«Yamashiro» - линейный корабль (линкор) японского Императорского флота, второй корабль класса «Fuso». Корабль был назван в честь старинной японской провинции Ямасиро, расположенной в регионе Кинки на острове Хонсю. Корабли данного класса были первыми построенными в Японии без привлечения иностранной технической помощи.
Проектирование
В основе класса кораблей «Fuso» лежит проект А-64, который был разработан на основе чертежей линейного крейсера «Kongo», полученных из Англии. Данный проект предусматривал понижение скорости корабля до 22,5 узлов, а мощности ЭУ более чем на треть, что позволило разместить две дополнительные башни главного калибра в средней части корабля и существенно усилить бронирование. Всего было построено два линкора данного класса: «Fuso» и «Yamashiro».
Конструкция
Корпус кораблей данного класса конструктивно не сильно отличался от корпуса кораблей класса «Kongo». Основное отличие заключалось в том, что они были короче и шире, для компенсации возросшего веса вооружения и бронирования. Схема бронирования, повторяла схему бронирования дредноутов класса «Kawachi».
Башня №4, как и на «Kongo», размещалась между кормовой котельной группой и машинным отделением, однако она была смещена ближе к миделю, чем на прототипе. Бронирование башен орудий главного калибра, по сравнению с прототипом существенно усилили.
Длина корабля между перпендикулярами составляла 192,1 м, а полная – 205,13 м, ширина составляла 28,7 м, а осадка 8,7 м. Водоизмещение в стандартной нагрузке составляла 29 326 т, а в полной – 35 900 т. Экипаж корабля состоял из 1198 офицеров и матросов.
Двигатели
ЭУ состояла из турбоагрегатов «Brown-Curtis» суммарной мощность 40 000 л.с., приводивших во вращение четыре гребных вала. Пар вырабатывали 24 паровых котла «Miyahara» со смешанным отопление. Расположение котельных и машинных отделений изменилось. Между первой и второй котельными группами появился отсек с погребами башни №3. Машинные отделения находились между башнями №4 и №5.
Запас топлива составлял 5 020 т. угля и 1 025 т нефти, что обеспечивало дальность в плавания 8 000 миль при скорости хода 14 узлов. При проектировании ожидалось, что корабль сможет развить скорость в 22,5 узла, однако на испытаниях «Yamashiro» развил скорость в 23 узла при мощности – 47 730 л.с.
Вооружение
Вооружение главного калибра состояло из двенадцати 356-мм орудий 45 калибра размещенных в шести двух-орудийных башнях, размещенных в диаметральной плоскости. По две линейно возвышенных башни в носу и корме, и две башни в средней части корпуса. Орудия имели вертикальные углы наклона от -5 до 30 градусов. Данные орудия вели огонь бронебойными снарядами со скоростью стрельбы выстрел в минуту и дальность стрельбы 25 420 метров.
Вооружение вспомогательного калибра состояло из шестнадцати 152-мм орудий 50 калибра и размещалась в казематах. Угол возвышения орудий составлял 15 градусов, а максимальная дальность стрельбы – 21 000 метров. Их скорострельность составляла шесть выстрелов в минуту. Дальность стрельбы составляла 7 200 метров. Так же корабли были вооружены шестью 533-мм торпедными аппаратами, по три на каждом борту.
Бронирование
От барбета башни №1 до башни №6 простирался 305-мм главный броне пояс, который по нижней кромке утоньшался до 102-мм, с высотой 3,8 м. В оконечностях он завершался траверсами с такой же толщиной. В нос и корму от траверсов толщина уменьшалась до 203-мм, а ближе к штевням – до 102-мм. Поверх главного от башни №1 до башни №6 шел 203-мм броне пояс, поднимающийся до верхней палубы. Он так же заканчивался 127-мм траверсами. Защиту казематов обеспечивал 152-мм броне пояс.
Корабли имели одну главную 35-мм броне палубу, остальные палубы имели лишь частичное бронирование. Главная броне палуба примыкала к верхней кромке главного броне пояса. В нос и корму от траверсов главного броне пояса, толщина увеличивалась до 51-мм, а над кормовым отделением рулевой машины – до 76 -мм. Верхняя палуба в районе цитадели имела 35-мм бронирование. Палуба бака над казематом противоминной артиллерии имела 19 мм бронирование.
Толщина лобовых плит башен главного калибра составляла 305-мм, боковых стен – 203-мм и крыши – 114-мм. Барбеты имели бронирование толщиной 203- мм. Толщина стен главной рубки составляла – 350-мм, а вспомогательной – 152-мм.
Модернизации

1 декабря 1918 г. после окончания Первой Мировой Войны «Yamashiro» оснастили зенитным вооружением, которое состояло из шести 76-мм орудий 40 калибра. Угол возвышения составлял 75 градусов, они вели огонь 5,99 килограммовыми снарядами со скорострельностью от тринадцати до двадцати выстрелов в минуту.
С 1923 по 1924 гг. линкоры проходили первую модернизацию. Размеры носовой надстройки были увеличены, в результате она стала напоминать пагоду. Башни главного калибра оснастили новыми дальномерами. Так же в это время временно установили платформу для гидросамолетов на башне главного калибра №2.
Из-за увеличившихся размеров носовой надстройки, она стала окутываться дымом, поэтому для отвода газов носовую трубу оборудовали высоким козырьком в начале 1925 г.
В период с 1926 г по 1927 г линкор прошел небольшую модернизацию, в ходе которой были демонтированы противоторпедные сети, установленные по бортам корпуса, и добавлена командная платформа в носовую надстройку.
С декабря 1930 г. по март 1935 г. «Yamashiro» прошел вторую модернизацию. ЭУ установка была заменена на более мощную. Она состояла из четырех турбозубчатых агрегатов и шести паровых котлов «Kampon» с суммарной мощность 75 000 л.с. Новая ЭУ была на 2000 т легче и занимала меньше места, что позволило отказаться от первой дымовой трубы. Выигрыш в весе позволил усилить палубную броню, толщина которой теперь составляла 97 мм. Запас топлива составлял 5 200 т нефти, а дальность плавания 11 800 миль при 16 узлах.
Торпедная защита была усилена за счет установки новой противоторпедной переборки толщиной 37 – 63 мм и установки, бортовых булей, правда из-за этого пришлось демонтировать все подводные торпедные аппараты.
Угол возвышения орудий главного калибра увеличили до 40 градусов, а скорость стрельбы – до 1,5 выстрела в минуту. Из-за больших размеров носовой надстройки башня главного калибра №3 была развернута в сторону кормы. Все 76-мм орудия были заменены четырьмя спаренными 127-мм установками 40 калибра, которые могли вести огонь на дистанции до 14 700 метров с вертикальными углами наклона 90 градусов и максимальной скорострельностью в 14 выстрелов в минуту. Однако в среднем они вели огонь со скорость шесть выстрелов в минуту. Так же установили несколько 13,2 мм пулемета. Максимальная дальность стрельбы составляла 6 500 метров, однако эффективная дальность стрельбы по авиации составляла 1000 метров. Катапульту для запуска гидросамолетов сразу установили в корме. Длина корпуса в кормовой оконечности была удлинена на 7,6 метра. Так же вместо шести метровых дальномеров были установлены новые восьми метровые дальномеры. На испытаниях линкор развил скорость в 24,8 узла при мощности 76 889 л.с.
С 26 февраля 1937 г по 31 марта 1938 г линкор проходил модернизацию, в ходе которых были установлены новые десяти метровые дальномеры на верхней части носовой надстройки. Так же установили новые директоры с обеих сторон дымовой трубы. Все 13,2-мм пулеметы были заменены на 25-мм автоматы. Противоминные 150-мм орудия №1 и №2 были демонтированы.
Максимальный угол возвышения 25-мм автоматов составлял 80 градусов. При этом максимальная дальность стрельбы по наземным целям составляла 7 500 м при угле возвышения 50 градусов. Потолок стрельбы по воздушным целям – 3 500 м. Скорострельность данных автоматов варьировалась от 220 до 260 выстрелов в минуту, при этом эффективная скорострельность составляла 110 – 120 выстрелов в минуту.
В феврале 1942 на кораблях заменили лейнеры орудий главного калибра и установили размагничивающее устройство.
В июле 1943 на корабли установили РЛС типа 21, количество 25-мм автоматов увеличили до 37, десять из них были двух-спаренные.
В июле 1944 на линкоре усилено зенитное вооружение. Были установлены РЛС типов 13 и 22. Количество 25-мм автоматов увеличили до 66. Восемь, из которых были трех-спаренные, девять двух-спаренные и двадцать четыре одиночные. Так же были установлены двадцать четыре 13,2-мм пулеметов.
Служба
После ввода в строй «Yamashiro» был зачислен в состав 1-й дивизион 1-го флота. В Первой Мировой Войне «Yamashiro» как и «Fuso» участия не принимал, так как в Восточной Азии уже не было сил Центральных Держав, но на протяжении войны кратковременно патрулировал берега Китая. В 1920-е большую часть службы провел в китайских водах. В 1922 г. на башне №2 главного калибра была установлена платформа для самолета, а 29 марта этого года с нее успешно взлетел истребитель Gloster Sparrowhawk и Sopwith Camel. «Yamashiro» был первым Японским кораблем, с которого успешно взлетел истребитель.
В сентябре 1923 года линкор принимал участие в спасении жертв великого землетрясения в Канто. К сожалению, сохранилось очень мало детальной информации о деятельности линкора до 1925 г. Известно, что 5 апреля 1925 г. линкор посетил порт “Ryojun Guard District” в Маньчжурии и принял участие в учениях у берегов Китая.
18 декабря 1930 г. линкор стал на модернизацию в Йокосуке, где его двигательные установки были заменены более мощными, а броня усилена. Вооружение корабля так же подверглось усилению, а торпедные аппараты были демонтированы. Модернизация «Yamashiro» закончилась 30 марта 1935 г. 27 июня 1937 г. линкор стал на длительный ремонт, который закончился 31 марта 1938 г. Вначале 1941 г. с корабля экспериментально был запущен радиоуправляемый гидросамолет Kawanishi E7K2. В мае 1941 г. «Yamashiro» был зачислен во 2-й дивизион 1-го флота, который состоял из двух линейных кораблей класса «Fuso» и двух линейных кораблей класса «Ise».
8 декабря 1941 г. когда Япония вступила во Вторую Мировую Войну, 2-й дивизион был усилен линкорами «Nagato» и «Mutsu» и авианосцем «Hōshō» и переброшен с Хасиродзимы на Бонинские острова для дистанционной поддержки 1-му Воздушному Флоту атаковавшему Перл-Харбор. Через шесть дней 2-ая дивизия вместе с «Yamashiro» вернулась в Хасиродзиму.
18 апреля 1942 г. линкор в составе 2-й дивизии линейных кораблей преследовал американское соединение, совершившего рейд “Дуллитла”, которое совершило авиационный налет на Токио. Однако контакта с американским соединением не было, и линкор спустя четыре дня вернулся.
28 мая 1942г. 2-я дивизия линейных кораблей, включая «Yamashiro», отплыла из Хасиродзимы вместе с Алеутской Группой Поддержки. В это время большая часть японского Императорского Флота начала атаку на острова Мидуэй. Эта атака так же известна как Операция МИ. Перед отплытием дивизия была усилена и состояла из четырех линейных кораблей, двух легких крейсера, двенадцати эсминцев и двух танкеров. 2-я дивизия должна была обеспечить поддержку силам Алеутской группы.
После Битвы Мидуэй японский флот понес большие потери среди авианосцев, стараясь восполнить потери, военно-морской флот разработал план по переоборудованию двух линкоров класса «Fuso» в авианесущие-линкоры, но вместо них были выбраны два линкора класса «Ise».
В июле 1943 г. линкор прошел доковый ремонт в Йокосуке для установки нового радара и дополнительных 25-мм АА орудий. После ремонта был назначен учебным кораблем и оставался им до октября. 13 октября прибыл на военно-морскую базу Трук для обеспечения охраны базы в отсутствие флота, ушедшего на перехват американского соединения TF.14. 20 октября линкор «Ise» доставил пехотные подразделения. Линкоры отправились в Японию в сопровождении крейсеров «Junyō» и «Unyo» 31 октября. 5 ноября подводная лодка «USS Halibut» произвела торпедную атаку по крейсеру «Junyō», но промахнулась. Торпеда попала в «Yamashiro», однако не взорвалась. 9 ноября линкор был атакован подводной лодкой «Ro-113», повреждения незначительны. По возвращению в Японию линкор продолжил службу учебным кораблем.
Во время американского вторжения в Сайпан в июне 1944 г., японские транспортные корабли, перевозившие войска для усиления обороны острова были потоплены подводными лодками. Сигэнори Ками, начальник оперативного отдела военно-морского штаба, вызвался командовать «Yamashiro», что бы перевезти войска и технику на Сайпан. Если линкор достигнет острова, он планировал намеренно сесть на мель до того как будет потоплен и использовать артиллерию корабля для защиты острова. Операция была утверждена премьер-министром Японии и известна как операция Y-GO. Однако операция была отменена после тяжелого поражения в битве в Филиппинском море 19 и 20 июня.
Линкор был переоборудован в июле 1944 г. в Йокосуке, где установили дополнительные радары и легкие АА орудия. 10 сентября «Yamashiro» и «Fuso» были зачислены во 2-й дивизион линкоров 2-го флота. Они покинули Куре 23 сентября и направились к островам Лингга, перевозя 25-ю армию независимого смешенного полка. На следующий день избежали атаки американской подводной лодки «Plaice». 4 октября дивизион линкоров прибыл в Лингга, после чего перешел в Бруней для выгрузки войск и пополнения запасов топлива в процессе подготовки к операции Shō-Gō. Операция предусматривала уничтожение американского флота осуществившего вторжение в Лусон.
22 октября 1944 г линкор «Yamashiro» в составе Южного соединения вышел из Брунея. В состав соединения входили линкор «Fuso», тяжелый крейсер «Mogami» и четыре эсминца. Соединение направлялось на восток в море Сулу, а затем на северо-восток в море Минданао, намереваясь присоединиться к силам вице-адмирала Такэо Куриты в заливе Лейте. Корабли прошли к западу от острова Минданао в пролив Суригао, где встретили крупное американское соединение. Сражение в проливе Суригао стало важнейшим событием в битве в заливе Лейте.
24 октября в 9:08 соединение заметило группу из 27 самолетов, среди которых были торпедоносцы TBF Avenger и пикирующие бомбардировщики SB2C Helldiver в сопровождении палубных истребителей F6F Hellcat. Авиация противника атаковало на бреющем полете. В результате атаки на линкоре «Yamashiro» погибло 20 человек, а из-за близкого разрыва авиационной бомбы по правому борту образовались пробоины в корпусе. В корабль стала поступать забортная вода, и крен корабля стал увеличиваться. К тому времени, когда корабль удалось выровнять контрзатоплением, крен достиг 15 градусов.
В 22:52 соединение открыло огонь по американским эсминцам, в результате обстрела два эсминца получили повреждения, что заставило их отступить до того как они смогли запустить торпеды. После отступления эсминцы продолжали поддерживать визуальный контакт с японским соединением и уже в 03:00 следующего дня предприняли новую атаку. Уже в 03:08 одна или две торпеды попали в линкор «Fuso» заставив его выйти из строя. Спустя семь минут, линкор «Yamashiro» открыл огонь из орудий противоминного калибра. Ориентировочно в 03:11 эсминцы «Monssen» и «Kilien» запустили свои торпеды в линкор «Yamashiro», одна или две торпеды попали в среднюю часть корабля. В результате полученных повреждений корабль замедлил ход, а погреба боезапаса кормовых орудий главного калибра были затоплены. Третье попадание линкор получил ближе к носу в 03:40.
В 03:52 японское соединение подверглось нападению большого американского соединения контр-адмирала Джесси Олдендорфа, которое состояло из шести линкоров, трех тяжелых и четырех легких крейсеров. Первыми открыли огонь из 152-мм и 200-мм орудий тяжелые крейсеры: «Louisville», «Portland» и «Minneapolis», и легкие крейсеры: «Denver», «Columbia», «Phoenix» и «Boise». Тем временем линкоры сформировали линию фронта. Первым открыл огонь линкор «West Virginia» и поразил как минимум одну цель 410-мм снарядом с дистанции 20 800 м. Следующим вступил в бой линкор «Maryland». В самом конце боя открыл огонь линкор «Mississippi», а линкор «Pennsylvania» так и не смог открыть огонь из-за старых радиолокационных систем.
Бомбардировка продолжалась в течение 18 минут. Семь кораблей американского соединения сфокусировали огонь на линкоре «Yamashiro». Первые два снаряда попали в носовую надстройку и бак корабля, и в скором времени он был объят пламенем. Несмотря на полученные повреждения и бушевавший огонь, линкор вел непрерывный огонь из носовых орудий главного калибра. При этом он прикрывал, подвергшиеся нападению американских эсминцев, крейсер «Mogami» и эсминец «Asagumo» огнем артиллерии противоминного калибра. Линкор не мог вести огонь 356-мм орудиями, расположенными в средней части корпуса до 04:00, пока не повернул на запад. В 04:04 на корабле прогремел сильный взрыв, предположительно взорвалась одна из башен главного калибра расположенных в средней части корпуса. Несмотря на продолжавшийся пожар и сильные повреждения, линкор «Yamashiro» в промежутке времени между 04:03 и 04:09 увеличил темп стрельбы и в это же время получил прямое попадание торпеды в район машинного отделения по правому борту. Из-за чего скорость линкора упала до 12 уз. Примерно в это время командующий японского соединения вице-адмирал Нисимура отправил сообщение: “Мы продолжаем движение, пока не будем полностью уничтожены. Я выполню свою миссию, как было спланировано. Будьте уверены.”. После того как американский эсминец «Albert W. Grant» пострадал от дружественного огня, Олдендорф приказал прекратить обстрел всему формированию.
Линкор «Yamashiro» увеличил скорость до 15 уз в попытке уйти из ловушки, но к этому времени получил уже от двух до четырех торпедных попаданий. Чуть позже корабль получил еще два попадания торпед в район машинного отделения по правому борту. Из-за полученных повреждений стал быстро расти крен на правый борт, который в скором времени составил 45 градусов. Командир корабля отдал приказ покинуть корабль, однако было слишком поздно, корабль опрокинулся в течение пяти минут и быстро затонул, кормой вперед. Линкор «Yamashiro» исчез с радаров в промежутке между 04:19 и 04:21 25 октября 1944 г. Из команды в 1 636 человек смогли спастись только 10 человек.
31 августа 1945 года «Yamashiro» был исключён из списков флота.