navyhistory

"BB-36 Nevada" - Линейный корабль ВМФ США

«BB-36 Nevada» - линейный корабль военно-морского флота США, головной корабль одноименного класса кораблей. Назван в честь штата Невада. Корабли класса «Nevada» занимают особое место в истории мирового кораблестроения, будучи первыми линкорами, бронирование которых выполнялось по принципу "все или ничего".

Проектирование

В начале, 1910 г. новая концепция системы бронирования под названием “все или ничего” нашла широкое понимание в американских военно-морских кругах, что вызвало довольно много дискуссий. Согласно данной концепции, грядущие бои будут вестись на больших дистанциях, из-за чего процент попаданий будет мал. Из-за того, что тяжелые бронебойные снаряды в воздухе медленнее теряют скорость и лучше сохраняют бронебойные свойства на больших дистанциях стрельбы, то акцент делался на 356-мм орудия. Кроме этого снаряды, выпущенные с большой дистанции достигая цель падали по крутой траектории и как следствие возрастала вероятность поражения горизонтальных поверхностей корабля.

Исходя из всего выше перечисленного, бронирование получили основные жизненно важные элементы корабля и объем в корпусе, необходимый для поддержания плавучести и остойчивости корабля.  Все остальное не бронировалось, снаряды должны были пробивать эти части корабля насквозь, нанося лишь минимальные повреждения.

Весной  1910 г. были подготовлены первые эскизы нового линкора, за основу был взят линкор «New York». Нижние концевые башни сделали трех-орудийными, а от башни главного калибра в средней части корпуса отказались. Уменьшилось количество орудий противоминного калибра. Изменили расположение энергетической установки.  В апреле Генеральный совет предложил внести изменения в проект. За счет уменьшения скорости увеличить количество орудий главного калибра до 12, улучшить бронирование корабля.

После ряда изменений в проекте 13 февраля 1911 г. Бюро конструирования и ремонта предоставило очередную редакцию проекта. Согласно нему, основная часть орудий противоминного калибра размещались в казематах на протяженном полубаке, а остальная в корме. Борт ниже главного броне пояса бронировался 127-мм бронеплитами. Из-за того, что  по новому проекту линкор получался слишком длинный,  Генеральный совет его отклонил.

Несмотря на то, что окончательного проекта еще не было, 4 марта 1911 г. Конгресс утвердил постройку двух линкоров «Nevada» и «Oklahoma».

В течение марта 1911 г. Бюро предоставило несколько вариантов проекта с разными скоростями и количеством орудий главного калибра. После рассмотрения всех вариантов, 30 марта Генеральный совет остановился на варианте с десятью орудиями главного калибра и скоростью хода 20,5 уз. Так же была изменена система бронирования линкора. После внесения небольших изменений в проект, 22 января 1912 г. состоялась выдача заказов на постройку линкоров «Nevada» и «Oklahoma».

Конструкция

По сравнению с предшественником длина корпуса осталась на прежнем уровне, а вот в ширину линкор стал уже на 3 м. Отказ от башен главного калибра расположенных в средней части корпуса позволил изменить расположение энергетической установки. Хотя на линкорах класса «Nevada» башен главного калибра было на одну меньше, количество орудий осталось на прежнем уровне, кроме этого сами орудия ничем не отличались от установленных на линкоре «New York».  Сохранить количество орудий главного калибра позволило установка новых трех-орудийных башен главного калибра в корме. Противоминное вооружение линкоров оставили без изменений.

Бронирование линкора было сильно изменено согласно доктрине “все или ничего”.  Главный броне пояс стал шире и толще. Бронирование траверсов было усилено, а вот защита кормового рулевого отделения была уменьшена. Башни главного калибра получили существенную защиту. Схема горизонтального бронирования была изменена, главная броне палуба была усилена, кроме этого была добавлена противоосколочная палуба.

 Из-за того, что нефть стала основным источником топлива, в качестве энергетической установки были использованы паровые турбины.  По сравнению с предшественником скорость слегка снизилась, зато дальность плавания увеличилась.

Длина корабля по ватерлинии составляла 175,3 м., а общая – 177,7 м. Ширина корпуса составляла 26,1 м., а осадка – 8,7 м. Стандартное водоизмещение составляло 27 500 т., а полное – 28 400 т. Экипаж корабля состоял из 864 офицеров и матросов.

Двигатели

Линкоры класса «Nevada» были первыми кораблями, использующими чисто нефтяное отопление, что позволило использовать паровые турбины. На линкоре «Nevada» в качестве энергетической установки установили двух-вальную паровую турбину «Curtis» общей мощностью 26 291 л.с. В то время как на линкоре «Oklahoma» были установлены паровые машины тройного расширения мощность 26 500 л.с.

Пар вырабатывали 12 паровых котлов «Yarrow» использующих нефтяное отопление и размещались в трех котельных отделениях. Нормальный запас топлива составлял 1 362 т., а максимальный – 2 042 т. Во время проектирования расчетная дальность плавания должна составлять 8 000 миль при скорости хода 10 уз., но на практике дальность плавания составляла 5 120 миль при 12 уз. Максимальная скорость хода составляла 20,5 уз.

Вооружение

Вооружение главного калибра линкоров класса «Nevada» состояло из десяти 356-мм орудий 45 калибра, модели 356-мм/45 Mk.8. Орудия размещались в двух-орудийных (возвышенных) и трех-орудийных (концевых) линейно возвышенных башнях. Данные орудия вели огонь 640-кг бронебойными снарядами со скорострельностью до 1,75 выстрела в минуту. По сравнению со снарядами данного калибра других мировых стран, они считались сравнительно легкими, но при этом имели большую начальную скорость.   Углы возвышения орудий составляли 15 градусов с максимальной дальностью стрельбы 19 000 м.

Противоминное вооружение состояло из двадцати одного 127-мм орудия 51 калибра, модели 127-мм/51 Mk.15.  Размещение противоминных орудий полностью повторяло предыдущий класс линкоров «New York». Десять орудий располагались в средней части корпуса в казематах, на орудийных палубах в носу и корме располагалось четыре и соответственно пять орудий. Оставшиеся два орудия располагались в надстройке по бокам боевой рубки. Орудия вели огонь 23-кг снарядами и имели скорострельность в семь выстрелов в минуту. Углы возвышения составляли 45 градусов с максимальной дальностью стрельбы 13 200 м.

Торпедное вооружение линкоров включало два 533-мм траверзных подводных аппарата. 

Бронирование

Главный броне пояс высотой 5,3 м.  шел от барбета башни главного калибра №1 до барбета башни №4, длина пояса составляла 122 м. Он набирался из броне плит толщиной 343-мм и к нижней кромке он утоньшался до 203-мм. В оконечностях он заканчивался 320-мм траверсами. В кормовой оконечности позади главного броне пояса, для защиты рулевого отделения, шел 203-мм пояс, который с кормы замыкался 229-мм траверсом. Длина пояса составляла 18,3 м, а высота – 2,6 м.

Горизонтальное бронирование состояло из 89-мм броне палубы, которая располагалась над цитаделью.  Уровнем ниже располагалась 38-мм противоосколочная палуба , которая на скосах примыкала к нижней кромке бортового пояса. Толщина противоосколочной палубы на скосах составляла 51-мм. За кормовым траверсом цитадели толщина палубы составляла 63-мм.

Бронирование башен главного калибра различалось, фронтальное бронирование было лучше у трех-орудийных чем у двух-орудийных башен. Так толщина лобовых плит у возвышенных башен составляла 406-мм, а у концевых – 457-мм. Толщина боковых плит колебалась от 229-мм до 254-мм, а толщина крыши – 127-мм. Бронирование барбетов башен выше броневой палубы составляла 300-мм, а ниже – 114-мм. Толщина стен боевой рубки составляла 457-мм.

Противоторпедная защита состояла из двух пустых отсеков глубиной 3 м. Внутренний отсек ограничивался 38-мм противоторпедной переборкой, которая опускалась от излома противоосколочной палубы до второго дна.

Модернизации

Вскоре после вступления в строй на линкоры установили два 76-мм зенитных орудия. Дальностью стрельбы при угле возвышения 43,5 градусов составляла 5 500 м. Скорострельность данных орудий колебалась между восьмью – девятью выстрелами в минуту. Во время ремонта 1919 – 1920 гг. количество орудий увеличили до восьми, модернизировали систему управления огнем орудий главного калибра.

В конце 1922 г. на линкорах класса «Nevada» в корме  смонтировали поворотную пневматическую катапульту для запуска гидросамолетов.

В 1920-х годах была подготовлена программа по кардинальной модернизации линкоров,  «Nevada» проходила модернизацию в Норфолке на верфи ВМС с сентября 1927 г. по ноябрь 1929 г., а «Oklahoma» - в Филадельфии на верфи ВМС с сентября 1927 г. по июль 1929 г.

Поверх главной броневой палубы уложили дополнительный слой бронеплит толщиной 51-мм, доведя общую толщину до 127-мм. Толщина скосов противоосколочной палубы была увеличена до 76-мм, толщина крыши боевой рубки была доведена до 203-мм. Так же были установлены противоторпедные були, что увеличило ширину линкоров до 32,9 м. Позади противоторпедной переборки установили еще одну продольную переборку. При этом общая глубина противоторпедной защиты на миделе составила 5,8 м.

Старые паровые котлы были заменены шестью новыми котлами «Bureau Express», дымовую трубу сдвинули назад. На линкоре «Nevada» установили турбоагрегаты «Parsons». Нормальный запас топлива составлял 3 148 т., а максимальный – 6 274 т. нефти.

В ходе модернизации углы возвышения орудий главного калибра увеличили до 30 градусов, что увеличило дальность стрельбы до 22 800 м. Полностью заменили системы управления огнем. Решетчатые мачты-башни заменили треногими фок и грот-мачтами.

Демонтировали все орудия противоминной артиллерии расположенные в казематах, а их порты заделали. На палубе бака возвели надстройку, в которой разместили по пять 127-мм орудий с каждого борта. Орудия, расположенные на носовой и кормовой орудийной платформе демонтировали. Все 76-мм орудия были сняты и вместо них на палубе надстройки разместили восемь 127-мм зенитных орудий 25 калибра, по четыре на каждом борту. Они вели огонь 24-кг снарядами и скоростью стрельбы в пятнадцать – двадцать выстрелов в минуту. Максимальный угол возвышения составлял 85 градусов с максимальной дальностью стрельбы 13 300 м.

На испытаниях «Nevada» развил скорость в 20,22 уз., а «Oklahoma» - 19,68 уз. Нормальное водоизмещение составило 30 500 т., а полное – 33 901 т.

В 1940 – 1941 гг. модернизировали приборы управления огнем зенитных орудий. В июле 1941 г. на линкоре «Oklahoma» установили 4х4 28-мм зенитных автомата, разместив два по бокам носовой надстройки вместо 127-мм противоминных орудий и два на верхней палубе у основания грот-мачты.

До конца 1942 г. линкор «Nevada» проходил ремонт на верфи ВМС в Пьюджет Саунт. Во время ремонта на линкоре установили шестнадцать 127-мм универсальных орудий 38 калибра расположенных в восьми двух-орудийных башнях, вместо смешанной батареи 127-мм орудий.  Эти орудия вели огонь 25,03-кг снарядами с максимальной дальностью стрельбы по наземным целям 15 903 м. и 11 300 по воздушным целям при угле возвышения в 45 градусов. Так же было усилено зенитное вооружение благодаря установке 8х4 40-мм зенитных орудий (Bofors 40 mm) и сорока одной 20-мм пушки (Oerlikon 20 mm). 40-мм орудия вели огонь 0,9-кг снарядами со скоростью стрельбы от 120 до 160 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы при угле возвышения в 45 градусов составляла 10 180 м. 20-мм пушки вели огонь 0,123-кг снарядами со скоростью стрельбы от 250 до 320 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы при угле возвышения в 45 градусов составляла 4 400 м.

В ходе модернизации существенно перепланировали надстройки. Для компенсации нагрузки сняли тяжелую боевую рубку, вместо нее смонтировали открытый мостик. Установили новые радиолокационные системы.

Массивную грот-мачту заменили более легкой и короткой.  Во избежание задымления открытых постов управления и мостиков носовой надстройки, дымовую трубу удлинили, добавив меньшее по диаметру “колено” отклоненное назад.

В результате модернизации полное водоизмещение линкора достигло 35 400 т.

В ноябре 1944 г. на линкор дополнительно установили 2х4 40-мм зенитных орудий (Bofors 40 mm), а количество 20-мм пушек (Oerlikon 20 mm) уменьшили до тридцати семи.

Служба

26 мая 1916 г. линкор «Nevada» присоединился к Атлантическому флоту в Ньюпорте. Линкор занимался артиллерийской подготовкой у берегов Вирджинии и проходил текущее обслуживание и дооснащение. 6 апреля 1917 г. Соединенные Штаты вступили в Первую Мировую Войну и «Nevada» в составе соединения BatDiv6 в конце лета 1918 г. прибыла в Ирландию для пресечения предполагаемых действий немецких рейдеров в Северной Атлантике. Однако столкнуться с немецким флотом в боевой обстановке ей не довелось и линкор в составе 6-й и 9-й дивизии линкоров сопроводила во французский Брест президента Вильсона и вернулась в США.

После окончания Первой Мировой Войны появился новый вероятный противник в лице Японии. В результате чего начался перевод основных сил на Тихий Океан. 9 августа линкор «Nevada» прибыл в залив Сан-Педро.

24 августа 1920 г. линкоры «Nevada», «Oklahoma» и «Arizona» составляли 7-ю дивизию линкоров (BatDiv7). В начале лета 1921 г. произошла реорганизация 7-й дивизии, теперь в ней состояли линкоры «Nevada», «Mississippi» и «Pennsylvania», дивизия входила в состав Тихоокеанского флота.

18 августа 1922 г. «Nevada» в сопровождении линкора «Maryland»  отправилась в Бразилию, где готовились отметить 7-го сентября столетие независимости.  После чего линкоры в начале сентября перешли в Рио-де-Жанейро, где их экипажи приняли участие в соревнованиях по легкой атлетике. Бегун на длинные дистанции от команды «Nevada» взял первое место, несмотря на то, что ему пришлось по ходу состязания выяснять маршрут у прохожих, совершенно не зная португальского.

В начале 1923 г. линкор принял участие в шестидневных учениях по защите панамского канала. В 1924 г. аналогичные учения были повторены. В нападении на панамский канал участвовал первый американский авианосец «Leangle». В 1925 г. линкор в составе флота ходил в Австралию и Новую-Зеландию.

В 1926 г. в результате бюджетного дефицита «Nevada» полностью потеряла боеспособность. Линкор шесть месяцев простоял на приколе из-за того, что конденсаторы были полностью разъедены коррозией, а денег на своевременный ремонт не нашлось. Видя плачевное состояние линкора, его новый командир решился на оригинальный поступок. При полном параде, он нанес визит главе Тихоокеанского флота, что бы сообщить о вступлении в командование линкора «Nevada». Это было поводом поговорить о замене конденсаторов.  Через пять дней деньги были выделены.

Вскоре линкор встал на кардинальную модернизацию, закончившуюся в 1929 г.  В начале 1930 г. линкор отправился в Гуантанамо, где в составе 3-й дивизии принял участие в морских учениях, проходивших у берегов Панамы, после чего вернулся в Нью-Йорк.

7 мая 1930 г. проходил президентский смотр флота,  с участием линкора «Nevada», на Хэмптон-Роуд. Дальнейшая служба линкора проходила в основном у западных берегов США и на Гавайях. Ежегодно Тихоокеанский флот проводил большие военные игры, которые длились в основном до двух месяцев с привлечением всех свободных линкоров. Так в 1932 г. линкор «Nevada» участвовал в учениях по отражению воздушной атаки на Перл-Харбор.

В начале 1935 г. линкор принял участие в подготовительных маневрах у Сан-Франциско. 12 февраля линкор получил экстренный приказ идти на поиски дирижабля «Мэкон», потерпевшего катастрофу. 29 апреля линкор оставил Гавайи и провел несколько месяцев в походах и учебных боях больших маневров «Fleet Problem XVI». Линкор «Nevada» вернулся в Сан-Педро только в конце августа.

В 1938 г. 3-я дивизия линкоров в составе «Nevada», «Oklahoma» и «Arizona» получила по три биплана Curtiss SOC «Seagull». 2 марта 1941 г. их сменили монопланы Vought OS2U-3 «Kingfisher».

Весь 1941 г. Тихоокеанский флот проводил в непрерывных маневрах и учениях. Так летом во время учений произошел случай попавший в печать. Оперативная группа 1-й дивизии линкоров в составе эсминцев сопровождения проводила учения в океане. Погода была штормовой и с эсминца «Gridli»  поступила убедительная просьба прислать дантиста с набором инструментов и материалами для протезирования. Это было более чем странно, так как сильная качка не позволяла провести операцию даже на линкоре. С большим трудом вельбот с линкора «Nevada» доставил на борт эсминца своего озадаченного дантиста. Как оказалось в дальнейшем, в помощи нуждался сам корабль. Дантист отреставрировал из пластмассы несколько срезавшихся зубьев рулевого привода. В результате чего эсминец смог совершить самостоятельный 12-ти часовой поход до базы, а остальные корабли тактической группы продолжили учения.

7 декабря 1941 г. «Nevada»  стояла у северо-восточной оконечности острова Форд в Перл-Харборе. В 07:55 оркестр корабля готовился играть национальный гимн при подъеме флага. Через две минуты капельмейстер увидел и услышал взрыв на острове Форд, а затем увидел самолет, приближавшийся на малой высоте в агрессивной манере. Хвостовой стрелок самолета дал очередь по выстроившимся музыкантам и морским пехотинцам, выстроившимся на корме линкора. Пулями был прошит флаг корабля, никто из экипажа не пострадал. Даже когда пролетел второй бомбардировщик, капельмейстер продолжал дирижировать, а музыканты доиграли гимн до конца и лишь, затем бросились искать укрытие.

Чуть позже в левый борт между носовыми башнями главного калибра попала торпеда, произошел взрыв на глубине 6 метров. Размеры образовавшейся пробоины по горизонтали составляли почти 14 м., а по вертикали – 9 м. Затем последовали два прямых попадания авиационных бомб и близкие разрывы у борта. Корабль отбивался, как мог, предположительно удалось сбить два или три бомбардировщика.

Противоторпедная защита модернизированного линкора смогла поглотить энергию взрыва японской торпеды и переборки еще держались. Около 08:50 линкор дал ход, считается, что это стало возможным, так как в это время проводилась смена одного дежурного котла на другой. Оба котла как раз оказались разогретыми. Больше в это утро ни один линкор не смог дать хода.

«Nevada» вышла на внутренний фарватер и направилась в обход искореженной взрывом линкора «Arizona». Корабль двигался медленно, был заметен крен на левый борт. В это время пикирующие бомбардировщики ринулись в атаку на линкор. «Nevada» скрылась из виду в столбах воды, поднятой близкими разрывами. Линкор получил два прямых попадания бомб в палубу бака, разрыв бомбы на шлюпочной палубе по правому борту вывел из строя все 127-мм орудия. Рядом с линкором взорвался от прямого попадания эсминец «Shou», его горящие осколки засыпали линкор. «Nevada» горела в десятке мест и в 09:10 встала на мель у берега на южной стороне канала.

После ухода японской авиации линкор продолжал гореть, а через пробоины в корпусе продолжала поступать забортная вода.  Крен корабля составлял 12-15 градусов. По полудню группа офицеров и специалистов обследовали линкор, зрелище было ужасное. Корабль получил множество повреждений, самые сильные повреждения находились в носовой части. Вся передняя половина корпуса была затоплена. Сильно пострадали надстройки, 127-мм универсальные орудия в средней части корабля были выведены из строя. Всего в результате атаки на линкоре погибло 76 человек и около сотни раненых.

12 февраля 1941 г. после того как с линкора выгрузили боезапас, откачали воду и топливо, а так же заделали часть пробоин линкор «Nevada» оказался на плаву.  Через два дня корабль стал в док на ремонт.  После небольшого ремонта линкор совершил переход  в Пьюджет-Сауд с 22 апреля по 1 мая 1942 г. Восстановлением линкора занялась военная верфь Бремертона.  Несмотря на тяжелый период Тихоокеанской войны, ремонт решили совместить с кардинальной модернизацией. Стоимость всех работ составила 23 миллиона долларов. Ремонт закончился спустя семь месяцев и 19 декабря 1942 г. линкор пришел в Лонг-Бич. Боевая подготовка линкора заняла целых четыре месяца.

Весной 1942 г. «Nevada» была включена в состав тактической группы, предназначенной для вторжения на острова Алеутской гряды Атту и Кыска. Операция получила название «Сэндкрэб». В числе других кораблей привлекались линкоры «Pennsylvania» и «Idaho». 7 апреля линкор оставил Лонг-Бич и взял курс на Сан-Франциско, где концентрировалась группа вторжения. В назначенное время в точке рандеву у восточной части Алеутской гряды собралось три линкора, шесть крейсеров, авианосец, девятнадцать эсминцев и пять транспортов под командованием Рокуэлла. 

11 мая началась высадка десанта на остров Атту.  Линкор «Nevada»  действовал с еще пятнадцатью судами в южной точке десантирования в заливе Массакре. Довольно долго десантные суда искали место для высадки. Шесть волн десанта успешно были доставлены на берег. К вечеру численность десанта составила 3,5 тысячи человек, а по полудню  японцы обнаружили противника и начали противодействовать.

12 мая линкор подавил горную орудийную батарею. До полудня 13 мая линкоры «Nevada»  и «Idaho» истратили все фугасные снаряды главного калибра, поддерживая продвижение десанта. Почти все снаряды поражали пулеметные гнезда, артиллерийские и минометные позиции врага. Из-за того, что бронебойные снаряды были не эффективны, линкоры отошли севернее и прикрывали десантников от возможного появления кораблей противника.

26 мая линкор ушел на базу в Адак для пополнения запасов и приема амуниции.  29 мая американцы захватили Атту, в плен удалось взять только 29 солдат противника. При этом американцы потеряли в ходе боев 549 убитыми и 1148 ранеными. Кроме этого не боевые потери составили 2100 человек из-за неподходящего климату обмундирования. Из-за отсутствия поддержки флота адмирала Кога, японцы эвакуировали гарнизон с острова Кыска еще до начала атаки американцев.

По прибытию в Адак было обнаружено, что машины линкора находятся в плохом состоянии и «Nevada» отправилась в Калифорнию для ремонта, на верфь острова Мэр-Айленд. Ремонт продлился несколько дней, после чего командование решило отправить линкор в Атлантику. В конце июня «Nevada» покинула Калифорнию и направилась  в Портсмут Вирджиния, куда прибыла 19 июля.  Где линкору предстояло заняться эскортом конвоев, которые регулярно отправлялись на Средиземное море, в Мурманск и на Британские острова.

Линкор продолжал сопровождать конвои до тех пор, пока его не включили в состав флота предназначенного для высадки союзников в Нормандию. Операция получила название "Оверлорд" и планировалась на май – июнь 1944 г. Линкорам «Nevada», «Texas» и «Arkansas» отводилась роль артиллерийской поддержки. 

В начале апреля 1944 г. линкор прибыл в Англию, где проводил совместные учения у берегов Ферт-оф-Клайд. 29 апреля все три линкора перебазировались в Белфаст, где началась предварительная фаза операции. 3 июня «Nevada» с большим эскортом вышла на встречу с основными силами западного оперативного соединения союзников.

5 июня основные силы флота вошли в район, назначенный для концентрации сил перед вторжением. Линкор входил в состав группы артиллерийской поддержки десанта TG-129. В составе группы находились три линкора «Nevada», «Texas» и «Arkansas», три крейсера «Quincy», «Enterprise» и «Glasgow», а так же группа эсминцев. 6 июня в 01:40 линкор вышел на свою огневую позицию и бросил якорь между крейсером «Quincy»и эсминцем «Battler».

В 05:36 открыли огонь корабельные орудия, 127-мм орудия линкора «Nevada» и крейсера «Quincy» били по море защитной дамбе. Используя данные самолета-корректировщика орудия линкора 50 минут обстреливали германские позиции у Сен-Васс-ля-Уж. Позже орудия главного калибра накрыли скопление немецких танков в районе Сент-Мерг-Эглиз. В течение дня линкор израсходовал 377 356-мм и 2693 127-мм снарядов. В течении следующий двух дней линкор подавлял огневые позиции противника, уничтожал живую силу и технику противника. Выполняя самые сложные поставленные задачи. После того как плацдарм расширился в глубь полуострова линкор вернулся в Плимут.

25 июня группа TG129 вышла из Портленда и направилась к Шербуру для обеспечения огневой поддержки с моря.  Утром группа поддержки без помех пересекла пролив. До полудня группа не открывала огонь согласно приказу, поступившего с берега. Через пять минут подверглись артиллерийскому обстрелу тральщики, идущие впереди группы.  Сразу же была поставлена дымовая завеса, а крейсер «Glasgow» открыл огонь по позициям немцев. В 12:30 тральщики ушли с линии огня и в бой вступили все тяжелый корабли группы. Первая заявка с берега поступила в 12:12, линкору «Nevada» предстояло подавить огневую позицию в 5 км. юго-западнее Керкевиля. Благодаря корректировке с берега все снаряды легли точно в цель и в 12:29 на линкор поступило сообщение о накрытии цели. После чего обстрел продолжался. За пять минут линкор сделал 18 выстрелов.

Артиллерийский бой продолжался до четвертого часа по полудню. Немецкие батареи показали хорошую живучесть. Стоило кораблям соединения подойти к берегу на расстояние 13-14 км., как по ним снова открывали огонь. За это время получили попадание линкор «Texas», крейсер «Glasgow»  и несколько эсминцев.

В 15:01 поступил приказ отходить всем кораблям группы TG129. За этот день линкор выпустил 112 356-мм и 958 127-мм снарядов по позициям противника. После пополнения запасов и приема амуниции линкор отправился в Средиземное море. 4 июля был пройден Гибралтарский пролив, и вскоре «Nevada» прибыла в порт Оран. Линкор был включен в состав штурмового соединения TG85. 15 августа началось вторжение в Южную Францию. В 06:40 группа вышла на исходную позицию, и корабли открыли огонь по противнику. Обстрел позиций противника продолжался до 08:15.Благодаря массированному артобстрелу десантируемые войска не встретили серьезного сопротивления противника.

На четвертый день операции «Nevada» прибыла в район Тулона для соединения с силами союзников для штурма укрепленной базы французского флота.  Группировка для штурма включала линкоры «Nevada», «Ramillies» и «Rolen», 14 крейсеров, 11 эсминцев и большой тральный караван.

Тулон был хорошо защищен и мел ряд батарей калибра 194-мм, 164-мм и 138-мм, кроме этого были еще 340-мм дальнобойные орудия, расположенные в четырех башнях. Эти орудия немцы сняли с французского линкора «Provence», угол возвышения был увеличен немцами до 50 градусов и дальнобойностью они превосходили артиллерию всех союзных кораблей.

19 августа начался обстрел береговой обороны Тулона, в нем участвовали линкоры «Rolen» и «Nevada», крейсеры «Augusta» и «Quincy». После того как 340-мм снаряд упал в 500 метрах от линкора эсминцы поставили дымовую завесу, что уменьшило эффективность немецкой артиллерии.  Под прикрытием дымовой завесы линкор постепенно продвигался вперед. Однако в этот же день достичь поставленной цели не удалось, так как тральщики не смогли полностью обезвредить Йерский рейд, куда союзные корабли намеревались прорваться. Решено было отойти.

На следующий день союзные корабли снова начали обстрел Тулона, за ночь немцы смогли восстановить часть разрушенных оборонительных сооружений, но союзная артиллерия свела огневую мощь обороны к минимуму. 21 августа капитулировал остров Поркероль, а спустя два дня белые флаги виднелись во многих местах побережья у Йерского рейда. Падение Тулона стало неизбежным.

24 августа 1944 г. «Nevada» была направлена в район Марселя, для подавления береговых батарей на островах Помег, Иф и Ратонно. Три батареи были уничтожены, а четвертая подавлена.  По итогам боев в Нормандии и Провансе линкор приобрел репутацию отличного артиллерийского корабля. Возможно лучшего во флоте союзников.

Миссия линкора «Nevada» в европейских водах была завершена, и корабль 26 августа направился в США. 19 сентября делегация “Серебряного штата” во главе с губернатором вручила командиру линкора ларец, сделанный из серебра. В нем содержалось более 2100 серебряных долларов, которые на следующее утро в торжественной обстановке были розданы экипажу корабля.

18 сентября линкор пришел в Норфолк, где прошел ремонт для подготовки корабля к завершающим боям на Тихом океане. В ноябре «Nevada» перешла на Тихий океан, где у берегов Южной Калифорнии до 20 декабря проводила стрельбы и учения. 3 января 1945 г. линкор пришел в Перл-Харбор, где занял швартовочное место F-8. После включения линкора в штурмовую группу по захвату укрепленного острова Иводзима, он ушел на Улити.

Силы вторжения состояли из 8 линкоров, авианосной армады и множества крейсеров и эсминцев. Линкор «Nevada» входил в группу TG52.12 которая состояла из шести линкоров и пяти крейсеров. 27 января линкор стал флагманом.

Ранним утром 16 февраля группа TG52.12 прибыла к юго-восточной стороне Иводзимы и 07:07 прогремел первый выстрел корабельной артиллерии с линкора «Nevada». Эффективность стрельбы была низкая, из-за плохой видимости и сильно продвинуться в этот день не удалось. На следующий день тяжелые корабли подошли на дистанцию 2-2,5 км от острова и обрушили огонь артиллерии на все, что могли заметить. 

В 10:25 корабли уменьшили огонь по острову. К берегу острова направились небольшие суда с саперами и боевыми пловцами на борту, для уничтожения подводных препятствий. Японцы приняли их за первую волну вторжения и открыли ураганный огонь. На выручку поспешили линкоры и крейсера, «Nevada» вплотную приблизилась к  острову. На расстоянии 700-750 метров линкор развернулся и начал давать залпы всем бортом. По берегу били орудия главного и среднего калибра, а так же 40-мм пулеметы. От залпов линкора рушились и оползали склоны с огневыми точками противника. Приняв на борт раненых «Nevada»отошла на дистанцию 2 км и продолжила бой.

19 февраля началось вторжение на остров. Линкор занимал позицию в южной части острова. Ее соседом с юга был линкор «Tennessee». Оба линкора обеспечивали прикрытие десантников 5-й дивизии морской пехоты. Враг хорошо подготовился к обороне, он имел артиллерийские огневые точки на горе, бесчисленное количество дзотов, пещер и пор из которых велся огонь по американским десантникам. В этот день корпус морской пехоты понес самые большие суточные потери. Спасал положение  только орудийный огонь кораблей, рушились доты и дзоты, умолкали огневые точки. В 09:25 «Nevada» получила приказ разрушить укрепленный бункер. 127-мм орудия не могли с ним справиться и линкор нанес удар из орудий главного калибра, фугасные снаряды разметали грунт, обнажив бетонные плиты. После этого в ход пошли бронебойные снаряды и к 11:00 бункер превратился в груду обломков. В 15:12 линкор дал залп по пещере у вершины горы Сурибаши, один из снарядов попал точно в цель. Из развороченного входа в пещеру свесилось покореженное японское орудие.

Ночью линкор не отошел в море, а остался на огневой позиции, командир корабля не зря предполагал, что ночью японцы пойдут в контрнаступление. Так и случилось. 127-мм орудия вели огонь осветительными снарядами, а по обнаруженным целям велся огонь всеми калибрами.  Контратака японцев захлебнулась благодаря огневой поддержки линкора.

24 февраля была захвачена гора Сурибати, но до капитуляции японцев было еще далеко. Сопротивление японцев длилось вплоть до 26 марта. Линкор оставался у берегов Иводзимы до 8 марта 1945 г. За это время он израсходовал 970 356-мм снарядов, 7 583 127-мм снарядов и 9 643 40-мм снарядов. Линкор вернулся на базу Улити для отдыха и подготовки к следующим операциям.

11 марта пополуночи, над мачтами линкора прошел двухмоторный бомбардировщик «Бэтти», однако линкору сопутствовала удача, японский пилот повел свою машину в самоубийственную атаку на авианосец «Randolph».

После не продолжительного отдыха линкор «Nevada» был зачислен в состав группы поддержки для штурма Окинавы, операция получила название «Айсберг». 21 марта группа артиллерийской поддержки TF54 двинулась к цели. В состав соединения входило 10 линкоров, семь тяжелых и три легких крейсера, 24 эсминца. С 25 марта линкор участвовал в обстреле Окинавы, который продлился два дня. Противодействие оказывала только авиация противника, большую опасность представляли воздушные камикадзе противника.   Линкор ощутил на себе их удар одним из первых, это произошло 27 марта когда группа поддержки приближалась к берегу, что бы занять огневые позиции.  На группу напали семь пикирующих бомбардировщиков «Вэл». Два самолета были сразу сбиты, а остальные получили повреждения. Тем не менее, в 06:22 один из самолетов  смог подойти к линкору с правого борта и спикировал на линкор. Удар пришелся в район барбетов третей башни главного калибра. В результате взрыва были уничтожены три 20-мм автомата, два самолета «Кингфишер», осколками посекло 356-мм орудие и барбеты башни №3. Так же были разрушены башенные прицелы, погибло 11 человек и 49 получили ранения.

Позже линкор подвергся второму нападению камикадзе по левому борту, однако залп 127-мм орудий прервал его полет. В 08:30 налет прекратился.

После атаки камикадзе линкор из строя не выбыл, хоть и имел пробоину на корме главной палубы, а башня №3 главного калибра не функционировала. Линкор сходил на Керамо-Рето за пополнением амуниции и на следующее утро в 10:30 вернулся.

31 марта началась массовая атака камикадзе на флот вторжения. Несмотря на шквальный огонь противовоздушной обороны и прикрытия истребителей камикадзе смогли поразить тяжелый крейсер «Indianapolis», легкий крейсер и флагманский линкор 5-го флота.  «Nevada» повреждений не получила.

1 апреля начался захват острова Окинава, в 05:40 корабли открыли ураганный огонь. Десантники почти без сопротивления захватили плацдарм длиной 9 и глубиной 3 м. Атаки камикадзе возобновились, был поврежден линкор «Vest Virginia», а «Pennsylvania» получила торпедное попадание.

5 апреля линкор подвергся обстрелу хорошо замаскированного 150-мм орудия. Это случилось, когда линкор медленно двигался на юго-запад в 4-5 км. от берега. За 18 минут японцы успели сделать 23 выстрела, из которых пять поразили линкор. Первый снаряд попал в подъемный кран на корме. Второй дал рикошет от главной палубы между барбетами башен №3 и №4 главного калибра. Третий пробил буль правого борта у самой ватерлинии. Четвертый разорвался на главной палубе напротив барбета башни №3. Последний снаряд пробил обшивку правого борта и разорвался на главной палубе. В ответ линкор обрушил град 356-мм и 127-мм снарядов на японское орудие.

6 апреля противник решился пойти в самоубийственную атаку последними боеспособными силами флота во главе с линкором «Yamato», одновременно с массированным налетом камикадзе. Линейные корабли двинулись на перехват японского соединения, но с ним разделалась палубная авиация.

15 апреля «Nevada» вернулась в Перл-Харбор для ремонта. После окончания ремонта линкор в сопровождении двух эсминцев направился на Маршалловы острова.  18 июня принял участие в бомбардировке атолла Джалиут. 22 июня корабль отправился на север для соединения с группой TG58, направлявшейся в район Шанхая. 28 июня «Nevada» встретилась с двумя новейшими линейными крейсерами «Alaska» и «Guam», которые запросили медицинской помощи у линкора.

31 июня 1945 г. группа вернулась в залив Бакнера на Окинаве. После чего группа успешно действовала в Южно-Китайском море и у острова Лейте. Мощное зенитное вооружение кораблей позволило сбить большое количество самолетов противника.

Ввиду предстоящей атаки на острова японской метрополии линкор вернулся в Окинаву, где был зачислен в состав группы TF32. В состав группы входили линкоры «Vest Virginia», «Tennessee», «Nevada» и «California», три крейсера, эскортные авианосцы и эсминцы. Группа обеспечивала прикрытие тральных караванов, которым надлежало очистить от мин Восточно-Китайское море. Однажды в начале августа линкор чуть было не подорвался. В носу по правому борту лежащего в дрейфе корабля раздался громкий звук, напоминающий скрежет якорной цепи. К счастью мина, если это была она, не взорвалась. Линкор обеспечивал прикрытие с 30 июня по 7 августа 1945 г.

12 августа линкор пришел на Филиппины. 2 сентября была подписана капитуляция в Токийском заливе. К сожалению, линкор «Nevada» не пригласили на церемонию, хотя он вполне этого заслуживал. За время Второй Мировой Войны линкор получил семь звезд за участия в боевых операциях.

27 октября линкор отпраздновал День флота в Лонг-Бич. В январе 1946 г. началось формирование корабельной и авиационной группы для проведения испытания атомного оружия у атолла Бикини под названием Перекресток. В него вошли 230 американских и трофейных кораблей, 150 самолетов и 42 тысячи человек.

 Линкору «Nevada» отводилась особая  роль – она должна была оказаться в самом эпицентре атомного взрыва. Вокруг на разном удалении была расставлена сотня кораблей всех классов. Первый атомный взрыв должен был произойти в воздухе.

30 июня 1946 г. подопытные корабли были оставлены экипажами. На следующее утро около 09:00 атомная бомба отделилась от В-29. Взрыв произошел в 158 метрах от поверхности лагуны, отклонение составило километр. К удивлению авторов Манхэттенского проекта массовой гибели кораблей не произошло. Легкие конструкции линкора были сильно повреждены или снесены, но стабильности корабля ничто не угрожало. После поднятия на борт группа дозиметристов зафиксировала довольно значительный уровень радиации.

Второе испытание было назначено на 25 июля, атомный заряд был спущен под воду с десантного корабля. После чего действующие корабли отошли на дистанцию в 20 миль от атолла. Взрыв произошел по радиосигналу в 08:35. Поверхность лагуны вспучилась, приподняв корабли цели, а в эпицентре встала до небес огромная колонна воды. Расширяющимся кольцом разошлась 30-метровая волна. Линкор казался парящим в воздухе, но когда водные потоки опали, корабль оказался на плаву. Его надстройки были покорежены,  борта погнуты, но тонуть линкор не собирался.

В результате подводного взрыва затонул «Arkansas», который стоял у эпицентра. Линкор «Nagato» имел сильный крен на правый борт и постепенно погружался. Японский крейсер «Sakawa» опрокинулся и ушел на дно.

Всего в результате испытаний, 16 судов затонуло или полностью потеряли боеспособность. Еще 25-30 судов получили сильные повреждения.

26 августа 1946 г. линкор «Nevada» был выведен из состава флота. Линкор со слабой радиацией был отбуксирован на Кваджалейн, где он простоял до 1948 г. После чего он, как и многие другие ветерана атолла Бикини подвергся испытанию новых систем оружия.  26 июля 1948 г. линкор отбуксировали к Перл-Харбору и начали расстреливать и бомбить. Практиковалась группировка из 14 кораблей и 60 самолетов. Радиоуправляемые бомбы и ракеты, сотни 127-мм снарядов оставили линкор непоколебимым. После к обстрелу подключился линкор «Iowa». После обстрела 410-мм снарядами палубы осевшей «Nevada»все еще возвышались над водой. Затем за ветерана взялись крейсера «Pasadena», «Springfield» и «Astoria». Сначала они вели огонь с дистанции 22 км, потом били в упор с 5,5 км. «Nevada» выдержал и это, упрямый линкор не хотел тонуть.

31 июля 1948 г. линкор «Nevada» атаковали самолеты-торпедоносцы. В 14:00 торпеда поразила правый борт в области миделя. Взрыв привел к небольшому крену. Спустя 34 минуты линкор резко повалился на правый борт и ушел кормой под воду. Линкор «Nevada» затонул в 65 милях на северо-запад от Перл-Харбора на глубине 4730 метров.

Фотографии

Об авторе

Овчинников Александр

Я занимаюсь web-разработкой уже более трех лет, на изучение web-программирования меня вдохновила книга «Хакеры», которая входит в состав литературного сериала «Этногенез». И так как мой отец уже более 25 лет нтересуется историей военно-морского флота стран мира и создает силуэты кораблей в высоком разрешении, мною был разработан данный проект и написаны к нему статьи.