navyhistory

"Mutsu" - Линейный корабль Императорского флота Японии

«Mutsu» - линейный корабль японского императорского флота, класса «Nagato». Назван в честь исторической провинции Mutsu расположенной на севере острова Хонсю.  

Проектирование

После утверждения чертежей линкоров класса «Ise», Морской технический департамент начал работы над модифицированным проектом, получившим название «Nagato». Проект получил индекс «А-102», согласно проекту на кораблях должны были установить 410-мм орудия. Необходимость перехода к новому калибру, мотивировалась появлением в английском флоте 381-мм орудий, а так же слухами о работах в США над, еще более тяжелыми артиллерийскими системами.

При проектировании «Nagato», за основу была взята концепция быстрого линейного корабля. К моменту реализации проекта «А-102», соответствовали данной концепции английские линкоры  класса «Queen Elizabeth», что и предопределило некоторое сходство этих кораблей. 

Постройка линкора «Nagato» была утверждена 24 февраля 1916 г., а после утверждения программы «8-4», в 1917 г. была утверждена постройка еще одного однотипного линкора «Mutsu».  Заказ на постройку «Nagato» выдали 12 мая 1916 г., а «Mutsu» - 21 июля 1917 г.

12 июня 1917 г. когда «Mutsu» еще не был заложен, Морской технический департамент решил внести изменения в проект. Согласно новому проекту, получившему индекс «А-125», предлагалось уменьшить количество противоминного вооружения с двадцати до шестнадцати, уменьшить количество паровых котлов до двенадцати, изменить систему бронирования корабля и добавить противоторпедные були. Однако из-за того, что данные изменения значительно отсрочили вход в строй линкора, проект был отклонен.  

Конструкция

По сравнению с предшественником корпус корабля стал длиннее и шире. Отказ от башен главного калибра расположенных в средней части корабля, позволил разместить более мощную энергетическую установку, что увеличивало скорость хода.

Были внесены изменения в систему бронирования линкора. Главный броне пояс стал уже и тоньше по нижней кромке. Главная броне палуба была значительно усилена. Была добавлена средняя броневая палуба. Заметно усилили броню башен главного калибра, при этом бронирование барбетов осталось на прежнем уровне.  Была добавлена подводная защита, включавшая противоторпедную переборку.

Вооружение главного калибра теперь состояло из 410-мм орудий. Данные орудия стали первой тяжелой артиллерийской системой спроектированной в Японии, однако сохраняли ряд черт, английского 356-мм орудия, послужившего их прообразом. Противоминная артиллерия была аналогична, но было изменено расположение орудий. Так же увеличилось количество торпедных аппаратов.

Как уже упоминалось выше, энергетическая установка была значительно мощнее установленной на линкорах класса «Ise».

Полная длина корабля составляла 215,8 м, ширина составляла 29,02 м, а осадка 9,08 м. Водоизмещение в стандартной нагрузке составляла 32 720 т, а в полной – 38 500 т. Экипаж корабля состоял из 1333 офицеров и матросов. 

Двигатели

Энергетическая установка линкоров класса «Nagato» состояла из четырех турбоагрегатов системы «Gihon» суммарной мощностью 80 000 л.с. и приводила во вращение четыре гребных вала. Установленные турбины были полностью спроектированы в Японии. Пар для турбин вырабатывали двадцать один паровых котла системы «Kampon». Пятнадцать котлов работали исключительно на нефти, а остальные шесть имели смешенное отопление.

Запас топлива составлял 1 600 т. угля и 3 400 т. нефти, что обеспечивало дальность плавания 5 500 миль при скорости хода 16 уз. Линкоры могли развивать скорость вплоть до 26 уз. 

Вооружение

Вооружение главного калибра состояло из восьми 410-мм орудий 45 калибра установленных в четырех двух-орудийных башнях. Башни главного калибра были установлены линейно возвышенно  и размещены в диаметральной плоскости. Углы возвышения орудий составляли от -2 до 35 градусов, с максимальной дальностью стрельбы 30 200 м. Заряжение орудий могло производиться при угле возвышения до 20 градусов. Скорость стрельбы была около двух выстрелов в минуту. Достоверно не известно, какими типами снарядов вели огонь данные орудия до Второй Мировой Войны. Во время войны они использовали 1 020-кг. бронебойные снаряды (Type 91), так же использовались 936-кг. фугасные снаряды.

Вооружение противоминной артиллерии составляло двадцать 140-мм орудий 50 калибра. Четырнадцать орудий размещались в казематах на главной палубе, а остальные были расположены выше возле надстройки.  Угол возвышения составлял 20 градусов, что позволяло вести огонь на дистанции до 15 800 м. Каждое орудие вело огонь 38-кг. фугасными снарядами, со скорострельностью до десяти выстрелов в минуту.  Зенитное вооружение состояло из четырех 76-мм зенитных орудий 40 калибра (3rd Year Type 8-centimetre) и были установлены на надстройке. Максимальные углы вертикальной наводки составляли 75 градусов, а скорострельность орудия составляла 13-20 выстрелов в минуту. Они вели огонь 6 кг. Снарядами с максимальной дальностью стрельбы 7 500 метров. Кроме этого корабли были вооружены восьмью 533-мм торпедными аппаратами, по четыре на каждом борту. Четыре торпедных аппарата были надводными и располагались на главной палубе по бокам второй дымовой трубы. Остальные четыре были подводными и располагались парами в нос и корму от концевых барбетов.

Бронирование

Главный броневой пояс шел от барбета башни главного калибра №1 до башни №4 и имел максимальную толщину 305-мм. Длина пояса составляла 134 м., а высота 3,5 м. По нижней кромке он утоньшался до 76-мм. В оконечностях он завершался траверсами с толщиной 254-мм. В нос и корму от траверсов толщина пояса снижалась сначала до 203-мм, а ближе к штевням – до 102-мм. Поверх главного шел 203-мм пояс длиной 110 м., поднимающийся до главной броне палубы. В районе барбетов башен главного калибра №2 и №3 он уходил вглубь корпуса и примыкал к концевым барбетам. Казематы противоминной артиллерии защищал 25-мм броне пояс.

Главная броне палуба имела 70-мм бронирование и примыкала к верхней кромке 203-мм пояса. Ниже располагалась средняя броне палуба со скосами и в горизонтальной части имела толщину 51-мм, а на скосах – 76 мм. Палуба бака имела бронирование над казематами противоминной артиллерии с толщиной от 25-мм до 38-мм.

Толщина лобовой плиты башен главного калибра составляла 356-мм и была установлена под углом 30 градусов, боковых стен – 280 мм и крыши – 127 мм. Барбеты имели бронирование толщиной 305 мм. Толщина стен главной рубки составляла – 350 мм, а вспомогательной – 102 мм.

Подводная защита включала противоторпедную переборку толщиной от 51-мм до 76-мм, опускающейся от излома нижней броневой палубы до настила двойного дна.

Модернизации

В 1922 г. на линкорах класса «Nagato» установили на носовую трубу козырьки для отвода газов. Должного эффекта это не принесло и в 1923 г. носовую трубу изогнули в сторону кормы.

В 1925 г. с линкоров демонтировали четыре надводных торпедных аппарата, вместо них установили три дополнительных 76-мм зенитных орудия.

В 1932-1933 гг. на линкорах установили два 40-мм зенитных автомата. Скорострельность автоматов составляла 200 выстрелов в минуту. 76-мм зенитные орудия были демонтированы, а вместо них установили четыре 127-мм двуствольных универсальных орудия 40 калибра.  Они были установлены по обеим сторонам в нос и корму от надстройки. При ведении огня по наземным целям максимальная дальность стрельбы составляла 14 700 м. при скорострельности четырнадцать выстрелов в минуту. Правда, устойчивый темп стрельбы составлял восемь выстрелов в минуту.

С сентября 1933 г. по сентябрь 1936 г. линкор «Mutsu» прошел обширную модернизацию в Йокосука. В ходе, которой корабль получил бортовые противоторпедные були, что увеличило ширину корпуса до 33 м. Что бы сохранить пропульсивный коэффициент на прежнем уровне, длину корпуса пришлось увеличить на 9,1 м. за счет кормовой надстройки. Энергетическую установку полностью сменили, установили четыре турбоагрегатов системы «Kampon» и десять паровых котлов «Kampon» чисто нефтяного отопления. Модернизация энергетической установки линкоров класса «Ise» или «Fuso» сопровождалось увеличением мощности и скорости хода кораблей. После замены энергетической установки у линкоров класса «Nagato» мощность увеличилась не значительно, а скорость уменьшилась до 25 уз. Носовую дымовую трубу демонтировали, так как новая энергетическая установка занимала меньше места. Были установлены новые дальномеры и посты управления огнем.

Были увеличены углы возвышения орудий главного калибра, максимальная дальность стрельбы составляла 37 900 м. при угле возвышения 43 градуса.  Так же был увеличен угол возвышения орудий противоминного калибра, теперь максимальная дальность составляла 20 000 м. при угле возвышения 35 градуса. Два передних 140-мм орудия расположенных в казематах были сняты. Оставшиеся торпедные аппараты так же были демонтированы. На юте установили катапульту для гидросамолетов.

Бронирование палубы бака над казематами увеличили до 51-мм, а средней броне палубы до 127-мм. Защиту барбетов орудий главного калибра усилили за счет установки дополнительных бронеплит толщиной 127-мм. Таким же образом усилили лобовую броню башен, доведя ее до 457-мм. После модернизации стандартное водоизмещение линкоров составляло почти 39 000 т.

В 1939 г. вместо 40-мм зенитных автоматов установили двадцать 25-мм зенитных автомата фирмы Hotchkiss (Type 96). Они были смонтированы в одно и двуствольных зенитных установках. Эффективная дальность стрельбы данных автоматов составляла от 1 500 до 3 000 м., с максимально эффективной скоростью стрельбы до 120 выстрелов в минуту. Это обусловлено тем, что приходилось часто менять магазины емкостью 50 патронов.  

Служба

1 декабря 1917 г. линкор «Mutsu» был зачислен в состав 1-й дивизии линкоров. Во время визита принца Уэльского в Японию, принц побывал на борту линкора 12 апреля 1922 г. 4 сентября корабль принял на борт припасы для пострадавших в великом землетрясении Канто. Во время учебных стрельб 7 сентября 1924 г. проходивших в заливе Токио, вместе с линкором «Nagato» потопил корабль-мишень «Satsuma». 1 декабря 1925 г. линкор был выведен в резерв.  В течении 1927 г. во время морских маневров  «Mutsu» служил флагманским кораблем Императора Хирохито.  29 марта 1929 г. линкор вместе с тремя легкими крейсерами был включен в состав 3-й дивизии линкоров.

В 1932 г. на линкоре модернизировали зенитное вооружение. После завершения работ «Mutsu» был зачислен в состав 1-й дивизии 1-го Флота. Во время флотских учений и корабельных смотров 1933 г. линкор оставался флагманским кораблем Императора. 15 ноября корабль был выведен в резерв и стал на кардинальную реконструкцию. После завершения реконструкции 1 декабря 1936 г. «Mutsu» был снова зачислен в состав 1-й дивизии 1-го флота.

В августе 1937 г. во время Второй Китайско-Японской войны, вместе с линкором «Nagato» транспортировал пехотные подразделения из Сикоку в Шанхай. 24 августа, перед уходом в Сасебо, гидропланы линкоров «Mutsu» и «Nagato» нанесли удар по целям в Шанхае. С 15 декабря 1938 г. по 15 ноября 1939 г. находился в резерве. В период подготовки Японии к Тихоокеанской Войне в 1941 г. на линкоре провели ремонтные работы, в ходе которых была усилена защита барбетов башен главного калибра.

В момент начала войны для Японии 8 декабря 1941 г. «Mutsu» вместе с линкором «Nagato» были переданы для усиления 2-й дивизии линкоров и находились в районе Бонинских островов, для осуществления дистанционной поддержки отходящему 1-му Воздушному Флоту атаковавшего Перл-Харбор. Спустя шесть дней соединение вернулось в Японию.

18 января 1942 г. линкор отбуксировал устаревший крейсер «Nisshin» выступавший в качестве корабля-мишени для новейшего линкора «Yamato». После прямых попаданий из орудий главного калибра, корабль-мишень быстро затонул.

В июне 1942 г. линкор был включен в состав Основных Сил 1-го Флота в течение битвы за Мидуэй.  В состав основных сил так же входили линкоры: «Nagato», «Yamato», авианосец «Hōshō», легкий крейсер «Sendai», девять эсминцев и четыре вспомогательных корабля.  После потери всех четырех авианосцев 1-го Воздушного Флота, Ямамото хотел завлечь западные американские силы в пределах области действия японских воздушных сил в районе острова Уэйк и под покровом ночи вступить в бой с его наземными силами, однако американские войска отступили и «Mutsu» не предпринимал никаких действий.  6 июня после соединения с остатками флота, половина всех выживших с потопленных авианосцев 1-го Воздушного Флота перешла на борт линкора «Mutsu». Линкор прибыл в Хасирадзиму 14 июня.

14 июля 1942 г. линкор был зачислен в состав 2-й дивизии линкоров. 11 августа «Mutsu» в сопровождении крейсеров:  «Atago», «Takao», «Maya», «Haguro», «Yura», «Myōkō» и эскорт из эсминцев отправился в Йокосуку для оказания поддержки в битве за Гуадалканал.  Соединение прибыло в Трук  17 августа. 20 августа во время плавания из Трука к месту встречи с Основными Силами 3-го Флота, «Mutsu», тяжелый крейсер «Atago» и эскорт из эсминцев пытались безрезультатно обнаружить авианосец «USS Long Island».

Во время битвы у Соломоновых островов, линкор входил в состав сил поддержки, во время боя линкор выпустил четыре снаряда по самолетам разведчикам, это было первое и единственное действие корабля в войне. 2 сентября «Mutsu» вернулся в Трук.

7 января 1943 г. линкор покинул Трук и направился в Японию через Сайпан, в сопровождении авианосца «Zuikaku», тяжелого крейсера «Suzuya» и четырех эсминцев. 13 апреля «Mutsu» прибыл в Куре и начал готовиться к отправлению на Алеутские острова для усиления гарнизона, в ответ на сражение у Командорских островов. На следующий день операция была отменена и линкор продолжил тренировки.

8 июня 1943 г. «Mutsu» был пришвартован на корабельной стоянке в Хасирадзиме,  на борту находилось сорок инструкторов и 113 кадетов. В 12:13 с детонировал боезапас башни главного калибра №3, взрыв уничтожил соседнее сооружение и расколол линкор пополам. Через образовавшуюся 150-м. пробоину в машинное отделение хлынула забортная вода, передняя часть линкора перевернулась на правый борт и почти моментально затонула. Кормовая 45-м часть линкора перевернулась и оставалась на плаву. 9 июня в 02:00 она затонула в нескольких сотнях футов  к югу от места трагедии.

Находившийся поблизости от места трагедии линкор «Fuso» сразу же спустил на воду две шлюпки, вместе с эсминцами «Tamanami» и «Wakatsuki», крейсерами «Tatsuta» и «Mogami». Им удалось поднять на борт 353 выживших из 1 474 членов команды и посетителей «Mutsu»; 1 121 человек погиб в результате взрыва. Только 13 посетителей было среди выживших.

После трагедии, когда начались спасательные работы, флот был приведен в готовность и район был исследован на наличие американских подводных лодок, но никаких следов их пребывания не было обнаружено. Что бы избежать падения морального духа из-за гибели линкора и недавних неудач в военных действиях, гибель линкора «Mutsu» была объявлена государственной тайной. Во избежание распространения слухов, выживших  назначили служить в военный гарнизон в Тихом Океане. Часть выживших была направлена в Трук на Каролинские острова. Остальные 150 человек были отправлены в Сайпан на Марианские острова, где большинство из них погибло во время битвы за Сайпан в 1944 г.

Во время взрыва, на борту линкора находились  410-мм шрапнельные снаряды (Type 3), которые несколькими годами ранее стали причиной пожара из-за неправильных условий хранения в арсенале Сагами. Поскольку они могли стать причиной трагедии, то было принято решение убрать их со всех кораблей, пока не закончится расследование гибели линкора.

Комиссия по расследованию гибели линкора «Mutsu» была созвана 11 июня 1943г. Комиссия рассмотрела несколько возможных причин, а именно:

  1. Саботаж корабля вражеским секретным агентом

    Из-за недостатка улик причастности союзных сил и наличия сильного охранения якорной стоянки, где погиб линкор, эту версию отклонили.

  2. Саботаж корабля членом команды

    В заключительном докладе комиссии не было названо ни одно имя, однако был сделан вывод, что причиной взрыва, скорее всего,  был матрос с башни орудий главного калибра №3, которого недавно обвинили в воровстве.

  3. Атака американской подводной лодки

    Сразу после трагедии район был обыскан на наличие следов пребывания подводных лодок, но безрезультатно. Так же очевидцы говорили о красновато-коричневом огненном шаре, что так же указывает на взрыв боеприпасов;  это было подтверждено после обследования разрушений водолазами.

  4. Случайная детонация боезапаса.  

    В момент гибели на борту «Mutsu» находились разные типы снарядов, но внимание привлекли 410-мм шрапнельные снаряды, так как они раньше стали причиной пожара из-за неправильных условий хранения. Водолазам удалось достать несколько не поврежденных снарядов с башни главного калибра №3. Тестирование данных типов снарядов проходило на военно-морском полигоне Камегакуби. Для теста были взяты спасенные снаряды, снаряды из предыдущей и последующей партии. Для эксперимента была специально построена модель башни №3 и размещены снаряды.  После серии опытов так и не удалось вызвать детонацию снарядов при нормальных условиях хранения.

25 июня комиссия дала предварительное заключение о причине гибели линкора, прежде чем водолазы успели закончить исследование повреждений, постановив, что взрыв стал результатом обиженного члена команды.

С официальной версией комиссии не согласен историк Майк Виллиамс и выдвинул свою теорию гибели линкора. Согласно его теории непосредственно перед взрывом наблюдатели отметили дым в районе башни №3 и площадкой для гидросамолетов. Несмотря на военное время на кораблях Японии находилось большое количество горючих материалов: деревянный настил, мебель, изоляция, хлопковые и шерстяные постельные принадлежности. Хотя после модернизации «Mutsu» в 1930-х г. была заменена электропроводка, возможно часть оригинальной все-таки осталась. В то время как огонь в защищенных артиллерийских погребах был мало возможен, огонь вокруг погреба башни главного калибра №3 мог привести к повышению температуры внутри до уровня самовозгорания чувствительного черного пороха в капсюлей хранящихся внутри, что и стало причиной взрыва.

Фотографии

Об авторе

Овчинников Александр

Я занимаюсь web-разработкой уже более трех лет, на изучение web-программирования меня вдохновила книга «Хакеры», которая входит в состав литературного сериала «Этногенез». И так как мой отец уже более 25 лет нтересуется историей военно-морского флота стран мира и создает силуэты кораблей в высоком разрешении, мною был разработан данный проект и написаны к нему статьи.