navyhistory

"Leonardo da Vinci" - Линейный корабль Италии

«Leonardo da Vinci» —линейный корабль Королевского флота Италии, класса «Conte di Cavour». Корабль был назван в честь легендарного итальянского художника и изобретателя эпохи Возрождения.

Проектирование

Класс кораблей «Conte di Cavour» был разработан Контр-Адмиралом Инженерии Эдоардо Масдеа, Главным Конструктором королевских военно-морских сил Италии. Данный класс кораблей являлся частью большой программы, принятой Италией 27 июня 1909 г. и предусматривающей постройку четырех линкоров. Будучи участником Тройственного союза, Италия в первую очередь ориентировала свои силы против Франции, рассматривая ее как основного соперника на Средиземноморье. Данные корабли в определенной степени создавались как противовес классу Французских кораблей «Courbet», строительство которых должно было начаться в ближайшее время. Так же опасения вызывала информация о начале строительства линкоров (дредноутов) в Австро-Венгрии. Австро-Венгрия была соседом по Адриатике и, хотя она так же состояла в Тройственном союзе, на Апеннинах воспринималась скорее как противник. 

Конструкция

В это же время в Италии уже находился в постройке один линкор (дредноут) – «Dante Alighieri».  Он отличался необычной схемой расположения орудий главного калибра в четырех башнях в диаметральной плоскости на одном уровне. Подобная схема имела свои достоинства и  недостатки. К достоинствам можно отнести наибольший бортовой залп и простое управление огнем.  К недостаткам – зажатость надстроек на верхней палубе для обеспечения приемлемых углов обстрела средних башен и очень слабый погонный и ретирадный огонь. Именно последнее обстоятельство и вызвало критику проекта. Особенно учитывая тот факт, что французские и австро-венгерские линкоры могли вести огонь в нос и корму вдвое большим числом орудий. При проектировании данного класса кораблей, итальянцы обратились к французскому и североамериканскому опыту линейно-возвышенного расположению башен. Но поскольку возвышенные трех-орудийные башни вызывали проблему с остойчивостью, их заменили двух-орудийными, установив в качестве компенсации дополнительную пятую трех-орудийную башню в средней части корпуса между двумя котельными группами.  Такое расположение орудий обеспечивало участие в бортовом огне всех тринадцати орудий, а в нос и корму могло стрелять на одно орудие меньше, чем у вероятных противников и столь же вероятных союзников.

Строительство линкоров данного класса окончательно было утверждено 2 декабря 1909г. Всего было построенно три корабля данного класа: «Conte di Cavour», «Guilio Cesare» и «Leonardo da Vinci».

Корма линкоров имела закругленную форму с двумя рулями, расположенными в продольной оси корпуса. Корпус был выполнен почти целиком из высокопрочной стали и имел на всем протяжении двойное дно, а так же разделялся 23 продольными и поперечными переборками. На кораблях было три палубы: броневая, главная, верхняя. В нос и корму от башни главного калибра №3 располагались две мачты, далее к оконечностям следовали разнесенные трубы, боевая рубка и симметричный ей кормовой командный пост. Носовые багни главного калибра располагались  на палубе полубака, что на ярус выше кормовых.

Поскольку фок-мачта размещалась сразу за дымовой трубой, её марс на ходу постоянно окутывался дымом. Этот недостаток был устранён в ходе ремонта 1925 - 1926 г., когда фок-мачту срезали и перенесли вперёд от трубы. Основание старой мачты использовали для крепления грузовой стрелы. Более поздние линейные корабли класса «Andrea Doria» изначально имели фок-мачту перед трубой.

Корабли имели протяжённый полубак, суженный в районе носовых башен главного калибра, а в центре корпуса переходящий в широкий каземат, ромбовидный в плане, в котором располагались четыре группы 120-мм орудий. Жилые помещения как офицеров, так и кубрики матросов были сильно разнесены по длине корабля, достаточно велики и комфортабельны по меркам тех лет.

Длина по ватерлинии кораблей класса «Conte di Cavour» состаляла 168.9 метров, общая длина – 176 метров. Ширина корблей составляла 28 метров, а осадка – 9,3 метра. Тоннаж при нормальной загрузке составлял 23 088 тонн, а при глубокой загрузке – 25 086 тонн. Экипаж корабля состоял из 31 офицера и 969 матросов.

Двигатели

Оригинальные машинные отделения для всех трех кораблей состояли из трех турбоагрегатов «Parsons», каждый размещался в своем машинном отделении. В каждом из машинных отделений, расположенных по бокам от средней башни, находился агрегат из турбин высокого и низкого давления, соединенных последовательно и приводящих во вращение внешние грибные валы. Средний турбоагрегат стоял в машинном отделении, расположенном между кормовой котельной группой и средней башней. В него входили параллельно установленные турбины высокого и низкого давления, вращавшие левый и правый внутренние гребные валы. Пар для турбин вырабатывали двадцать водо-трубных котла системы «Blechynden».  Котлы располагались двумя группами впереди и позади машинного отделения. 

«Leonardo da Vinci» имел 8 котлов чисто нефтяного отопления и 12 котлов смешанного. 

При разработке планировалось, что корабли смогут развивать максимальную скорость в 22,5 узла, однако на испытаниях они смогли развить максимальную скорость в 21,56 – 22,2 узла. Запас топлива кораблей составлял 1 450 тонн угля и 850 тонн нефти, при этом дальность плавания составляла 4 800 морских миль при 10 узлах и 1000 морских миль при 22 узлах. Каждый корабль был снабжен тремя турбогенераторами, которые вырабатывали 150 кВт при 110В.

Вооружение

С момента строительства, основное вооружение кораблей состояло из тринадцати 305 мм  орудий 46 калибра, разработанные  Armstrong Whitworth и Vickers и располагались в пяти орудийных башнях. Три из которых были трех-орудийными и две двух-орудийными. Двух-орудийные башни располагались над трех-орудийными башнями в носу и корме. Трех-орудийные башни располагались по одной в носу и корме, третья располагалась в средней части корабля.  Все орудийные башни были установлены в диаметральной плоскости линкоров так, что в нос и корму могли стрелять по пять орудий, а на любой борт — все тринадцать. При этом на кораблях было на одно орудие меньше чем у Бразильского линкора «Rio de Janeiro», самого вооруженного линейного корабля в мире. У него было семь двух-орудийных башен главного калибра. Эти орудия имели вертикальные углы наклона от -5 до +20 градусов и корабль мог нести по 100 снарядов к каждому орудию, хотя при нормальной загрузке норма была 70 единиц. Мнения историков расходятся насчет скорости стрельбы данных орудий и какими снарядами они вели огонь, однако историк Giorgio Giorgerini считает, что они стреляли 452 килограммовыми бронебойными снарядами, со скорострельностью один выстрел в минуту и с максимальной дальностью стрельбы в 24 000 метров. Башни имели гидравлический подъемник и элеватор со вспомогательной электрической системой.

Противоминное вооружение состояло из девятнадцати 120 мм орудий 50 калибра, разработанных той же фирмой и расположенных в казематах по бортам корабля. Вертикальные углы наклона данных орудий составляли от -10 до +15 градусов и их скорость стрельбы составляла шесть выстрелов в минуту. Они могли стрелять 22,1 килограммовыми фугасными снарядами с максимальной дальностью стрельбы 11 000 метров. Боезапас данных орудий составлял 3 600 снарядов. Для защиты от миноносцев на вооружении кораблей были четырнадцать 76 мм орудий 50 калибра. Тринадцать из них могли быть установлены в верхней части башен, однако они так же могли быть установлены в тридцати разных местах, в том числе на баке и на верхней палубе. Углы вертикальной наводки соответствовали орудиям вспомогательного вооружения и имели скорость стрельбы в десять выстрелов в минуту. Они могли вести огонь 6 килограммовыми бронебойными снарядами с максимальной дальностью стрельбы 9 100 метров. Так же корабли были вооружены тремя 450 мм торпедными аппаратами, утопленными на 45 сантиметров. Они располагались по бортам и в корме.

Бронирование

Корабли класса «Conte di Cavour» имели полноценный броне пояс вдоль ватерлинии, высота его составляла 2,8 метра, он выступал на 1,2 метра над ватерлинией и опускался ниже ватерлинии на 1,6 метра. В средней части его толщина составляла 250 мм, к корме и носу толщина уменьшалась до 130 мм и до 80 мм. Толщина у нижней кромке составляла 170 мм.  Выше главного броне пояса располагался броне пояс с толщиной 220 мм и протяженностью 2,3 метра. Между главной и верхней палубой располагался броне пояс с толщиной 130 мм и с протяженностью 138 метров, от носа до башни №4. Самый верхний броне пояс, который защищал казематы, имел толщину в 110 мм. Корабли имели две броне палубы. Главная палуба имела толщину 24 мм и имела два слоя. Ее толщина на скосах, примыкающих к нижней кромке главного броне пояса, составляла 40 мм. Между башнями №1 и №4 проходила броне палуба толщиной 30 мм, шедшая на уровне кромки 220 мм броне пояса и,  так же имела два слоя. Верхняя палуба не бронировалась, за исключением участка толщиной 30 мм от кромки 170 мм броне пояса до стенки каземата. Толщина палубы бака над казематами 120 мм орудий составляла 44 мм.

Лобовая броня башен главного калибра 280 мм, по бокам 240 мм и 85 мм на крыше. Их барбеты имели толщину над баком в  230 мм, от бака до верхней палубы она уменьшалась до 180 мм, ниже главной палубы броня имела толщину 130 мм. Стены боевой рубки имели толщину 280 мм, а запасного командного поста  - 180 мм. Общий вес бронирования корабля составлял 5 150 тонн, а общий вес защитной системы составлял 6 122 тонны.

Служба

Во время Первой Мировой Войны «Leonardo da Vinci» входил в состав 1-й дивизии 1-й эскадры итальянского флота. Хотя на момент начала войны Италия входила в Тройственный союз, она не выступила против Антанты и после долгих переговоров она присоединилась к Антанте. 23 мая 1915 г. состоялась встреча командующих союзных флотов в Таранто для обсуждения вопросов взаимодействия. Планировалось, что линейные корабли Италии должны будут завязать бой с Австро-Венгерскими дредноутами класса «Tegetthoff». Однако после того как подводные лодки противника за неделю потопили три тяжелых крейсера, командующий Луиджи де Савой приказал не рисковать линейными кораблями и держать их в гаванях. Именно по этой причине все линейные корабли Италии за время первой мировой войны в основном простояли в портах и не сделали ни одного выстрела по противнику. В основном все задачи линкоров сводились к учениям.

3 августа 1916 г. «Leonardo da Vinci» предстояло выйти в море для проведения очередных учений. Что бы не тратить основной боекомплект, 2 августа на корабль погрузили дополнительный боезапас. Общий вес дополнительного боекомплекта составил 700 т. Весь боезапас был принят экипажем в исправном состоянии и никаких замечаний не отмечено. Корабль стоял на внутреннем рейде морской базы Мар Пикалло. В 23:00 произошел взрыв малой мощности в кормовой части корабля. Командир корабля объявил боевую тревогу и приказал затопить забортной водой кормовую группу погребов. В 23:16 пожар в районе кормовой башни главного калибра №5 сильно усилился. После чего перекинулся на батарейную палубу 120 мм орудий правого борта. В 23:22 произошел второй взрыв значительно большей мощности. В результате взрыва был поврежден корпус, появились потери среди личного состава. Через пробоины начала поступать вода в больших объемах. Начата эвакуация личного состава. В 23:40 линкор погружается кормой с быстро растущим креном на левый борт.  В 23:45 «Leonardo da Vinci» перевернулся и затонул на глубине 11 метров. В результате гибели линкора погибло 248 человек.

После гибели линкора было принято решение о его подъеме. Правда, что бы поднять корабль, нужно было уменьшить его массу. Для этого было принято решение достать с корабля боеприпасы, запасы топлива и снять орудия. Кроме этого была еще одна проблема: самый большой сухой док в Таранто имел глубину 12,2 м при размерах линкора 15,5 м. Для решения этой проблемы решили срезать трубы с корабля. 16 августа 1919 г. работы по демонтажу и подъему были закончены и корабль показался вверх килем на поверхности. А 17 ноября 1919 г., после демонтажа башен и надстроек, линкор ввели в сухой док.

После обследования корпуса стали известны размеры повреждении. Взрыв образовал пробоину в районах выходов дейдвудов гребных валов обоих бортов, повредил несколько палуб и водонепроницаемых переборок в районе погребов главного калибра. Ремонт начали с палуб, так как они были сильнее повреждены, а пробоину залатали.

24 января 1921 г. произвели частичное затопление отсеков правого борта и линкор поставили на ровный киль. С помощью построенных понтонов башни подняли отдельно.

Корабль планировали восстановить и провести модернизацию, убрать среднюю башню главного калибра, а вместо 76-мм зенитных орудий установить шесть 102-мм орудий. Из-за отсутствия денег в казне восстановление и модернизацию решили временно заморозить. После подписания Италией 6 февраля 1922 г. Вашингтонского морского соглашения, было принято решение отправить корабль на слом. 22 марта 1923 г. «Leonardo da Vinci» был выведен из списков флота и продан на слом. 

Официальной версией гибели линкора «Leonardo da Vinci» считался саботаж, однако прямых доказательств найти не удалось. Комисия во главе с во главе с адмиралом Наполеоне Каневаро заявила, что причина первого взрыва не была связана с низким качеством принятых боеприпасов. 

В ноябре 1916 года в результате специальной операции проведенной контрразведкой Италии были выкрадены секретные документы, которые раскрывали тайну гибели линкора. Документы были обнаружены в штаб квартире «Австрийской военно-морской информационной службы». В документах содержалась информация, что гибель «Leonardo da Vinci»  и «Benedetto Brin» организовал некто Луиджи Флидер. «Leonardo da Vinci» погиб в результате диверсии проведенной оперативником «Австрийской военно-морской информационной службы» - Лео Фалл (Луиджи Флидер). Он пронес на корабль и установил бомбу с часовым механизмом в пространство двойного дна под кормовым погребом.

Так же есть сторонники версии, что в документах, добытых в результате  специальной операции, не было  никакой новой информации касающейся гибели кораблей  «Leonardo da Vinci»  и «Benedetto Brin», а информация о диверсии была «пустышкой» подготовленной итальянской контрразведкой.

Возможно, мы уже никогда не узнаем истинную причину гибели линкора «Leonardo da Vinci». Однако в заключение можно сказать, что после завершения Первой Мировой Войны итальянской контрразведкой был выслежен некто Лео Фалл, находившийся в тот момент в Инсбруке, арестован и позднее повешен. Действительно он был причастен к гибели линкора или же итальянцы решили сделать его виновным, мы уже не узнаем никогда. 

Фотографии

Об авторе

Овчинников Александр

Я занимаюсь web-разработкой уже более трех лет, на изучение web-программирования меня вдохновила книга «Хакеры», которая входит в состав литературного сериала «Этногенез». И так как мой отец уже более 25 лет нтересуется историей военно-морского флота стран мира и создает силуэты кораблей в высоком разрешении, мною был разработан данный проект и написаны к нему статьи.