит в состав литературного сериала «Этногенез». И так как мой отец уже более 25 лет нтересуется историей военно-морского флота стран мира и создает силуэты кораблей в высоком разрешении, мною был разработан данный проект и написаны к нему статьи.