navyhistory

"Almirante Latorre - Canada" - Линейный корабль Чили - Великобритании

«Almirante Latorre» - линкор военно-морского флота Чили. Линкор строился и проектировался в Великобритании, изначально планировалось построить два корабля. Однако с началом Первой Мировой Войны был реквизирован Адмиралтейством Великобритании и после достройки был включен в состав британского флота под названием «HMS Canada».

Проектирование

Известия о новой аргентинской кораблестроительной программе 1908 г вызвали в Чили обеспокоенность, и уже в следующем году была утверждена программа усиления флота. Согласно которой, предусматривалась постройка одного линкора водоизмещением до 23 000 т, с вооружением главного калибра, состоящим из восьми 305-мм орудий, с бортовой броней 229-мм и скоростью 23 уз. Позже данная программа была пересмотрена и количество линкоров увеличили до двух. Уже в 1911 г парламент Чили выделил деньги на постройку двух линкоров и в скором времени был объявлен конкурс среди, американских и английских судостроительных компаний. Победу одержала английская компания “Armstrong”.

Проект был разработан английским инженером Д. Р. Перретом, который до этого спроектировал линкор «Rio de Janeiro» для бразильского флота. Согласно проекту водоизмещение линкора составляло 27 400 т и скоростью хода 23 уз. Для вооружения главного калибра были специально спроектированы новые 356-мм орудия, которые оказались лучше 343-мм британских орудий. Изначально предполагалось корабль вооружить 120-мм орудиями противоминного калибра, однако, из-за того, что на линкоре «Rio de Janeiro» были установлены 152-мм орудия, калибр противоминной артиллерии увеличили до 152-мм. Как следствие, водоизмещение возросло до 28 000 т, а скорость уменьшилась до 22,75 уз.

Всего было заложено два корабля: «Almirante Latorre» и «Almirante Cochrane».

Конструкция

Линкор «Almirante Latorre» практически полностью повторял конструкцию английских линкоров класса «Iron Duke». Отличия заключались в использовании в качестве артиллерии главного калибра 356-мм орудий вместо 343-мм. Расположение и количество орудий осталось прежним.  Количество орудий противоминного калибра увеличилось на 4, а расположение изменилось. Количество паровых турбин осталось прежним, а вот количество паровых котлов было увеличено. Длина и ширина линкора возросла не значительно, а вот толщина главного броне пояса была уменьшена на 76-мм. Так же была уменьшена толщина верхнего броне пояса на 24-мм. Бронирование башен главного калибра и боевой рубки осталось на прежнем уровне.

Длина корабля по ватерлинии составляла 190,5 м., а общая – 201,5 м. Ширина корпуса составляла 28,2 м., а осадка – 8,9 м. Стандартное водоизмещение составляло 25 401 т., а полное – 32 514 т. Экипаж корабля состоял из 834 офицеров и матросов.

Двигатели

Линкор имел смешанную энергетическую установку, которая состояла из двух турбоагрегатов  суммарной мощностью 37 000 л.с. и приводившие во вращение два вала. Каждый турбоагрегат состоял из паровой турбины низкого давления «Parsons» и турбины высокого давления «Brown-Curtis». Пар для турбин вырабатывали двадцать один паровых котла «Yarrow» со смешанным отоплением. Запас топлива составлял 3 300 т угля и 520 т нефти, что обеспечивало дальность плавания 1 400 миль при 10 уз. Максимальная скорость хода составляла 22,75 уз.

Вооружение

Вооружение главного калибра линкора «Almirante Latorre» состояло из десяти 356-мм орудий 45 калибра, и размещались в пяти двух-орудийных башнях. Башни главного калибра располагались в диаметральной плоскости, при этом концевые башни были линейно возвышенные. Максимальный угол возвышения составлял 20 градусов, что обеспечивало дальность стрельбы в 22 200 м. Орудия вели огонь 720-кг снарядами. Достоверно не известно, какими типами снарядов вели огонь, однако можно предположить, что они могли вести огонь бронебойными, фугасными и возможно шрапнельными снарядами. По проекту боезапас на каждое орудие должен был составлять 100 зарядов.

Вооружение противоминного калибра состояло из шестнадцати 152-мм орудий 50 калибра. Они размещались в казематах по бортам корпуса. При этом двенадцать орудий располагалось на главной палубе, а четыре – на уровне палубы бака. Данные орудия вели огонь 45,4-кг снарядами со скорострельностью 5 – 7 выстрелов в минуту. Максимальный угол возвышения составлял 20 градусов, что обеспечивало дальность стрельбы в 14 450 м.

Дополняли вооружение четыре 533-мм подводных торпедных аппарата.

Бронирование

Вертикальное бронирование корабля состояло из главного и верхнего броне пояса, а горизонтальное – из главной и нижней броне палубы. Главный броне пояс тянулся от барбетов концевых башен главного калибра. Его максимальная толщина составляла 229-мм, в нос и корму толщина уменьшалась последовательно до 152-мм и 102-мм. Не доходя до оконечностей, он заканчивался 102-мм траверсами.

Выше главного пояса располагался верхний броне пояс высотой 5,1 м и такой же длины, как и главный. Его максимальная толщина составляла 179-мм,  к верхней кромке толщина уменьшалась до 114-мм.

Главная броне палуба имела толщину 37-мм по всей длине, выше нее располагалась еще одна 25-мм палуба.  На уровне ватерлинии в нос и корму от траверсов шла нижняя броне палуба, с толщиной 51-мм и 102-мм соответственно. Казематы противоминного калибра имели бронирование толщиной 152-мм.

Фронтальное бронирование башен главного калибра составляло 254-м, боковое – 229-мм и крыши – 102-мм. Бронирование барбетов выше пояса составляло 254-мм, а ниже – 102-мм. Толщина стен боевых рубок составляло 280-мм. Бронирование крыши боевой рубки составляло 76-мм.

Модернизации

Во время Первой Мировой Войны демонтировали два 152-мм орудия из казематов на уровне верхней палубы расположенных в районе башни главного калибра №3. Так же было добавлено зенитное вооружение, которое состояло из двух 76-мм зенитных орудия. Изначально они должны были размещаться по бортам от мостика на носовой надстройке, однако позже их перенесли на кормовую надстройку. Данные орудия вели огонь 5,67-кг снарядами со скорострельностью 12 – 14 выстрелов в минуту. Углы возвышения составляли от -10 до 90 градусов, при этом эффективная дальность стрельбы составляла 4 900 м.  

В период с 1929 г по 1931 г линкор прошел ремонт и модернизацию в Англии, на верфи ВМС в Девонпорте. Корабль оснастили противоторпедными булями, которые повысили ширину корпуса до 31,4 м. Паровые котлы перевели на чисто нефтяное отопление. Так же установили четыре новые турбозубчатые агрегаты «Parsons». Переход на нефтяное отопление позволил увеличить дальность плавания до 4 400 миль при 10 уз. Был увеличен угол возвышения орудий главного калибра, а систему управления огнем заменили более совершенной. Вместо 76-мм зенитных орудий установили четыре 102-мм орудия. Можно предположить, что устанавливались орудия модели 4"/45 (102 mm) QF Mark V.  Данные орудия могли вести огонь 15,2-кг снарядами или 25,4-кг унитарными снарядами и имели углы возвышения от -10 до 90 градусов. Потолок стрельбы составлял 8 800 м, при этом максимальная дальность стрельбы составляла 15 000 м. Скорострельность данных орудий варьировалась от 10 до 15 выстрелов в минуту.

В 1932 г на юте линкора установили катапульту итальянского производства. Однако уже в 1938 г ее демонтировали.

В 1935 г было незначительно усилено зенитное вооружение, установили два 40-мм автомата.

В 1941 г зенитное вооружение существенно усилили, установив восемнадцать 20-мм автоматов.

В 1945 г после окончания Второй Мировой Войны торпедное вооружение было демонтировано.

Служба

После начала Первой Мировой Войны британское Адмиралтейство распорядилось реквизировать все корабли, строившиеся для иностранных держав. Это решение было утверждено кабинетом министров 5 сентября 1914 г. Так еще не достроенный линкор «Almirante Latorre» перешел к Великобритании. Чтобы корабль соответствовал требованиям английского флота, в проект сразу же внесли ряд изменений. 30 сентября 1915 г линкор вступил в строй и был переименован в «HMS Canada», а уже в октябре был зачислен в состав английского флота.

С началом военных действий английский флот установил блокаду Северного моря, препятствуя морским поставкам сырья и продовольствия в Германию. Основная задача английского флота заключалась – не допустить прорыва немецких кораблей. К моменту входа линкора в строй, германский флот предпринял попытку прорыва блокады и известно как сражение в Гельголандской бухте, состоявшееся 28 августа 1914 г. В ходе данного сражения были потоплены три легких крейсера и один миноносец германского флота.

Следующая попытка прорыва блокады состоялась  24 января 1915 г и известно как сражение у Доггер-банки. Хотя линкор «HMS Canada» уже входил в состав флота, в этом сражении он не принимал участие. В ходе сражения бал потоплен броненосный крейсер «SMS Blücher» германского флота, после чего корабли германского флота до января 1916 г не выходили дальше, чем на 120 миль от своих баз. После назначения нового командующего германским флотом возобновились активные действия. Так 17 мая 1916 г должна была начаться атака линейных крейсеров германского флота на Сандерленд. Для осуществления операции в море должны были быть направлены семнадцать подводных лодок, которым предстояло поставить минные заграждения возле английских портов и атаковать выходящие из них корабли. Однако из-за ремонтных работ, проходящих на линейном крейсере «SMS Seydlitz», операция была отложена на 31 мая.

К этому времени британское Адмиралтейство уже раскрыло планы германского флота, и 30 мая 3-я эскадра линкоров получила приказ готовиться к выходу в море.

30 мая в 21:30 в море вышел флот линейных крейсеров (далее ФЛК), в его состав входила 1-я и 2-я эскадра линейных крейсеров, 5-я эскадра линкоров, 1-я, 2-я и 3-я эскадра легких крейсеров. Их сопровождало три флотилии эсминцев и гидроавианосец.

30 мая в 22:40 из Скапа-Флоу и Кромарти вышли двадцать четыре линкора. В числе линкоров был «HMS Canada» в составе 4-й эскадры. Всего вышло 1-я, 2-я и 4-я эскадра линейных кораблей в составе линейного флота (далее ЛФ), а так же 3-я эскадра линейных крейсеров, 1-я и 3-я эскадра крейсеров. Их сопровождало 50 эсминцев и 4-я эскадра легких крейсеров.

31 мая германский флот открытого моря вышел в море и направился к берегам Норвегии. Во время движения командующий флота получал сообщения о перемещении кораблей противника от подводных лодок, однако данные были противоречивые. 

Встреча 1-й разведгруппы германского флота с 1-й и 2-й эскадрой британских линейных крейсеров  ФЛК  состоялась 31 мая в 15:49 в Северном море вблизи датских островов Ютландия. Корабли шли на сближение параллельным курсом, при этом оба флота старались подойти как можно ближе, прежде чем открыть огонь. Первыми открыли огонь германские линейные крейсеры с дистанции 13 700 м. Не один из снарядов не накрыл цель, так как германские артиллеристы не правильно определили дистанцию.

Обе эскадры шли почти параллельным курсом, при этом германская эскадра имела более выгодную позицию, так как солнце освещало английские корабли, а ветер уносил дым прочь. После пристрелочных залпов английские корабли получили три попадания, при этом германские корабли оставались невредимыми еще 5 минут. Кроме этого у английской эскадры возникла путаница с распределением целей. В ходе боя корабли с обеих сторон получали повреждения, а в 16:02 произошла первая трагедия. Линейный крейсер «Indefatigable» получил два прямых попадания в район полубака и носовую башню, которая взорвалась. Из-за детонации боекомплекта корабль взорвался, при этом погиб почти весь экипаж.

В 16:08 в бой вступила 5-я эскадра британских линейных кораблей, открыв огонь с максимальной дистанции в 18 300 м, при этом сразу же добилась прямых попаданий. Тем временем германские линейные крейсеры «Derflinger» и «Seydlitz» сосредоточили огонь на линейном крейсере «Queen Mary» . Уже в 16:26 в британский корабль получил прямое попадание в носовую часть, в результате чего произошел взрыв и почти тот час произошел еще один взрыв в средней части. Из-за полученных повреждений корабль затонул, из его экипажа удалось спастись лишь 17 человек.

Спустя две минуты после того как затонул «Queen Mary» германские корабли начали выходить из сражения, они больше не могли выдержать обстрела британских крейсеров.

Встреча линейных кораблей состоялась в 16:40. Так как приказы передавались флагами и не дублировались прожекторами, то 5-я эскадра линкоров британского флота выполнила приказ к развороту только в 16:57. В это время 3-я эскадра германских линкоров сосредоточила огонь на точке разворота, и под обстрел попали линкоры «Malaya», «Barham» и «Warspite». Самые серьезные повреждения получил линкор «Malaya», от гибели его спасло только мастерство командира. «Barham» получил незначительные повреждения.

После разворота линкоры «Barham» и «Valiant» открыли огонь по линейным крейсерам противника, а «Malaya» и «Warspite» - по головным линкорам противника и сразу же добившись прямых попаданий. Повреждения получили германские линкоры «Konig», «Grosser Kurfurst» и «Markgraf».

Тем временем, вышедшая из Скапа-Флоу в 16:05 3-я эскадра линейных крейсеров  ЛФ направлялась к месту сражения. Шедший впереди легкий крейсер «Chester» в 17:36 заметил легкие крейсера противника 2-й разведгруппы.  Несмотря на превосходящие силы противника, он открыл огонь, в результате обстрела корабль получил 18 попаданий.  Несмотря на полученные повреждения, корабль развил скорость в 28 уз и оторвался от противника.

Спустя 24 минуты корабли 3-й эскадры открыли огонь по противнику с дистанции 10 200 м, позже сократив дистанцию до 7 300 м. Линейный крейсер «Invincible» сконцентрировал огонь своей артиллерии на легком крейсере «Wiesbaden», который из-за полученных повреждений позже затонул.  Остальные корабли разведгруппы получили тяжелые повреждения.

Тем временем 5-я эскадра линкоров продолжала бой с германскими линейными крейсерами и 1-й и 3-й эскадрой линкоров. Несмотря на ранее полученные повреждения, английские линкоры повредили линкоры «Grosser Kurfurst», «Markgraf» и линейные крейсеры «Derflinger», «Seydlitz» и «Lutzow». При этом корабли 5-й эскадры не получили ни одного повреждения.

В 18:00 1-я эскадра крейсеров ЛФ заметила 2-ю разведгруппу противника, выходящую с повреждениями из боя с 3-й эскадрой линейных крейсеров ЛФ, и открыла по ним огонь. Через несколько минут из тумана появились линейные крейсеры 1-й разведгруппы и 3-я эскадра линкоров противника и сразу же открыли огонь по 1-й эскадре крейсеров с дистанции 6 400 м. Крейсер «Defence» попал под плотный артиллерийский обстрел, а в 18:15 получил несколько критических повреждений, из-за которых затонул. В этот момент крейсер «Warrior» находился между линкорами противника и 5-й эскадрой линкоров. Дав последние два залпа из орудий правого борта, он отошел, получив 15 повреждений. От уничтожения крейсер спасло то, что в это время на линкоре «Warspite» заклинило руль, и линкоры противника перенесли огонь на него. К сожалению, крейсер не дотянул до базы и поздней ночью затонул недалеко от Розайта.

В 18:15 основные силы линейного флота развернулись на левую фланговую одно кильватерную колонну, головным кораблем  которой был линкор «King Georg V». Данный маневр давал английскому флоту возможность произвести охват головы флота противника и отрезать его главными силами от баз.

5-я эскадра линкоров замедлила ход и совершила круговой поворот влево, что бы пристроиться сзади основных сил в кильватерной колонне. При выполнении маневра эскадра попала под обстрел линейных кораблей противника. Все линкоры получили новые повреждения, а на «Warspite» опять заклинило руль, из-за чего он получил 13 новых попаданий.

Все это время командующий германского флота и не подозревал о приближении британского линейного флота, развертывание которого скрыл затянувший район боя дым. В 18:17 линкор «Marlborough» открыл огонь по флагманскому линкору «Konig», а следом за ним открыли огонь и остальные корабли. Так же обстрелу подверглись линейные крейсера 1-й разведгруппы. Линкор «HMS Canada» и «Iron Duke» вели огонь по легкому крейсеру «Wiesbaden».

Тем временем 1-я и 2-я эскадра линейных крейсеров ФЛК совместно с 3-й эскадрой линейных крейсеров ЛФ завязали бой с 1-й разведгруппой. Во время боя линейный крейсер «Lutzow» получил девять попаданий, а «Derflinger» - четыре. Однако в 18:29 пелена тумана рассеялась и на крейсере «Derflinger» заметили четкий силуэт линейного крейсера «Invincible». Спустя пару минут германский снаряд пробил башню главного калибра №3 «Invincible», а спустя пару секунд с детонировал боекомплект. Корабль разломился пополам и затонул.

В тоже время германский линейный флот находился под плотным огнем британского флота, и его положение было критическим. Единственной  возможностью избежать разгрома было, выполнить сложный маневр, а именно одновременный разворот всех кораблей эскадры на 180 градусов. В 18:25 корабли эскадры под прикрытием дымовой завесы выполнили безукоризненно данный маневр, и ушли на запад от противника. Британский флот не стал сразу преследовать уходящие германские корабли, так как опасался торпедных атак эсминцев и плавающих мин.

Спустя десять минут британский флот повернул на юго-запад стараясь перехватить отступающего противника. В 19:00 2-я эскадра легких крейсеров ФЛК повернул на юг, стараясь установить местонахождение противника. Спустя несколько минут было обнаружено местоположение противника, о чем было доложено командующему британского флота. Уже в 19:10 головные части германского флота появились в зоне видимости британских линейных кораблей. 1-я эскадра линкоров сразу же открыла огонь по головным линкорам противника, а 5-я эскадра линкоров – по его линейным крейсерам. Спустя десять минут в бой вступили все британские корабли.

Германские корабли оказались в сложном положении. Линейный крейсер «Lutzow» и без того имевший сильные повреждения получил новые попадания, из-за которых на корабле возник пожар. Так же серьезные повреждения получили линкоры «Friedrich der Grosse», «Konig» и «Grosser Kurfurst». Что бы вырваться командующий германского флота решил пожертвовать линейными крейсерами, которые, не смотря на повреждения, выполнили приказ.

Однако в 19:17 они получили новый приказ, и отвернули, пройдя прямо перед головой колонны германских линкоров. Из-за чего, 3-я эскадра линкоров сбилась в кучу, некоторые линкоры даже застопорили ход. Такую возможность не могли упустить британцы, и германские корабли получили новые попадания. Однако германские корабли смогли выполнить разворот на запад, и в 19:35 развив полный ход, скрылись в тумане. При этом отступление прикрывали линейные крейсеры.

Германский флот открытого моря уходил к своим базам в направлении Хорнс-рифа, при этом его преследовал британский флот. За время погони было много не продолжительных боев. Германский флот был лучше подготовлен к ночному бою, чем английский. По этой причине британский флот перестроился в четыре кильватерные колонны и намеревался перехватить флот противника на рассвете на подходах к Гельголанду или Эмсу.

В 21:40 расстояние между эскадрами германского и британского флота составляло менее восьми миль, и они сходились под острым углом. Готовя свои корабли к ночному сражению, командующий германского флота начал перестраивать их. Во время выполнения маневра на линкоре «Schleswig-Holstein» заметили по левому борту белый огонь на мачте одного из легких крейсеров 2-й эскадры ФЛК, после чего были перехвачены секретные сигнальные позывные. Что позволило в 22:00 начать ночную атаку используя полученные позывные. Крейсеры 2-й разведгруппы подошли к 11-й флотилии эсминцев на дистанцию 4 мили и открыли огонь по крейсеру «Castor», так как при этом они сообщили секретные позывные, то британские корабли не сразу открыли огонь в ответ.

В ходе боя крейсер получил сильные повреждения, так же тяжелые повреждения получил германский крейсер «Hamburg».

Через 20 минут подверглась нападению 2-я эскадра легких крейсеров ФЛК, ее атаковали крейсера 4-й разведгруппы. Сильные повреждения получил «Southampton», повреждения остальных кораблей были не так значительны. Несмотря на сильные повреждения в 22:40 «Southampton» потопил торпедой легкий крейсер «Frauenlob». С линкора «Iron Duke» видели вспышки выстрелов, однако их приняли за отражение атаки эсминцев врага. Тем временем германский командующий уже точно знал, что находится в хвосте британской колонны и приказал идти прямо к маяку Хронс-риф, не сворачивая, несмотря ни на какие атаки британцев.

Позже ночью состоялось несколько боевых столкновения эсминцев с флотом противника, однако о них так и не сообщили командующему флота. Таким образом, германский флот свободно прошел в хвосте британского флота и направился к своим базам. В 04:15 британский флот перестроился в дневной походный ордер и направился к своим базам.

В ходе сражения линкор «HMS Canada» выпустил 42 356-мм и 109 152-мм снарядов, повреждений не получил. 12 июля 1916 г был переведен в состав 1-й эскадры линкоров. Дальнейшая служба протекала рутинно, линкор выходил в море для проведения учений. Так же участвовал в попытках навязать германскому флоту второе генеральное сражение, однако безуспешно.

После капитуляции Германии 10 ноября 1918 г, германский флот открытого моря, выполняя условия капитуляции, вышел в море 21 ноября и направился к берегам Англии. В числе встречающих кораблей, вышедших встречать сдающегося врага, был и линкор «HMS Canada».

В марте 1919 г линкор вывели в резерв, после чего он прошел ремонт. После ремонта линкору вернули его название «Almirante Latorire» и он в следующем году вошел в состав чилийского флота.

Как мы уже писали выше, в 1929 г корабль вернулся в Англию для проведения модернизации. После завершения модернизации он вернулся в Чили, где был вовлечен в мятеж на флоте. Из-за кризиса 1930-х г экономика Чили сильно пострадала, и правительство планировало снизить жалование на флоте. Что вызвало массу недовольства, а в дальнейшем переросло в восстание. Не остался в стороне и только, что модернизированный линкор. С утра на корабле арестовали всех офицеров и отправили в столицу требования об изменении экономического курса страны. Для переговоров с бунтовщиками был отправлен адмирал Эдгард фон Шродерс, но это ни к чему не привело. Через четыре дня к мятежу присоединились корабли, стоящие на базе Талькахуано.

6 сентября правительство решило подавить восстание силой и отдало приказ начать бомбардировку мятежников, используя артиллерию и авиацию.  80 военных аэропланов в течение 30 минут бомбили стоявшие в гавани Кокимбо корабли. В результате авиационного налета затонул один крейсер и еще шесть кораблей получили сильные повреждения. В ходе налета линкор не пострадал. Уже вечером после артиллерийского обстрела и авиационного налета мятежники были вынуждены сдаться.

В момент начала Второй Мировой Войны линкор «Almirante Latorre» осуществлял патрулирование своих территориальных вод. После атаки на Перл-Харбор, представитель Соединенных Штатов побывал в Чили, с целью приобретения линкора и нескольких эсминцев. Однако правительство Чили отклонило это предложение и до конца Второй Мировой Войны линкор «Almirante Latorre»  осуществлял патрулирование нейтральных вод.

После окончания Второй Мировой Войны линкор занимался патрулированием территориальных вод. Он выходил в море в плоть до, 1951 г когда на корабле произошло чрезвычайное происшествие в машинном отделение, из-за которого погибло три человека. 

В октябре 1958 г линкор «Almirante Latorre» был исключен из списков флота. В начале 1959 г его продали на слом в Японию. Данный корабль стал последним линкором, участвовавшим в Ютландском сражении и исключенным из списков флота.

Фотографии

Об авторе

Овчинников Александр

Я занимаюсь web-разработкой уже более трех лет, на изучение web-программирования меня вдохновила книга «Хакеры», которая входит в состав литературного сериала «Этногенез». И так как мой отец уже более 25 лет нтересуется историей военно-морского флота стран мира и создает силуэты кораблей в высоком разрешении, мною был разработан данный проект и написаны к нему статьи.