«Mutsu» - линейный корабль японского императорского флота, класса «Nagato». Назван в честь исторической провинции Mutsu расположенной на севере острова Хонсю.
Проектирование
После утверждения чертежей линкоров класса «Ise», Морской технический департамент начал работы над модифицированным проектом, получившим название «Nagato». Проект получил индекс «А-102», согласно проекту на кораблях должны были установить 410-мм орудия. Необходимость перехода к новому калибру, мотивировалась появлением в английском флоте 381-мм орудий, а так же слухами о работах в США над, еще более тяжелыми артиллерийскими системами.
При проектировании «Nagato», за основу была взята концепция быстрого линейного корабля. К моменту реализации проекта «А-102», соответствовали данной концепции английские линкоры класса «Queen Elizabeth», что и предопределило некоторое сходство этих кораблей.
Постройка линкора «Nagato» была утверждена 24 февраля 1916 г., а после утверждения программы «8-4», в 1917 г. была утверждена постройка еще одного однотипного линкора «Mutsu». Заказ на постройку «Nagato» выдали 12 мая 1916 г., а «Mutsu» - 21 июля 1917 г.
12 июня 1917 г. когда «Mutsu» еще не был заложен, Морской технический департамент решил внести изменения в проект. Согласно новому проекту, получившему индекс «А-125», предлагалось уменьшить количество противоминного вооружения с двадцати до шестнадцати, уменьшить количество паровых котлов до двенадцати, изменить систему бронирования корабля и добавить противоторпедные були. Однако из-за того, что данные изменения значительно отсрочили вход в строй линкора, проект был отклонен.
Конструкция
Двигатели
Энергетическая установка линкоров класса «Nagato» состояла из четырех турбоагрегатов системы «Gihon» суммарной мощностью 80 000 л.с. и приводила во вращение четыре гребных вала. Установленные турбины были полностью спроектированы в Японии. Пар для турбин вырабатывали двадцать один паровых котла системы «Kampon». Пятнадцать котлов работали исключительно на нефти, а остальные шесть имели смешенное отопление.
Запас топлива составлял 1 600 т. угля и 3 400 т. нефти, что обеспечивало дальность плавания 5 500 миль при скорости хода 16 уз. Линкоры могли развивать скорость вплоть до 26 уз.
Вооружение
Бронирование
Главный броневой пояс шел от барбета башни главного калибра №1 до башни №4 и имел максимальную толщину 305-мм. Длина пояса составляла 134 м., а высота 3,5 м. По нижней кромке он утоньшался до 76-мм. В оконечностях он завершался траверсами с толщиной 254-мм. В нос и корму от траверсов толщина пояса снижалась сначала до 203-мм, а ближе к штевням – до 102-мм. Поверх главного шел 203-мм пояс длиной 110 м., поднимающийся до главной броне палубы. В районе барбетов башен главного калибра №2 и №3 он уходил вглубь корпуса и примыкал к концевым барбетам. Казематы противоминной артиллерии защищал 25-мм броне пояс.
Главная броне палуба имела 70-мм бронирование и примыкала к верхней кромке 203-мм пояса. Ниже располагалась средняя броне палуба со скосами и в горизонтальной части имела толщину 51-мм, а на скосах – 76 мм. Палуба бака имела бронирование над казематами противоминной артиллерии с толщиной от 25-мм до 38-мм.
Толщина лобовой плиты башен главного калибра составляла 356-мм и была установлена под углом 30 градусов, боковых стен – 280 мм и крыши – 127 мм. Барбеты имели бронирование толщиной 305 мм. Толщина стен главной рубки составляла – 350 мм, а вспомогательной – 102 мм.
Подводная защита включала противоторпедную переборку толщиной от 51-мм до 76-мм, опускающейся от излома нижней броневой палубы до настила двойного дна.
Модернизации
Служба
1 декабря 1917 г. линкор «Mutsu» был зачислен в состав 1-й дивизии линкоров. Во время визита принца Уэльского в Японию, принц побывал на борту линкора 12 апреля 1922 г. 4 сентября корабль принял на борт припасы для пострадавших в великом землетрясении Канто. Во время учебных стрельб 7 сентября 1924 г. проходивших в заливе Токио, вместе с линкором «Nagato» потопил корабль-мишень «Satsuma». 1 декабря 1925 г. линкор был выведен в резерв. В течении 1927 г. во время морских маневров «Mutsu» служил флагманским кораблем Императора Хирохито. 29 марта 1929 г. линкор вместе с тремя легкими крейсерами был включен в состав 3-й дивизии линкоров.
В 1932 г. на линкоре модернизировали зенитное вооружение. После завершения работ «Mutsu» был зачислен в состав 1-й дивизии 1-го Флота. Во время флотских учений и корабельных смотров 1933 г. линкор оставался флагманским кораблем Императора. 15 ноября корабль был выведен в резерв и стал на кардинальную реконструкцию. После завершения реконструкции 1 декабря 1936 г. «Mutsu» был снова зачислен в состав 1-й дивизии 1-го флота.
В августе 1937 г. во время Второй Китайско-Японской войны, вместе с линкором «Nagato» транспортировал пехотные подразделения из Сикоку в Шанхай. 24 августа, перед уходом в Сасебо, гидропланы линкоров «Mutsu» и «Nagato» нанесли удар по целям в Шанхае. С 15 декабря 1938 г. по 15 ноября 1939 г. находился в резерве. В период подготовки Японии к Тихоокеанской Войне в 1941 г. на линкоре провели ремонтные работы, в ходе которых была усилена защита барбетов башен главного калибра.
В момент начала войны для Японии 8 декабря 1941 г. «Mutsu» вместе с линкором «Nagato» были переданы для усиления 2-й дивизии линкоров и находились в районе Бонинских островов, для осуществления дистанционной поддержки отходящему 1-му Воздушному Флоту атаковавшего Перл-Харбор. Спустя шесть дней соединение вернулось в Японию.
18 января 1942 г. линкор отбуксировал устаревший крейсер «Nisshin» выступавший в качестве корабля-мишени для новейшего линкора «Yamato». После прямых попаданий из орудий главного калибра, корабль-мишень быстро затонул.
В июне 1942 г. линкор был включен в состав Основных Сил 1-го Флота в течение битвы за Мидуэй. В состав основных сил так же входили линкоры: «Nagato», «Yamato», авианосец «Hōshō», легкий крейсер «Sendai», девять эсминцев и четыре вспомогательных корабля. После потери всех четырех авианосцев 1-го Воздушного Флота, Ямамото хотел завлечь западные американские силы в пределах области действия японских воздушных сил в районе острова Уэйк и под покровом ночи вступить в бой с его наземными силами, однако американские войска отступили и «Mutsu» не предпринимал никаких действий. 6 июня после соединения с остатками флота, половина всех выживших с потопленных авианосцев 1-го Воздушного Флота перешла на борт линкора «Mutsu». Линкор прибыл в Хасирадзиму 14 июня.
14 июля 1942 г. линкор был зачислен в состав 2-й дивизии линкоров. 11 августа «Mutsu» в сопровождении крейсеров: «Atago», «Takao», «Maya», «Haguro», «Yura», «Myōkō» и эскорт из эсминцев отправился в Йокосуку для оказания поддержки в битве за Гуадалканал. Соединение прибыло в Трук 17 августа. 20 августа во время плавания из Трука к месту встречи с Основными Силами 3-го Флота, «Mutsu», тяжелый крейсер «Atago» и эскорт из эсминцев пытались безрезультатно обнаружить авианосец «USS Long Island».
Во время битвы у Соломоновых островов, линкор входил в состав сил поддержки, во время боя линкор выпустил четыре снаряда по самолетам разведчикам, это было первое и единственное действие корабля в войне. 2 сентября «Mutsu» вернулся в Трук.
7 января 1943 г. линкор покинул Трук и направился в Японию через Сайпан, в сопровождении авианосца «Zuikaku», тяжелого крейсера «Suzuya» и четырех эсминцев. 13 апреля «Mutsu» прибыл в Куре и начал готовиться к отправлению на Алеутские острова для усиления гарнизона, в ответ на сражение у Командорских островов. На следующий день операция была отменена и линкор продолжил тренировки.
8 июня 1943 г. «Mutsu» был пришвартован на корабельной стоянке в Хасирадзиме, на борту находилось сорок инструкторов и 113 кадетов. В 12:13 с детонировал боезапас башни главного калибра №3, взрыв уничтожил соседнее сооружение и расколол линкор пополам. Через образовавшуюся 150-м. пробоину в машинное отделение хлынула забортная вода, передняя часть линкора перевернулась на правый борт и почти моментально затонула. Кормовая 45-м часть линкора перевернулась и оставалась на плаву. 9 июня в 02:00 она затонула в нескольких сотнях футов к югу от места трагедии.
Находившийся поблизости от места трагедии линкор «Fuso» сразу же спустил на воду две шлюпки, вместе с эсминцами «Tamanami» и «Wakatsuki», крейсерами «Tatsuta» и «Mogami». Им удалось поднять на борт 353 выживших из 1 474 членов команды и посетителей «Mutsu»; 1 121 человек погиб в результате взрыва. Только 13 посетителей было среди выживших.
После трагедии, когда начались спасательные работы, флот был приведен в готовность и район был исследован на наличие американских подводных лодок, но никаких следов их пребывания не было обнаружено. Что бы избежать падения морального духа из-за гибели линкора и недавних неудач в военных действиях, гибель линкора «Mutsu» была объявлена государственной тайной. Во избежание распространения слухов, выживших назначили служить в военный гарнизон в Тихом Океане. Часть выживших была направлена в Трук на Каролинские острова. Остальные 150 человек были отправлены в Сайпан на Марианские острова, где большинство из них погибло во время битвы за Сайпан в 1944 г.
Во время взрыва, на борту линкора находились 410-мм шрапнельные снаряды (Type 3), которые несколькими годами ранее стали причиной пожара из-за неправильных условий хранения в арсенале Сагами. Поскольку они могли стать причиной трагедии, то было принято решение убрать их со всех кораблей, пока не закончится расследование гибели линкора.
Комиссия по расследованию гибели линкора «Mutsu» была созвана 11 июня 1943г. Комиссия рассмотрела несколько возможных причин, а именно:
-
Саботаж корабля вражеским секретным агентом.
Из-за недостатка улик причастности союзных сил и наличия сильного охранения якорной стоянки, где погиб линкор, эту версию отклонили.
-
Саботаж корабля членом команды.
В заключительном докладе комиссии не было названо ни одно имя, однако был сделан вывод, что причиной взрыва, скорее всего, был матрос с башни орудий главного калибра №3, которого недавно обвинили в воровстве.
-
Атака американской подводной лодки.
Сразу после трагедии район был обыскан на наличие следов пребывания подводных лодок, но безрезультатно. Так же очевидцы говорили о красновато-коричневом огненном шаре, что так же указывает на взрыв боеприпасов; это было подтверждено после обследования разрушений водолазами.
-
Случайная детонация боезапаса.
В момент гибели на борту «Mutsu» находились разные типы снарядов, но внимание привлекли 410-мм шрапнельные снаряды, так как они раньше стали причиной пожара из-за неправильных условий хранения. Водолазам удалось достать несколько не поврежденных снарядов с башни главного калибра №3. Тестирование данных типов снарядов проходило на военно-морском полигоне Камегакуби. Для теста были взяты спасенные снаряды, снаряды из предыдущей и последующей партии. Для эксперимента была специально построена модель башни №3 и размещены снаряды. После серии опытов так и не удалось вызвать детонацию снарядов при нормальных условиях хранения.
25 июня комиссия дала предварительное заключение о причине гибели линкора, прежде чем водолазы успели закончить исследование повреждений, постановив, что взрыв стал результатом обиженного члена команды.
С официальной версией комиссии не согласен историк Майк Виллиамс и выдвинул свою теорию гибели линкора. Согласно его теории непосредственно перед взрывом наблюдатели отметили дым в районе башни №3 и площадкой для гидросамолетов. Несмотря на военное время на кораблях Японии находилось большое количество горючих материалов: деревянный настил, мебель, изоляция, хлопковые и шерстяные постельные принадлежности. Хотя после модернизации «Mutsu» в 1930-х г. была заменена электропроводка, возможно часть оригинальной все-таки осталась. В то время как огонь в защищенных артиллерийских погребах был мало возможен, огонь вокруг погреба башни главного калибра №3 мог привести к повышению температуры внутри до уровня самовозгорания чувствительного черного пороха в капсюлей хранящихся внутри, что и стало причиной взрыва.