«Leonardo da Vinci» —линейный корабль Королевского флота Италии, класса «Conte di Cavour». Корабль был назван в честь легендарного итальянского художника и изобретателя эпохи Возрождения.
Проектирование
Класс кораблей «Conte di Cavour» был разработан Контр-Адмиралом Инженерии Эдоардо Масдеа, Главным Конструктором королевских военно-морских сил Италии. Данный класс кораблей являлся частью большой программы, принятой Италией 27 июня 1909 г. и предусматривающей постройку четырех линкоров. Будучи участником Тройственного союза, Италия в первую очередь ориентировала свои силы против Франции, рассматривая ее как основного соперника на Средиземноморье. Данные корабли в определенной степени создавались как противовес классу Французских кораблей «Courbet», строительство которых должно было начаться в ближайшее время. Так же опасения вызывала информация о начале строительства линкоров (дредноутов) в Австро-Венгрии. Австро-Венгрия была соседом по Адриатике и, хотя она так же состояла в Тройственном союзе, на Апеннинах воспринималась скорее как противник.
Конструкция
Двигатели
Оригинальные машинные отделения для всех трех кораблей состояли из трех турбоагрегатов «Parsons», каждый размещался в своем машинном отделении. В каждом из машинных отделений, расположенных по бокам от средней башни, находился агрегат из турбин высокого и низкого давления, соединенных последовательно и приводящих во вращение внешние грибные валы. Средний турбоагрегат стоял в машинном отделении, расположенном между кормовой котельной группой и средней башней. В него входили параллельно установленные турбины высокого и низкого давления, вращавшие левый и правый внутренние гребные валы. Пар для турбин вырабатывали двадцать водо-трубных котла системы «Blechynden». Котлы располагались двумя группами впереди и позади машинного отделения.
«Leonardo da Vinci» имел 8 котлов чисто нефтяного отопления и 12 котлов смешанного.
При разработке планировалось, что корабли смогут развивать максимальную скорость в 22,5 узла, однако на испытаниях они смогли развить максимальную скорость в 21,56 – 22,2 узла. Запас топлива кораблей составлял 1 450 тонн угля и 850 тонн нефти, при этом дальность плавания составляла 4 800 морских миль при 10 узлах и 1000 морских миль при 22 узлах. Каждый корабль был снабжен тремя турбогенераторами, которые вырабатывали 150 кВт при 110В.
Вооружение
Бронирование
Служба
Во время Первой Мировой Войны «Leonardo da Vinci» входил в состав 1-й дивизии 1-й эскадры итальянского флота. Хотя на момент начала войны Италия входила в Тройственный союз, она не выступила против Антанты и после долгих переговоров она присоединилась к Антанте. 23 мая 1915 г. состоялась встреча командующих союзных флотов в Таранто для обсуждения вопросов взаимодействия. Планировалось, что линейные корабли Италии должны будут завязать бой с Австро-Венгерскими дредноутами класса «Tegetthoff». Однако после того как подводные лодки противника за неделю потопили три тяжелых крейсера, командующий Луиджи де Савой приказал не рисковать линейными кораблями и держать их в гаванях. Именно по этой причине все линейные корабли Италии за время первой мировой войны в основном простояли в портах и не сделали ни одного выстрела по противнику. В основном все задачи линкоров сводились к учениям.
3 августа 1916 г. «Leonardo da Vinci» предстояло выйти в море для проведения очередных учений. Что бы не тратить основной боекомплект, 2 августа на корабль погрузили дополнительный боезапас. Общий вес дополнительного боекомплекта составил 700 т. Весь боезапас был принят экипажем в исправном состоянии и никаких замечаний не отмечено. Корабль стоял на внутреннем рейде морской базы Мар Пикалло. В 23:00 произошел взрыв малой мощности в кормовой части корабля. Командир корабля объявил боевую тревогу и приказал затопить забортной водой кормовую группу погребов. В 23:16 пожар в районе кормовой башни главного калибра №5 сильно усилился. После чего перекинулся на батарейную палубу 120 мм орудий правого борта. В 23:22 произошел второй взрыв значительно большей мощности. В результате взрыва был поврежден корпус, появились потери среди личного состава. Через пробоины начала поступать вода в больших объемах. Начата эвакуация личного состава. В 23:40 линкор погружается кормой с быстро растущим креном на левый борт. В 23:45 «Leonardo da Vinci» перевернулся и затонул на глубине 11 метров. В результате гибели линкора погибло 248 человек.
После гибели линкора было принято решение о его подъеме. Правда, что бы поднять корабль, нужно было уменьшить его массу. Для этого было принято решение достать с корабля боеприпасы, запасы топлива и снять орудия. Кроме этого была еще одна проблема: самый большой сухой док в Таранто имел глубину 12,2 м при размерах линкора 15,5 м. Для решения этой проблемы решили срезать трубы с корабля. 16 августа 1919 г. работы по демонтажу и подъему были закончены и корабль показался вверх килем на поверхности. А 17 ноября 1919 г., после демонтажа башен и надстроек, линкор ввели в сухой док.
После обследования корпуса стали известны размеры повреждении. Взрыв образовал пробоину в районах выходов дейдвудов гребных валов обоих бортов, повредил несколько палуб и водонепроницаемых переборок в районе погребов главного калибра. Ремонт начали с палуб, так как они были сильнее повреждены, а пробоину залатали.
24 января 1921 г. произвели частичное затопление отсеков правого борта и линкор поставили на ровный киль. С помощью построенных понтонов башни подняли отдельно.
Корабль планировали восстановить и провести модернизацию, убрать среднюю башню главного калибра, а вместо 76-мм зенитных орудий установить шесть 102-мм орудий. Из-за отсутствия денег в казне восстановление и модернизацию решили временно заморозить. После подписания Италией 6 февраля 1922 г. Вашингтонского морского соглашения, было принято решение отправить корабль на слом. 22 марта 1923 г. «Leonardo da Vinci» был выведен из списков флота и продан на слом.
Официальной версией гибели линкора «Leonardo da Vinci» считался саботаж, однако прямых доказательств найти не удалось. Комисия во главе с во главе с адмиралом Наполеоне Каневаро заявила, что причина первого взрыва не была связана с низким качеством принятых боеприпасов.
В ноябре 1916 года в результате специальной операции проведенной контрразведкой Италии были выкрадены секретные документы, которые раскрывали тайну гибели линкора. Документы были обнаружены в штаб квартире «Австрийской военно-морской информационной службы». В документах содержалась информация, что гибель «Leonardo da Vinci» и «Benedetto Brin» организовал некто Луиджи Флидер. «Leonardo da Vinci» погиб в результате диверсии проведенной оперативником «Австрийской военно-морской информационной службы» - Лео Фалл (Луиджи Флидер). Он пронес на корабль и установил бомбу с часовым механизмом в пространство двойного дна под кормовым погребом.
Так же есть сторонники версии, что в документах, добытых в результате специальной операции, не было никакой новой информации касающейся гибели кораблей «Leonardo da Vinci» и «Benedetto Brin», а информация о диверсии была «пустышкой» подготовленной итальянской контрразведкой.
Возможно, мы уже никогда не узнаем истинную причину гибели линкора «Leonardo da Vinci». Однако в заключение можно сказать, что после завершения Первой Мировой Войны итальянской контрразведкой был выслежен некто Лео Фалл, находившийся в тот момент в Инсбруке, арестован и позднее повешен. Действительно он был причастен к гибели линкора или же итальянцы решили сделать его виновным, мы уже не узнаем никогда.